ГРУШЕВСКИЙ Михаил Сергеевич
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
Грушевский Михаил Сергеевич - историк, профессор Львовского университета по кафедре истории, родился в 1866 г. в г. Холме, где отец его был учителем в ""греко-униатской"" гимназии. Юность провел на Кавказе и окончил курс тифлисской гимназии. В 1886 г. поступил на филологический факультет Киевского университета. Студентом, за работу ""История киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV в."", получил золотую медаль и был оставлен при университете. Исследование Грушевского было напечатано в 1891 г. и послужило основанием для приглашения Грушевского профессором во Львов. Предполагавшаяся к основанию, вследствие соглашения галицких народовцев с правительством, кафедра украинской истории в Львовском университете была предложена в 1891 г. профессору В.Б. Антоновичу . Он за старостью отклонил предложение и рекомендовал на эту кафедру Грушевского. К 1894 г. произошли существенные перемены в отношениях между народовцами и правительством, и австрийский министр Гауч стал отрицать за украинской историей значение науки. Вследствие этого была открыта в 1894 г. кафедра не украинской истории, а всеобщей истории со специальным обзором истории восточной Европы. Кафедру эту и занял в 1894 г. Грушевский. К этому времени он написал ряд статей в ""Киевской Старине"", ""Записках наукового товариства имени Шевченка"", издал два тома материалов в ""Архиве юго-западной России"" (часть VIII, т. I и II). Предисловие к этим материалам составило магистерскую диссертацию Грушевского ""Барское староство"" (К., 1894). С переездом во Львов, Грушевский обратил внимание на развитие деятельности ""Наукового товариства имени Шевченка"". Сделавшись в 1895 г. редактором ""Записок"" общества, а с 1897 г. его председателем, он преобразовал ""Записки"" в периодическое издание, выходившее 6 раз в году. Общество по инициативе Грушевского начало выпускать и ряд других изданий: ""Жерела до истории Украини-Руси"", ""Этнографичний Зборник"", и др. Грушевскому пришлось столкнуться и с галицкой политикой, особенно с руководителями так называемого соглашения, ""угоды"". Вместе с И. Франком и другими преподавателями более левого направления Грушевский занял в политике особое положение, проводником которого сделался журнал ""Литературно-науковий вестник"". Грушевский стал проводить идею равноправности украинского элемента наряду с польским и русским. Это вызвало обострение его отношений с польскими и, в частности, с университетскими кругами в Галиции, особенно в момент наиболее острой борьбы за идею украинского университета. В России также со стороны кругов, враждебно настроенных против украинства, стали раздаваться обвинения профессора Грушевского в сепаратизме. В России нападки на Грушевского усилились после того, как в 1899 г. он ребром поставил вопрос о допущении на археологическом съезде, имевшем состояться в Киеве, рефератов на украинском языке. Вопрос вызвал сильную оппозицию в киевских профессорских кругах и был разрешен неблагоприятно. Грушевский и галицкие ученые уклонились от участия в съезде. Рефераты их были напечатаны в двух томах ""Записок"" львовского общества. Общественная деятельность Грушевского опиралась на его научную деятельность. В 1906 г. друзьями и почитателями Грушевского был издан ""Науковий Зборник"", посвященный десятилетию научной деятельности Грушевского в Галиции (1894 - 1904). К сборнику приложен библиографический указатель трудов Грушевского. Из него видно, что со времени начала литературной деятельности в 1888 г. по 1904 г., Грушевским было написано 549 работ разного размера. В момент наиболее острой борьбы Грушевский начал осуществлять свой многотомный труд ""Историю Украинской Руси"". До 1913 г. вышло семь томов и первая половина восьмого. Восьмой том должен заканчиваться историей соединения Украины с Москвой. Первый том вышел в 1898 г. Грушевский решительно высказывается против обычной схемы русской истории. Свои мысли по этому поводу он сгруппировал в статье ""Звичайна схема русской истории и спрова рационального уклада истории Схидной Европы"", напечатан в I выпуске ""Статей по славяноведению"", издано Академией Наук. Грушевский рассматривает украинскую историю в ее органической целости от начала исторической жизни русских племен до нашего времени. Творцом этой истории является украинский народ, который представляет собой, по мнению Грушевского, живую национальную индивидуальность, несмотря на различия отдельных групп, входящих в его состав. Схема, положенная Грушевским в основу его ""Истории Украинской Руси"", изложена также во вступлении к изданному в 1905 г. на русском языке ""Очерку истории украинского народа"". Эта же схема лежит в основе и ""Иллюстрированной истории Украины"", изданной на украинском языке, а в 1912 г. и в русском переводе. Грушевский стремится всегда подчеркнуть значение и влияние этнографического элемента не только украинского, но литовского, белорусского и пр. В последнее время Грушевский предпринял сокращенный перевод своей ""Истории Украинской Руси"" на русский язык. До сих пор вышли 1-й т. ""Киевской Руси"" и 1-й т. ""Истории украинского козачества"" (1913). Следует отметить еще ""Культурно-национальный рух на Украине в XVI - XVII в."" со многими иллюстрациями. С основанием в 1908 г. в Киеве ""Украинского наукового товариства"" профессор Грушевский стоит во главе его. Под его редакцией вышло в свет 12 томов ""Записок Общества"". Грушевский не прекращает и публицистической деятельности. С 1906 г. он перенес издание ""Литературно-Наукового Вестника"" в Киев. Большинство статей его по общественным вопросам напечатано в этом журнале, а также на русском языке в ""Украинском Вестнике"" (1905). Статьи Грушевского печатались также в ""Сыне Отечества"", ""Киевских Откликах"", ""Раде"" и т. д. Некоторые из них вышли отдельными изданиями (""К польско-украинским отношениям Галиции"", ""За украинский маслак (в справи Холмщини)"", ""Справа украинских катедр и наши наукови потреби""), другие собраны в сборники: ""Освобождение и украинский вопрос"", ""З бижучои хвили"", ""Наша политика"" (в Галиции). Последние сборники, а также заключительная глава первого издания ""Очерка истории украинского народа"", вышедшая и отдельно под заглавием ""Украинство в России, его запросы и нужды"", важны для характеристики общественных взглядов Грушевского как одного из главнейших борцов за равноправность украинского народа. Сущность общественных взглядов его сводится к тому, что ""гарантия свободного национального, экономического и культурного развития украинское общество может найти лишь в автономии, обнимающей всю украинскую территорию, т. е. местности с преобладающим украинским населением России... С выделением национальной территории и предоставлением ей широкого самоуправления, национальность превращается из боевого клича, из предмета борьбы, парализующей устроение экономических и культурных отношений, в нечто само собой подразумеваемое, никаких особых усилий и соображений не требующую простую почву, на которой совершенствуются экономические и культурные отношения... Для украинской народности все другое, кроме национальной автономии, не может быть ничем большим, как переходными формами, этапами в движении украинской народности к возможности самоопределения"". Ср. автобиографию Грушевского, напечатанную в 1906 г., на правах рукописи, на украинском языке в количестве 50 экземпляров; также в статье его о львовском ученом обществе имени Шевченко (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1904, № 3). Харьковский университет в 1906 г. возвел Грушевского в степень доктора русской истории honoris causa. Кандидатура Грушевского, выставленная на кафедру русской истории в Киевском университете, была отклонена в 1907 г. по политическим соображениям. Н. Василенко.
Источник: Биографический словарь. 2008
[Михайло Грушевський, 1866—] — украинский историк, историк литературы и писатель. Род. в семье педагога, юношеские годы провел на Кавказе, где учился в Тифлисской гимназии. В 1890 Г. окончил Киевский университет по историко-филологическому факультету; вскоре эмигрировал за границу. В 1894, когда во Львовском университете была основана кафедра всемирной истории, Г. было предложено занять эту кафедру. Постепенно Г. становится руководителем всей научно-культурной жизни Галиции: в 1895 он стал редактором "Записок Наукового Товариства iмени Шевченка", а в 1897 был избран председателем этого общества. В 1898 по инициативе Г. были основаны сыгравшие в истории украинской литературы большую роль журнал "Литературно-науковий вiстник" и издательство "Видавнича спшка". Литературная деятельность Г. началась в 1884, когда он, еще будучи гимназистом, напечатал в "Дiлi" и "Зopi" несколько рассказов на украинском яз. В 1891 была издана в Киеве первая историческая работа Г. — "Очерк истории Киевской земли", в 1894 — "Барское староство". Во Львове Г. написал и издал большинство своих исторических работ: "Виiмки з жерел до iстоpiï Украïни-Руси" (Л., 1895), "Описи королiвщини в землях руських XVI в." (Л., 1895—1903, 4 тт.), "Розвiдки и матерiяли до icтоpiï Украïни-Руси" (Л., 1896—1904, 5 тт.) и восьмитомную "Icтоpiю Украiни-Руси", над окончанием которой продолжает работать и в настоящее время. После революции 1905 Г., продолжая оставаться профессором Львовского университета и председателем "Наукового Товариства", пытается занять кафедру в Киевском университете, но получает жестокий отпор со стороны черносотенной профессуры. Он руководит деятельностью "Наукового Товариства в Киïвi", переносит сюда издание "Литературно-наукового вiстника". В 1914 Г., после 20-летней работы во Львовском университете, переехал на жительство в Киев, где был арестован и выслан в г. Симбирск. После Февральской революции Г. возвращается на Украину, где избирается председателем Центральной рады и остается там до печального конца этого соглашательского парламента. Историк-идеалист, недооценивавший роль пролетариата и выступивший против его диктатуры во имя "общенационального" движения, опиравшегося на "крестьянство в целом", Г. оказался недальнозорким, мелкобуржуазным политиком и стал игрушкой в руках поднявшихся кулацких контрреволюционных сил. Политика Центральной рады, испугавшейся победы пролетариата и призвавшей немцев на Украину, увенчалась "скоропадщиной", во время разгула которой и самому Г. пришлось жить на нелегальном положении. В 1919 Грушевский очутился в лагере украинской эмиграции. С 1922 у Г. началось расхождение с эмиграцией; он занялся исключительно научной работой, написал пятитомный труд по истории украинской литературы. В эмиграции Г. проявил себя как противник ориентации на Польшу Пилсудского и как противник интервенции. Порвав с эмиграцией, Грушевский занялся переоценкой ценностей, что и привело его, как и многих его последователей, на сторону советской власти. Как член Украинской академии наук Г. в 1924 переезжает в Киев, "намереваясь, — как говорит он в своей автобиографии, — повести интенсивную научную работу в новых условиях — на непосредственную пользу украинских рабоче-крестьянских масс и социалистического строительства на Украине". В настоящее время Г. состоит председателем исторической секции первого отделения академии, редактирует исторический журнал "Украïна"; на последних выборах избран в члены Всесоюзной академии наук. В историю украинской литературы Г. войдет как беллетрист, драматург и историк литературы. Беллетристика Г. была или увлечением юности или опытами ученого, пытавшегося найти в художественном творчестве отдых от научных трудов. Из двадцати рассказов Г. некоторый литературный интерес представляют только рассказы на исторические темы: "Ясновельможний сват", "Розмова з Кривоносом", "Вихрест Олександер", "Як ми стрiчали новий рiк". Большее значение имеют его две исторические драмы: "Хмельницький в Переяславi" и "Ярослав Осмомисл", написанные в ссылке. В первой из этих пьес Г. остановился на переговорах Хмельницкого с послами короля Яна Казимира, использовав дневник Мясковского и свой богатый научный багаж. Но все же значение этой пьесы заключается только в ярких исторических фактах и ценных наблюдениях историка; как драматическое произведение пьеса "Хмельницький в Переяславi" очень слаба. Зато трагедия "Ярослав Осмомисл" насыщена действием и подлинным драматизмом.
Сюжетом для этой трагедии послужила запись в Ипатьевской летописи [от 1173] об изгнании галичанами князя Ярослава Осмомысла за женитьбу при живой княгине на дочери "смерда". Здесь автор пытался реконструировать язык и быт начала XII в., но эта попытка не увенчалась успехом. Главным вкладом Г. в литературоведение является его "Iсторiя Украïнськоï литератури", труд еще незаконченный (вышло пять томов), но уже являющийся основным источником в области изучения древней украинской литературы. В основе труда — мысль о том, что исследование так наз. "древнерусской литературы" требует специального украинского подхода. Г. высказывается против того общерусского взгляда, которым руководствовались прежние исследователи "древнерусского наследства", в том числе и историк украинской литературы, академик С. А. Ефремов, полагавшие, что так наз. "древнерусская литература" послужила корнем не только для украинской, но и для русской литературы. Г. подвергает радикальному пересмотру вопрос "о древнерусском наследстве". Устанавливая преемственность между "древнерусской" и украинской литературой, он оспаривает эту преемственность у русской литературы, опираясь на труды многочисленных своих предшественников и гл. обр. на богатый мало исследованный материал. Первые три тома "Iсторï Украïнськоï литератури" охватывают устное творчество и начало развития письменности. Очень интересный четвертый том посвящен устному творчеству поздней княжеской эпохи и переходных веков XIII — XVII. Здесь центральное место занимает вопрос о происхождении былинного эпоса как эпоса украинского, что представляет большой интерес и для русских исследователей. Г. считает, что значительная часть былинного эпоса в его первичной форме зародилась на Украине и тут же развилась на протяжении княжеско-переходной эпохи. Пятый том "Iстоpiï украïнськоï литератури" посвящен культурным и литературным течениям на Украине в XV — XVI вв. и периоду "первого возрождения" [1580—1610]. Свой метод исследования литературы Г. называет "социологическим методом": он пытается понять литературное произведение как "социальный факт" и определить его "социальную функцию". Являясь последователем французского социолога Дюркгейма и не будучи в состоянии понять великий закон классовой борьбы, Г. вносит в свои ценные работы массу эклектизма.
Библиография
: I. Отд. изд.: Грушевський М., Пiд зорями, Оповiдання, начерки, замiтки, iсторичнi образи, вид. "Рух", Харкiв; Грушевський Михаило, Icтopiя украïнськоï литератури, т. I — III, Киïв — Львiв, 1923; т. IV, ДВУ, Киïв, 1925; т. У, ДВУ, Киïв, 1926.II. Юбiлей академика М. С. Грушевського, изд. юбил. к-та, Киïв, 1927; Багалiй Д. I., акад., Нарис icтоpiï Украïни на соцiяльно-скономичним грунтi, т. I (Глава, посвященная месту Грушевского в украинской историографии), ДВУ, 1928.
К. Буревой.
{Лит. энц.}