ГРОТЕСК
ГРОТЕСК
(фр.drotesque — причудливый, смешной, комический) — в первоначальном значении — вид ор-намента, использовавшийся в искусстве итальянского Возрождения, отличающийся причудливым сочетани-ем изображений людей, растений, животных, фантастических существ. Впервые образцы гротеска были обнаружены в развалинах древнеримских построек, называемых «гротами», откуда и получили свое название. Второе значение термина «гротеск» трактует его как особый способ выражения комического, при котором образность достигается причудливым, контраст-ным сочетанием реального и фантастического, прав-доподобного и карикатурного, прекрасного и безобразного, а также доходящего до уродливости соединения несоединимых элементов. Гротескные образы обычно обобщают явления и отношения, достойные осуждения, негодования, презрения, и рассчитаны не столько на смех, сколько на осмеяние. В широком словоупо-треблении гротеск — это характерное до уродливости и фантастическое странное.
ГРОТЕСК
франц. grotesque, итал. grottesco – «причудливый» от grotta – «грот»), фантастический художественный образ, в котором причудливо и странно сочетаются образы или детали, несоединимые в реальной действительности. Термин «гротеск» происходит от обозначения, которое было дано античным фрескам, обнаруженным в конце 15 в. художником Рафаэлем при раскопках древнеримских бань. Эти фрески состояли из фантастичных и невероятных изображений: человеческих тел, превращающихся в туловища животных, фигур людей, вырастающих из чашечек цветов, и т. д.
Наиболее ранние примеры гротеска встречаются в фольклоре и в античной литературе. Широкое распространение гротеск получил в комической и сатирической литературе: нравы страны лошадей-гуингмов в романе Дж. Свифта «Путешествия Гулливера», превращение носа чиновника Ковалева в живое существо, независимое от прежнего «хозяина», в повести Н. В. Гоголя «Нос», градоначальник с головой-органчиком в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Гротеск любили писатели-романтики, создававшие не только сатирические и комические, но и трагические примеры гротеска (оживающая смертоносная кукла в повести Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек», 1817, и др.). В 20 в. наиболее известные примеры трагического гротеска принадлежат Ф. Кафке (превращение человека в жука в повести «Превращение», 1916).
Наиболее ранние примеры гротеска встречаются в фольклоре и в античной литературе. Широкое распространение гротеск получил в комической и сатирической литературе: нравы страны лошадей-гуингмов в романе Дж. Свифта «Путешествия Гулливера», превращение носа чиновника Ковалева в живое существо, независимое от прежнего «хозяина», в повести Н. В. Гоголя «Нос», градоначальник с головой-органчиком в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Гротеск любили писатели-романтики, создававшие не только сатирические и комические, но и трагические примеры гротеска (оживающая смертоносная кукла в повести Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек», 1817, и др.). В 20 в. наиболее известные примеры трагического гротеска принадлежат Ф. Кафке (превращение человека в жука в повести «Превращение», 1916).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006