Грот (Groth) - два немецких живописца, трудившиеся и умершие в России. 1) Георг-Христоф Грот (1716 - 1749), портретист, сын и, вероятно, ученик штутгартского придворного живописца Иоганна-Христова Грот, в 1741 г. прибыл, по приглашению генерала Левендаля в Ревель, через два года перебрался в Санкт-Петербург, сделался живописцем высочайшего двора и, оставшись здесь до конца своей жизни, писал портреты особ императорской фамилии и русской знати. Был небольшого роста и горбат, вследствие чего получил, в отличие от своего брата, прозвище: ""маленький Грот"". Портреты его работы, нередко встречающиеся в Санкт-Петербурге, отличаются добросовестностью исполнения и очевидным сходством. Таковы, например, портреты императрицы Елизаветы Петровны и великого князя Павла Петровича вместе с великой княгиней Екатериной Алексеевной , находящиеся в галерее дома Романовых в императорском Эрмитаже. - 2) Иоганн-Фридрих (Иван Федорович) Грот (1717 - 1800), живописец животных, брат предыдущего, прибыл вместе с ним в Санкт-Петербург в качестве ""контрофагера"", т. е. реставратора картин, и, проведя здесь 58 лет, совершенно обрусел и имел значительное влияние на развитие русской живописи. Императрица Елизавета Петровна, любительница охоты и прогулок верхом, сама метко стрелявшая из ружья дичь, любила также и изображения охотничьих сцен, диких зверей и домашних животных. Грот, писавший подобные сюжеты бойко и натурально, пользовался ее благоволением и, занятый постоянно высочайшими заказами, исполнил множество картин в этом роде. Каждое новое произведение его кисти служило поводом к посещению его мастерской целым двором. С 1749 по 1761 г. он носил титул придворного живописца. В 1765 г. новоучрежденная Санкт-Петербургская Академия Художеств приняла его в свою среду со званием академика, затем, через год, возвела в советники, а в 1774 г. - в почетные вольные общники. Он был в ней первым преподавателем живописи животных и образовал многих учеников, к числу которых принадлежал, между прочим, известный баталист и пейзажист екатерининского и александровского времени М.М. Иванов . Коллекция картин, исполненных Гротом по заказам императрицы Елизаветы, украшала охотничий павильон Мон-Бижу, в Царском Селе; отсюда она, в 1765 г., была передана (в числе 41 картины) в Академию Художеств, где до начала нынешнего столетия составляла особую ""Гротовскую галерею"". В настоящее время из этих картин в академическом музее имеется только одна (""Битая дичь""); прочие исчезли неизвестно куда. Зато довольно много произведений Грота сохранилось в Гатчинском дворце, в охотничьем домике в селе Ящеры и у частных владельцев. А. С-в.