ГРОТЕСК

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГРОТЕСК
(фр.drotesque — причудливый, смешной, комический) — в первоначальном значении — вид ор-намента, использовавшийся в искусстве итальянского Возрождения, отличающийся причудливым сочетани-ем изображений людей, растений, животных, фантастических существ. Впервые образцы гротеска были обнаружены в развалинах древнеримских построек, называемых «гротами», откуда и получили свое название. Второе значение термина «гротеск» трактует его как особый способ выражения комического, при котором образность достигается причудливым, контраст-ным сочетанием реального и фантастического, прав-доподобного и карикатурного, прекрасного и безобразного, а также доходящего до уродливости соединения несоединимых элементов. Гротескные образы обычно обобщают явления и отношения, достойные осуждения, негодования, презрения, и рассчитаны не столько на смех, сколько на осмеяние. В широком словоупо-треблении гротеск — это характерное до уродливости и фантастическое странное.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ГРОТЕСК
франц. grotesque, итал. grottesco – «причудливый» от grotta – «грот»), фантастический художественный образ, в котором причудливо и странно сочетаются образы или детали, несоединимые в реальной действительности. Термин «гротеск» происходит от обозначения, которое было дано античным фрескам, обнаруженным в конце 15 в. художником Рафаэлем при раскопках древнеримских бань. Эти фрески состояли из фантастичных и невероятных изображений: человеческих тел, превращающихся в туловища животных, фигур людей, вырастающих из чашечек цветов, и т. д.
Наиболее ранние примеры гротеска встречаются в фольклоре и в античной литературе. Широкое распространение гротеск получил в комической и сатирической литературе: нравы страны лошадей-гуингмов в романе Дж. Свифта «Путешествия Гулливера», превращение носа чиновника Ковалева в живое существо, независимое от прежнего «хозяина», в повести Н. В. Гоголя «Нос», градоначальник с головой-органчиком в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Гротеск любили писатели-романтики, создававшие не только сатирические и комические, но и трагические примеры гротеска (оживающая смертоносная кукла в повести Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек», 1817, и др.). В 20 в. наиболее известные примеры трагического гротеска принадлежат Ф. Кафке (превращение человека в жука в повести «Превращение», 1916).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Орнамент арабески и гротеск в русском классицизме второй половины XVIII века. К вопросу об объемно-п

Литвин Татьяна Анатольевна
Cтатья посвящена изучению дворцовых люстр времен правления Екатерины II и Павла I. Принципам устройства осветительных приборов русского классицизма уделяли внимание лишь единичные исследователи.
Читать PDF
0.00 байт

Гротеск и парадокс: категория "фантастическое" в контексте изучения канонического искусства: взгляд

Арутюнян Юлия Ивановна
Читать PDF
0.00 байт

Гротеск как литературоведческая проблема

Дормидонова Т. Ю.
В статье с позиций современной когнитивной лингвистики переосмысливается феномен гротеска как принципа художественного моделирования действительности, широко распространенного в классической и современной литературе.
Читать PDF
0.00 байт

История и гротеск в прозе Юрия Полякова

Большакова Алла Юрьевна
Статья посвящена художественному осмыслению кризисных явлений конца ХХ в. в прозе одного из ярких представителей современной русской прозы Юрия Полякова.
Читать PDF
0.00 байт

Гротеск в литературе (Российский государственный гуманитарный университет. Международная научная кон

Ковалева Ю. Н.
Читать PDF
0.00 байт

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя: гротеск в изображении «Странного города»

Завьялова Ирина Александровна
На материале «Петербургских повестей» рассмотрены некоторые элементы, образующие поэтику гоголевского гротеска как особой формы комического, в частности, особенности организации пространства и времени и воплощение мотивов рождения
Читать PDF
0.00 байт

Стилевой гротеск Т. Толстой (на материале рассказа «Ночь»)

Прохорова Татьяна Геннадьевна
В статье уделяется особое внимание особенностям стиля Татьяны Толстой. Анализу подвергается эффект гротеска в повествовательном стиле, соединение реального и нереального, логичного и нелогичного.
Читать PDF
0.00 байт

Гротеск в поэтике В. Высоцкого и В. Маяковского

Солдаткина Анастасия Владимировна
Представлена попытка проследить традицию Маяковского в творчестве Высоцкого на уровне гротеска – приема, характерного для творчества обоих художников.
Читать PDF
0.00 байт

2007. 01. 013. Петриашвили О. Гротеск в русской литературе ХХ В. - Тбилиси, 2005. - 248 с

Миресашвили М. Э.
Читать PDF
0.00 байт

Гипербола, комическое и гротеск в книге рассказов Ю. Буйды «Прусская невеста»

Дмитровская Мария Алексеевна, Дегтяренко Ксения Андреевна
На материале книги рассказов Ю. Буйды "Прусская невеста" показана связь гротеска с мифом. Выявлены тематические области пересечения гротеска, гиперболы и комического, рассмотрены языковые средства их репрезентации.
Читать PDF
0.00 байт

Процесс формирования у учащихся понятия «Гротеск» (на примере изучения рассказа А. Платонова «Усомни

Панченко Дарья Владимировна
В статье рассматривается логика работы по использованию интегративного и герменевтического подходов в процессе формирования понятия «гротеск» в 11 классе на материале рассказа Андрея Платонова «Усомнившийся Макар».
Читать PDF
0.00 байт

Духовная изоляция и гротеск сознания героев В. Набокова и М. Е. Салтыкова-Щедрина: сопоставительно-д

Рягузова Людмила Николаевна
В статье показана историко-генетическая связь приемов изображения героев с измененным состоянием сознания в произведениях В. В. Набокова и М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Читать PDF
0.00 байт

Диегезис и гротеск: киноадаптация «Шинели» Ю. Н. Тынянова

Огудов Сергей Александрович
Рассматривается взаимосвязь концепций формализма, сценарного творчества Тынянова и кино. Произведения Гоголя, понимаемые как гротеск, послужили основой для написания сценария «Шинель» и дальнейшей работы над фильмом.
Читать PDF
0.00 байт

Гротеск и аллегория как особенности творчества Бориса Виана (на примере сборника рассказов "Les Lure

Минасян София Витальевна
Статья посвящена исследованию творчества Бориса Виана. На примере рассказов "Трали-вали" ("Les Lurettes fourrйes") рассмотрена ключевая роль гротеска и аллегории, наиболее полно отражающих авторскую индивидуальность писателя.
Читать PDF
0.00 байт

Гротеск в прозе Фейзудина Нагиева (на примере повести "счастливые")

Кадимов Руслан Гаджимурадович, Меджидов Абил Абдурахманович
Целью данного исследования явилось изучение эстетики гротеска в повести Ф. Нагиева «Счастливые». Методы.