Грузия

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Грузия
Грузия (Georgia), горная страна в зап. части Кавказа. На ее терр с 4 в. до н.э. существовали рабовладельческие царства; в 3 в. н.э. стала частью империи Сасанидов, но прибл. в 400 г. персы были изгнаны. 12— 13 вв. — время терр. экспансии и культурного расцвета. Монголо-татар. нашествие, а затем и вторжения Тамерлана опустошали Г. Положение ухудшилось в связи с решением царя Кахетии Александра I (ум. 1511 г.) разделить свои владения между тремя сыновьями. Лишь через два с половиной века, в течение к-рых зап. часть страны находилась под властью Османской империи, а вост. — под властью персов, произошло воссоединение Г. (после ее присоединения к России в 1821—29 гг.).

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Грузия
На терр. совр. Г. (или Грузинской ССР) в древности располагались Колхида (на З.) и Иберия (на В.). Земля колхов на Черном м., ставшая известной благодаря милетской колонизации, золотому руну и в качестве родины Медеи, закрепилась в сознании греков уже в древности; напротив, с удаленной от моря Иберией греко-рим. мир вошел в соприкосновение лишь во время 3-й войны с Митридатом и похода Помпея в Закавказье (66 — 65 до н. э.). В кон. античности племена лазов как наследники колхов и обитатели эгих областей достигли такою значения, что Колхиду стали называть греч Лазикой. На смену перс, влиянию на Г., в особенности на Иберию, в средние века с 4 в. на христиан-иберов распространилось сильное влияние Византии.

Источник: Словарь античности. 1989

Грузия
Грузия (Georgia), гос-во в Закавказье на вост. побережье Черного моря. Это древн. христ. царство страдало от набегов Тимура (1386-1403), турок-османов, подвергалось давлению со стороны Ирана. В 1783 г. Г. согласилась признать своим сюзереном Россию, сохраняя опред. степень автономии. В 19 в. автономия постепенно сошла на нет, а царизм неизменно подавлял проявления грузин, национализма. В нач. 20 в. в Г. сформи-ровалась сильная Социал-демократическая (меньшевистская) партия, ей удалось на короткий период создать независимую республику (1918-21), к-рую поддерживала Великобритания. В 1921 г. Г. была завоевана Красной Армией и вместе с Арменией и Азербайджаном вошла в состав Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. В 1924 г. было разгромлено антиком, восстание, а в 1936 г. Грузинская Советская Социалистическая Республика получила статус союзной республики в составе СССР. В 1956 г. было подавлено еще одно нац. выступление в столице республики Тбилиси, а в апр. 1989 г. власти жестоко расправились с участниками нар. беспорядков. Однако в апр. 1991 г., когда главой республики стал Звиад Гамсахурдиа, Г. обрела независимость. В 1992 г. Гамсахурдиа был свергнут за "диктаторские методы" управления, Эдуард Шеварднадзе (мин. иностр. дел СССР в 1985-91 гг.) вернулся на родину в кач-ве председателя Государственного совета. С 1995 г. Шеварднадзе - президент Г. Полит, ситуация в стране осложняется конфликтом по поводу автономии Абхазии, к-рая требует признания ее независимости, а также противостоянием с Юж. Осетией. Миротворческие силы России разделяют грузин, и абхаз, войска. С 1994 г. Г. - член СНГ.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ГРУЗИЯ
древняя — терр. Г., как и всего Кавказа, в силу благоприят. природных условий, явл. одним из предполаг. очагов формирования первобыт. человека. В эпоху неолита на терр. Г. уже сформировалось развитое матриарх.-родовое общество. С 4-го тыс. до сер. 3-го тыс. до н.э. в Г., как и на всем Кавказе, была распростр. высокоразвитая энеолитич. культура. В эту эпоху значительно расширилась роль земледелия, а также скотоводства. В связи с этим происходит переход от матриархата к патриархал.-родовым отношениям. Во 2-й пол. 3-го тыс. до н.э. на терр. Г. зарожд. металлургия бронзы. Памятники раннего периода бронз. века свидет. о высоком развитии местной металлургии. Обращает внимание многообразие форм металлич. украшений, орудий произ-ва и оружия. В этот период особенно интенсивно развивается скотоводство. Однако внутри родового общества пока еще не наблюдается резкого имуществ. неравенства. В эпоху средней бронзы (1-я пол. и сер. 2-го тыс. до н.э.) происходит дальнейшее развитие металлургии и др. видов произ-ва. В верховьях р. Риони в эту эпоху существовал очаг горноруд. произ-ва. В обществ. жизни идет процесс выделения племенной верхушки, наблюдаются элементы разлож. родового строя. Во 2-й пол. 2-го и нач. 1-го тыс. до н.э. металлургия бронзы в Г., как и всюду на Кавказе, достигает высшей ступени развития. Происходит всесторон. подъем материал. и духовной культуры груз. племен (керамика, изготовл. на гончарном круге, в т.ч. поливная, художеств. литье, изобразит. иск-во). К этому времени на терр. Г. образуются большие обл. однородных культур — зап.-груз. — колхская, перекликающ. с кобанской культурой Сев. Кавказа, и вост.-груз. — иберская, перекликающ. вообще с цент.-закавказской культурой. В эпоху поздней бронзы появл. первые жел. предметы, хотя переход к массовому произ-ву и применению железа происходит в Г. в 9 — 7 вв. до н.э. Связанный с развитием металлургии железа рост производит. сил и обществ. разделения труда способств. возникновению интенсивного обмена и ускорению разложения первобытнообщин. строя. Религ. представл. человека в эпоху родового строя заключались в обожествл. окружающих его предметов, животных, сил природы. С развитием обществ. жизни и образованием союзов племен, наряду с божествами отд. племен, создаются общие пантеоны богов. Установлено существование в глубокой древности культа луны, солнца, божества плодородия и др. На рубеже 2-го и 1-го тыс. до н.э. на терр. Г. создаются крупные союзы племен. На терр. юго-зап. части ист. Г., в верх. и ср. теч. р. Чороха, существовал крупный союз племени Диаохи (Дайаэни), упоминаемый с кон. 12 в. до н.э. в ассир., а позже — в урартских надписях. К сер. 8 в. до н.э. против усиливш. госуд. Урарту начал выступать сильный союз племен Зап. Г., возглавл. Кулха. Страна Кулха лежала в прибрежной полосе Юго-Вост. и Вост. Причерноморья (Колхида). Объед. Кулха было разгромлено во 2-й пол. 8 в. до н.э. урартами и в результате вторж. киммерийцев с С. В 6 в. до н.э. в Зап. Г. сложилось раннерабовлад. госуд. — Колхидское царство, явл. преемником объед. Кулха. Его образованию сопутствовал интенсивный процесс этнич. консолидации племен, живших в цент., низменных р-нах Зап. Г. Население Юж. и Сев. Колхиды жило в условиях разлагающ. родового строя. В Юго-Вост. Причерноморье в источниках упоминаются зап.-груз. племена — тибарены (табалы), халибы, моссиники (моссинойки), макроны и др. В сев.-зап. р-нах Колхиды — зап.-груз. племена: колы, кораксы, гениохи и др. Назв. «колхи» в отношении населения этих р-нов употреблялось лишь в широком собират. значении. Сев. обл. Колхиды занимало груз. племя сванов. В образовании вост.-груз. госуд. видную роль сыграли племена мосхов, проникшие на терр. ист. Грузии из вост. части М. Азии, и сасперов, живших в верховьях р. Чороха (р-н Спери). В кон. 6 в. до н.э. племена Юго-Вост. Причерноморья (мосхи, тибарены, макроны и др.) и юж. обл. Г. (сасперы) были подчинены Ахеменидами и платили им дань. В 5 в. до н.э. груз. племена, кроме сасперов, освободились от этой зависимости. Археол. материал из Вост. Г. 6 — 4 вв. до н.э. свидет. о резком имуществ. неравенстве и концентрации богатства в руках аристократич. верхушки общества. В 4 — 3 вв. до н.э. сложилось вост.-груз. Иберийское (Картлийское) царство с центром в г. Мцхета. Развитию гор. жизни и торговли в Колхиде способствовало возникновение на вост. побережье Черного м. еще в 7 — 6 вв. до н.э. греч. колоний (Керасунт, Трапезунт, Фасис, Диоскуриада и др.), в развитии к-рых значит. роль играло мест. население. В это же время в Зап. Г., гл. обр. по р. Фасису, возникли местные торг.-ремесл. пункты гор. типа и города (Даблагоми, Вани и др.); широкое развитие получила торговля. В городах Причерноморья сбывали различное сырье, местные изделия, а также рабов, получая соль, вино, оливковое масло и изделия греч. ремесла. С кон. 6 в. до н.э. в Колхиде началась чеканка серебр. монеты (т.н. «колхидок»), в большом кол-ве обнаруж. на терр. Зап. Г. По описанию Страбона, Иберия была богатой, густонасел. страной. Часть населения жила в горах и занималась скотоводством, явл. важным источ. воен. сил госуд. Жители плодородных долин занимались земледелием, садоводством и виноградарством. Города — Мцхета, Уплисцихе, Гори, Урбнииси и др. — были центрами ремесла и торговли. Столица Иберии Мцхета лежала на скрещении важных торг. путей и вела крупную торговлю с Сев. Кавказом, Селевкидским госуд. и др. Рабовлад. отношения господствовали в Г. в осн. в городах и прилегающих к ним низменных обл. В горах преобладали патриарх.-родовые отношения. Рабский труд особенно широко применялся на строит. и др. тяжелых работах, а также в царском х-ве и в домах знати. Осн. часть населения Г. составляли объед. в общины земледельцы, часть к-рых была свободной и отбывала воен. обязанность; др. часть находилась в неспосредств. подчинении у царского дома. Большую роль в политич. жизни играли жрецы, составляю-щие привилегир. касту. Храмы владели большим имуществом и землями. В 3 — 1 вв. до н.э. Г. поддерживала тесные политич. и культурно-экономич. связи с Арменией и эллинистич. госуд. — Селевкидов, Понтийским царством. В царствование Митридата VI Евпатора Колхида была подчинена Понтийскому царству. Разбив Митридата VI и его союзника царя Армении Тиграна II, римляне во главе с Помпеем в 65 до н.э. вторглись в Иберию (Картли), а затем перешли в Колхиду. Они установили протекторат в Картли, а в Колхиде поставили своего правителя. В период борьбы Рима с Парфянским царством Иберия усилилась. Особенно большого могущества она достигла в царствование Фарасмана II (2 в. н.э.), при к-ром Иберия проводила активную внеш. политику. В 1 — 2 вв. н.э. в Зап. Г. образовалось Лазское царство (Эгриси), к-рому удалось постепенно подчинить остальные политич. образования Сев. Колхиды (кн-ва апшилов, абазгов, санигов) и создать в 3 — 4 вв. сильное госуд. с центром в Цихе-Годжи. Оно находилось в вассальной зависимости от Рима. Археол. раскопками обнаружены памятники высокоразв. культуры Г. антич. периода — мощные крепостные сооруж. (Армаз-цихе, Цицамури, Вани), культовые, дворцовые и хоз. строения, могильники с богатым погребальным инвентарем (Армази-Мцхета, Вани и др.), содержащие уникальные изделия худож. ремесел (золотые и серебряные изделия и др.). Эти предметы специфичны и в большинстве своем явл. продукцией груз. ювелирного ремесла, органич. развивавш. местные многовековые традиции. Находки свидет. также о развитых торг. связях Г. со странами Востока. Судя по эпиграфич. памятникам, в антич. Г. применялась греч. арамейская и еврейская письменность. В Картли выработался своеобразный тип арамейской письменности — «армазский» (назван по месту находок образцов письменности). Древнейший дошедший до нас датирован. образец груз. письменности относится к 5 в. (Болнисская надпись). Полагают, что груз. письменность сформировалась гораздо раньше; ее интенсив. применение связано с распростр. христианства. В Эгриси, в г. Фасисе, в 4 в. существовала филос. школа. По религ. представлениям населения антич. Г. во главе языч. пантеона стояло божество луны — Армаз. Божеством плодородия была Заден. В др.-груз. пантеон входили также божество Квириа, бог погоды Воб, бог урожая Арале, богиня Нана и др. Зарожд. феод. отношений в Г. относится к 4 в., с 6 в. они стали господствующими. Рабовладельцы стали сажать на землю рабов, превращая их в крепостных крестьян; с др. стороны — происходило расслоение свободных производителей, земледельцев-общинников (эри), незначит. часть к-рых становилась феодалами, большинство же постепенно превращалось в категорию зависимых крестьян (глехи). В 3 — 4 вв. в Г. начало распростр. христианство. В Картли (Иберия) христианство было объявл. гос. религией ок. 337, а в Зап. Г., в Лазском царстве (Эгриси), — в 523. Христианство укрепляло более прогрессивные феод. порядки, содействовало развитию культурных связей с передовыми странами Запада, распростр. груз. письменности и лит-ры. В эту эпоху создаются выдающ. образцы груз. церк. лит-ры — «Мученичество Шушаники» Якова Цуртавели (5 в.), «Мученичество Евстафия Мцхетели» неизв. автора (6 в.) и др; строятся замечат. памятники архитектуры, храмы Болниси (5 в.), Джвари (6 в.), Цроми с мозаич. стенной росписью (7 в.) и др. Этнич. родство груз. племен, общность политич. судеб, взаимное политич. и культурное влияние содействовали процессу формирования единой груз. народности, к-рый усилился с распростр. христианства в Г. и подчинением картлийскому католикосу зап.-груз. церкви, освободивш. от влияния греч. церкви. С 4 в. усилилось наступл. Сасанидской Персии на Картли, феод. знать перешла на сторону Сасанидов. Население Картли оказывало стойкое сопротивл. агрессорам, особенно при царе Вахтанге I Горгасале (2-я пол. 5 в.), стремивш. к централизации Г. и ликвидации вассальной зависимости Г. от Ирана. Он был одним из предводителей большого объед. восстания грузин, албанцев и армян против Ирана. При Вахтанге Горгасале в Картли были проведены большие строит. работы, значит. центром стал Тбилиси, превративш. в столицу Картли. С развитием производит. сил в раннефеод. период в Г. возник ряд городов-крепостей: Уджарма, Жалети, Рустави, Болниси, Череми, Цопи — в Вост. Г., Варцихе, Вашнари, Толеби, Анакопия — в Зап. Г. Хар-рным для них явл. мощные укрепления. Крупные феодалы в Картли (т.н. «великие азнауры») в кач-ве союзника в борьбе против царской власти опирались на силы перс. феодалов. Последние воспользовались начатым в 523 против них восстанием, к-рое возглавлял царь Гурген, и упразднили царскую власть. Во главе Картли, превращ. в перс. провинцию, был поставлен марзпан (правитель) с резиденцией в Тбилиси. Царская власть была упразднена фактич. и в Лазике (Эгриси), к-рая после 20-летней войны между Персией и Византией по договору 562 перешла под власть последней. В кон. 6 в. Картли (за исключ. Тбилисской крепости) в результате самоотверж. борьбы груз. народа была освобождена от власти Сасанидов. Правителем страны картлийская знать поставила эрисм-тавари (глава народа, князь), к-рый должен был защищать интересы феодалов. Но с нач. 7 в. и в этой части Г. установилось визант. влияние. В 627 союзники византийцев — хазары взяли г. Тбилиси, где стоял перс. гарнизон. С сер. 7 в. началось проникновение арабов в Г. В 30-х гг. 8 в. халифат окончат. подчинил Г. В Тбилиси был назначен эмир. Население Г. было обложено тяжелой данью. Груз. народ ожесточ. сопротивлялся захватчикам. Арабы чувст-вовали себя прочно лишь в цент. р-нах Картли. С 9 в. здесь неоднократно вспыхивали восстания. Совместная борьба грузин, албанцев и армян положила конец араб. господству, чему способствовало также ослабл. халифата из-за внутр. противоречий. В 8 — 10 вв. углубляется процесс феодализации в Г., усиливается закрепощение производит. слоя общества. Мелкие феодалы (азнауры) со своими землями искали покрови-тельства более сильных владетелей. Последние явл. преемниками картлийских эриставов, постепенно ставших наследств. князьями (мтаварами) управл. ими обл. Картлийский эристав был лишь первым и сильнейшим среди др. феодалов. Внутри феод. класса существовали ленные зем. отношения и соотв. им система вассалитета. Однако в соц. жизни страны все еще значит. роль играли свободные производители-мдабиуры (воины-поселяне), к-рые считались царскими подданными. Вся система соц.-экономич. отношений в ранефеод. Г. известна под назв. «патронкмоба». В кон. 8 — нач. 9 вв. в Г. возникают крупные феод. княжества (мтаварства) — Кахети, Тао-Кларджети и Абхазское царство, охватывающее всю Зап. Г. К ним принадлежал также Тбилисский эмират, к-рый с кон. 9 в. фактич. отделился от халифата. Сдвиги в соц. развитии и хоз. прогресс страны создавали основу для сближения образовавш. в Г. царства и княжеств. Рост с.-х. произ-ва в осн. отраслях земледелия Г., в частн., основанных на искусств. орошении виноградарства и садоводства, и углубление процесса обществ. разделения труда способств. развитию ремесла и торговли. Возникали новые города (в 10 в. — Дманиси, Артануджи, Ахалкалаки, Ахалцихе, Телави и др., в 11 — 12 вв. — Атени, Гори, Баралети и др.), росли старые (Тбилиси, Рустави, Кутаиси, Жинвали, Самшвилде и др.). Крупнейшим торгово-ремесл. центром Г. стал Тбилиси. В городах высокого уровня развития достигло ремесло — металлообработка, ткачество, керамич. произ-во, кожевен. дело и др. Ремесленники объед. в многочисл. цехи. Города вели крупную торговлю с Арменией и др. соседними обл., Аравией, Ираном, Византией, Египтом и др. странами, вывозя шерсть, шелк, ткани, изделия из металла, керамику. Богатое купечество создало спец. объед. (уртаги). С развитием городов возросла роль верхушки гор. населения в политич. жизни страны. В объед. страны и образовании сильной централизов. власти были заинтересованы горожане (ремесленники и торговцы), служилые азнауры и мдабиуры-сельчане, к-рые боролись против крупной знати — вельможных азнауров и мтаваров. Упорная борьба груз. князей из династии Багратиони за расширение своих владений, усиливш. с нач. 9 в., завершилась в нач. 11 в. объед. осн. груз. земель в единое феод. груз. госуд. во главе с царем Багратом III (975 — 1014). К этому времени закончился давно начавш. процесс консолидации груз. народности с единым яз.; возник собират. термин «Сакартвело» для обозначения всей Г.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Грузия

История Грузии, как и история Атропатены и Алвании первых веков нашей эры, источниками освещена плохо. Для Армении мы имеем повествование Моисея Хоренского, который, однако, пытаясь в V в. создать целостную историю своего государства, пользовался различными противоречивыми письменными и устными (эпическими) традициями, что привело его к ошибкам в хронологической концепции и к ряду произвольных исторических реконструкций. Поэтому его богатейший материал можно использовать, лишь подвергая его тщательному источниковедческому анализу. Но в Армении были и другие историки, труды которых, правда посвященные более частным вопросам и более кратким отрезкам времени, в какой-то мере продолжали замечательные традиции античной историографии; кроме того, армянская история документирована известиями римских и византийских историков и подлинными надписями с территории как самой Армении, так и Ирана; в Алвании, видимо, тоже короткое время были свои древние историки. Но из Иверии дошло лишь считанное количество надписей I—II вв. (арамейско-ирапских и греческих) и не сохранилось ни одного древнего подлинно исторического сочинения. Наиболее ранняя история Грузии содержится в книге «Обращение Грузии» (в христианство; по-грузински «Мокцевай Картлисай»), восходящей в своей основе, видимо, к VII—IX вв.; свод летописей «Житие Грузии» («Картлис цховреба») даже в своих самых древних частях не старше XI в. Все, что там сообщается, записано частью по устным преданиям почти через тысячу лет после событий, о которых идет речь, частью по житиям святых или под влиянием древнейших разделов «Истории Армении» Моисея Хоренского, которые и сами по себе весьма мало достоверны. Что же касается античных и иранских известий, то и они ввиду большей отдаленности Грузии значительно малочисленное аналогичных известий по истории Армении.
В рассматриваемый период Грузия по-прежнему не составляла единого государства. Центральную роль, как и в предшествующее время, играло Иверийское царство (Картли). Вскоре после походов Помпея Иверии удалось наладить добрые отношения с Римом. Поскольку кочевники не могли существовать одними набегами и повседневно нуждались в металлической посуде, муке, в некоторых предметах роскоши и т. п., постольку оказалось возможным установить известное согласие между аланскими племенами, охранявшими Дарьял (и тем самым Иверию) от вторжения племен более северных, и иверами, снабжавшими аланов всем необходимым. В середине I в. аланы не без ведома иверийских царей совершали набеги на Армению, Атропатену и Малую Азию; сармато-аланский этнический элемент был весьма ощутим и среди иверской знати.
Однако в течение I в., в том числе после того аланского набега в 70-х годах, который серьезно затронул как римские, так и парфянские владения и оказался весьма опасным для целости самой Иверии, она вынуждена была прибегать к помощи римских гарнизонов для обеспечения своей безопасности — сначала более против Армении, с тех пор как там утвердилась аршакидская (парфянская) династия, стремившаяся к расширению своих северных пределов, а затем и против аланов. О постройке римлянами укреплений для иверийского царя Митридата II (против аланской угрозы?) сохранилась греческая надпись напротив Мцхеты, датированная 75 г. Тот римский легион, отряд которого достиг берегов Каспия около 90 г. (вероятно, во время войны с Алванией), надо полагать, был расквартирован в Иверии. Иверийский царь оставался союзником Рима еще и при императоре Траяне (начало II в.).
Наиболее значительной фигурой в истории Иверии II в. был царь Фарасман II Доблестный. При нем владения царства включили восточную Колхиду и на западе достигли Черного моря. Тот же Фарасман II организовал второе большое вторжение аланов на римские владения в Малой Азии, на Армению, Алванию и подчиненную Парфии Атропатену. Отношения Иверии с Римом сначала были напряженными, но позже, при императоре Антонине Пие, по-видимому, в 140 г. н. э., Фарасман посетил Рим. Соответственно испортились его отношения с Парфией. Предание утверждает, что он в союзе с «греками» (т. е. Римом) и армянами победоносно воевал с «персами» (т. е. Парфией), но был отравлен поваром, подкупленным врагами.
О дальнейшее истории древней Иверии мы знаем мало. Судя по надписям «царя царей» Шапура I, ему удалось подчинить своей гегемонии иверийского царя Амазаспа, однако более вероятно, что отношения Персии с Иверией были лишь союзные. По Нисибинскому миру 298 г. между Римом и Парфией Риму было предоставлено право жаловать иверийским правителям знаки царского достоинства — надо думать, чисто номинально. В дальнейшем, по мере подчинения Алвании сасанидскому Ирану, персидская опасность для Грузии увеличилась; может быть, отчасти с этим связано принятие Иверией при царе Мириане III христианства (традиционная дата — 337 г.), как это сделала и Восточная Римская империя. Главной деятельницей христианизации Иверии традиция называет св. Нину, первоначально спутницу армянских проповедниц Рипсимэ и Гайанэ, скрывавшую свое происхождение и называвшую себя пленницей-чужестранкой. По-видимому, и в Иверии, как и в других странах Средиземноморья и Ближнего Востока, христианство пользовалось популярностью в народных низах и именно поэтому было удобным идеологическим орудием для их примирения с тяжелой действительностью процесса феодализации.
Общность христианской веры сплотила в IV в. Армению, Иверию и Алванию в борьбе с зороастрийским Ираном, и все три народа неоднократно выступали совместно: так было в 360 г. при иверийском царе Мерибане, союзнике Восточной Римской империи и Аршака II, царя Армении, так было в 371 г. при иверийском царе Саурмаге, в 451 г., когда иверы поддержали восстание, возглавляемое армянским полководцем Варданом Мамиконяном, и еще в 481—484 гг., когда восстание всех народов Закавказья против персов поднял иверийский царь Вахтанг I Волчья Голова. В отличие от армянской грузинская церковь не порывала с Византией, оставаясь православной и после 451 г. Эта разница в вере, в догматическом смысле ничтожная(Православие учит, что Христос — бог сын, «единосущный» богу отцу, имеет два естества: божеское и человеческое; армянская же церковь, считая, что оба естества в нем слиты воедино, утверждала, что православная формулировка есть уступка секте несториан, предполагавшей в Христе две «сущности» и, что было гораздо важнее, официально признанной Сасанидами.), но чрезвычайно важная в организационном отношении, имела в дальнейшем печальные последствия, так как постепенно вела к отчуждению между народами Закавказья эпохи средневековья.
Сасаниды держали в Иверии своего резидента — питиахша и всячески стремились насадить в стране зороастризм, однако безуспешно. В 523 г. они упразднили власть иверийского царя и подчинили Иверию своему марзбану, который правил ею, по-видимому, примерно до 570—580 гг., а затем снова с 605 г. до падения Сасанидской державы.
Хотя существуют гипотезы, возводящие изобретение собственной грузинской письменности к глубочайшей древности, однако древнейшие надписи грузинским письмом относятся к V в. Согласно армянскому преданию, это фонетически очень совершенное алфавитное письмо, учитывающее арамейскую и греческую письменную традицию, было введено грузином Джалаем. Местное грузинское предание относит, правда, изобретение письменности ко времени иверийского царя Фарнабаза, первого царя Иверии (III в. до н. э.). Это представляется маловероятным. Трудно предположить, чтобы в Грузии потребность в своей письменности ощущалась настолько сильнее, чем в соседних обществах Закавказья, что письмо было здесь изобретено на пятьсот лет ранее, чем в Армении и Алвании. Никаких следов местной письменности в Грузии столь раннего времени нет. Напротив, нам известно, что еще в I в. н. э. здесь, как и в Армении, пользовались греческим письмом (и языком), и арамейским письмом вместе с арамейским или парфянским письменным языком. Не случайно также, что литература на родном языке, как и в Армении, возникла в Грузии к V—VI вв.— правда, первоначально это были только жития святых.
Надо отметить также, что в Грузии древнего периода, если брать страну в целом, не сложилось ни койнэ, ни даже лингва франка — то и другое существовало только в Картли (Иверии); для западногрузинских племен достоверно лишь то, что они стали пользоваться древнегрузинским (картвельским) письменным языком со времен развитого средневековья; в древности Западная Грузия была почти столь же многоязычна, как и Алвания (по словам одного из античных авторов, римляне в г. Фасисе пользовались услугами более чем сотни переводчиков — конечно, не для того, чтобы разговаривать только с жителями этого городка).
О Западной Грузии мы в последний раз упоминали, когда Колхида входила в Понтийское царство Митридата VI Евпатора. После его поражения и бегства в 66 г. до н. э. царство было поделено между различными подчиненными Риму династами; Колхида досталась некоему Аристарху; позже она сделалась полем битвы между Фарнаком, сыном (и виновником смерти) Митридата VI Понтийского, и позднеэллинистическим, зависевшим от Рима Пергамским царством, затем опять принадлежала восстановленному, но также зависевшему от Рима Понтийскому царству. Но когда в 63 г. н. э. император Нерон превратил Понт из зависимого царства в провинцию, римляне, по-видимому, не сумели удержать за собой Колхиду, кроме приморских эллинизованных городов. В это время в прибрежные области с гор (не только с гор Западного Кавказа, но и с Понтийских) начинают спускаться племенные группы: на севере — абхазо-адыгские, на юге — чанские (западно-грузинские). Последние были известны грекам и римлянам на Черноморском побережье под разными местными племенными названиями, а позже под общим названием лазов.
По-видимому, в 30-е годы II в. через Сурамский перевал в Западную Грузию и вплоть до Черноморского побережья (между совр. Требзоном и Батуми) прошли войска иверийского царя Фарасмана II, который, однако, владел этими землями недолго, потому что уже в середине II в. впервые в античных источниках упоминается царь Лазики, которого «поставил» (или утвердил) римский император Антонин Пий. В первой половине III в. жителям Колхиды пришлось вместе с римским гарнизоном отражать набеги готов, которым антиримские группировки Боспорского царства предоставляли корабли; готам удалось разрушить Трапезунт и Питиунт (Требзон и Пицунду). По-видимому, после этого Лазика была предоставлена самой себе, но еще и в IV в. она платила римлянам дань, хотя и не входила в состав империи. Лишь к концу IV в. Лазика временно настолько усилилась, что подчинила себе даже горную Сванетию, которой она владела до середины V в. Начиная с IV в. Лазика приобретает для Восточной Римской империи особое значение: на нее ложится оборона кавказских перевалов ( очевидно, Мамисонского и Клухорского) от гуннов и других племен, сдвинутых со своих мест Великим переселением народов. Надо полагать, что к этому времени в состав Лазики должна была входить вся страна мегрелов — Эгриси (грузинские источники так называют и само царство Лазики), хотя ранее эта часть Западной Грузии, может быть, подчинялась Иверии. По византийско-персидскому миру 562 г. большая часть Лазики перешла к Византии.
Сведения об общественном строе как Восточной, так и Западной Грузии в первые века нашей эры у нас чрезвычайно скудны. Они почти целиком происходят из грузинских средневековых памятников, несомненно по-своему переосмыслявших древние порядки, о которых составители знали лишь по преданию. Что же касается греко-римских и даже армянских источников, то сообщенные ими сведения весьма недостаточны.
Первоначальное древнее восточногрузинское общество делилось, как обычно для древнего Ближнего Востока, на два сектора; к первому принадлежали свободные общинники-воины — эри, ко второму — царские люди — глехи. По-видимому, еще до создания первых грузинских царств страна состояла из замкнутых самоуправляющихся долин, которые назывались сопели и соответствовали «номовым общинам» раннего периода древности; позже сопели начинают означать «сельскую общину» наряду с обычным названием деревни — дага. Общинники различались сельские (мдагури) и городские (мквидри), сельскую общину, возглавлявшуюся старейшинами, составляли большесемейные «дома» (сахли). Даже царский род имел своего «главу дома», которым обычно (но по-видимому, не обязательно) был сам царь. Позже, однако, «главами домов» стали делать царских ставленников. Словом, структура общества была очень сходна с обществом всего Ближнего Востока предыдущего тысячелетия. Ранее уже говорилось о большом значении, которое имели в Грузии храмы и храмовые общины с их землями, пережиточно существовавшие у горных грузин-хевсуров вплоть до начала XX в.
Известны были грузинскому обществу поздней античности и частные рабы — мона.
В процессе феодализации грузинского общества из свободных общинников — эри выделяются знатные —мтавари, эристави, соответствующие армянским нахарарам, а сам термин эри начинает соответствовать парфянскому и армянскому азат. Появляется и термин агараки(Другой термин, картаки, или кардаги, восходит к парфянскому картак и в Парфии означал то же, что дастакерт.), обозначавший, как и в Армении, крупные частные земельные владения, не входящие ни в общины, ни в царскую землю. На царской земле тот же процесс феодализации привел к раздаче массивов земли царским должностным лицам (тадзраули— «дворцовые») в условное владение за службу. В то же время и глехи на царской земле образовывали такие же сельские общины, как эри — на свободной. Но знатным лицам, полководцам, а также крупному духовенству и монастырям раздавалась не только царская земля, но и право поборов с земли нецарской — с агараков и сопели.
Как видим, картина складывается та же, что в Армении, в Иране и, надо полагать, в Алвании. Тот же вывод напрашивается в связи с городами Грузии в поздней древности. Известен ряд торгово-ремесленных городов как в Восточной, так и в Западной Грузии. Подобно многим городам поздней античности, они имели смешанное этнически население. Торговые пути через Иверию и Колхиду соединяли, по-видимому, главную восточно-западную магистраль, проходившую через Армению, с Боспорским царством, с населением степей к северу от Кавказа. Соответственно иному значению торговых путей, шедших через Грузию, иной характер носило здесь и денежное обращение: в ходу были только либо римская и парфянская (или персидская) монета, либо местные имитации. Собственного чекана, отличного от имперских, в Грузии не было.
Дошедшие до нас грузинские исторические источники были составлены слишком поздно, чтобы дать представление о структуре античных городов Грузии, однако кажется несомненным, что они представляли собой самоуправляющиеся общины граждан, возникшие частично еще в VI—IV вв. до н. э. на базе наиболее крупных общин сельского типа с более развитым ремеслом. Позже внутри городов слагались особые, также самоуправляющиеся религиозно-этнические подобщины, но полноправными гражданами, которые могли претендовать на земельный надел, были, по-видимому, лишь члены первоначальной коренной общины. Город имел приписанную к нему окружающую землю с подчиненными сельскими, а иногда городского типа поселениями. Так, округа г. Каспи простиралась по крайней мере на 40 км, включая пещерный город Уплисцихе (видимо, царский).
Городская жизнь в Грузии началась позже, чем в других странах Ближнего Востока (характерно, например, что «торговец» назывался по-грузински парфянским термином вачари, а в Армении — арамейским термином танджар, восходящим еще к шумерскому дам-гар и аккадскому тамкарум). По-видимому, города здесь не достигли того развития, как в классических странах Передней Азии, но зато продержались дольше, чем в других местах; неслучайно Иверия поддерживала армянского царя Аршака II в его конфликте с нахарарами по поводу городских привилегий Аршакавана. Но к IV в. старые города Грузии частью были вытеснены «царскими городами», частью сами превратились в царские. С III в. начинают возникать крепости, позже становящиеся центрами городов феодальной эпохи.
Феодализм наступил в Грузии независимо от варварских вторжений: ни одно варварское племя не проникало сюда на длительное время.

Источник: История Древнего мира, том 3. Упадок древних обществ. 1983

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Россия на Кавказе останется навсегда»: Добровольческая армия и независимая грузия (1918-1919 гг.)

С.В. Карпенко
На Грузию генералы М.В. Алексеев и А.И. Деникин возлагали особые надежды: на ее территории в ходе мировой войны были складированы огромные запасы Кавказского фронта.
Читать PDF
0.00 байт

Россия и Грузия: различия в оценках совместной истории

Панин Сергей Борисович
Статья посвящена историческому периоду во взаимоотношениях России и Грузии, когда грузинские княжества были включены в состав Российской империи.
Читать PDF
0.00 байт

Добровольческая армия и Грузия в 1918 году

Михайлов Вадим Викторович, Пученков Александр Сергеевич
В статье рассказывается о взаимоотношениях между Добровольческой армией и Грузинской Республикой в 1918 году.
Читать PDF
0.00 байт

Азербайджан и Грузия в период становления (1918-1921 гг. ): военное строительство и сотрудничество в

Гасымов Заур
Если взглянуть на азербайджано-грузинские отношения в исторической перспективе, то они весьма напоминают отношения, сложившиеся в Центральной Европе между Венгрией и Польшей.
Читать PDF
0.00 байт

Россия и Грузия в постсоветский период: метаморфозы отношений

Мацаберидзе Малхаз
Российско-грузинские отношения постсоветского периода сложны и противоречивы. Несмотря на то что после распада СССР не прошло и 20 лет, в этих отношениях можно выделить несколько этапов, которые вытекают один из другого.
Читать PDF
0.00 байт

Парадигматика "Запад Восток" и античная Грузия

Лордкипанидзе Гурам
Проблемы культурной и политической ориентации Грузии рассматриваются с точки зрения противостояния западной и восточной цивилизаций в период с VI века до н.э. по IV век н.э.
Читать PDF
0.00 байт

2012. 01. 031. Асмус Р. Д. Маленькая война, которая потрясла мир: Грузия, Россия и будущее Запада. A

Бабенко О. В.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые аспекты современной этнической ситуации в Республике Грузия: проблемы национальных меньшин

Шейхов М. Ш.
В статье исследовано современное социально-экономическое положение одного из этнических общностей Дагестана -бежтинцев, которые после распада СССР оказались на своих землях в «чужой» стране.
Читать PDF
0.00 байт

Скребки из поселения Арухло i, Грузия (к вопросу о соответствии формы и функций древних орудий)

Эсакия Кетеван Михайловна, Скакун Наталия Николаевна, Терехина Вера Владимировна
В статье анализируется одна из основных категорий орудийного комплекса неолитического поселения Арухло I (Грузия, район Квемо Картли). Каменные орудия из данного памятника отличаются большим разнообразием.
Читать PDF
0.00 байт

О ЗУБЕ МУСТЬЕРСКОГО ЧЕЛОВЕКА ИЗ ЦУЦХВАТСКОИ ПЕЩЕРНОЙ СИСТЕМЫ (Западная Грузия)

Л. К- Габуния, Д. М. Тушабрамишвили, А. К. Векуа
Читать PDF
0.00 байт

Южная Грузия под управлением Российской империи

Ашхамахова Асиет Аскеровна, Силантьева Виктория Александровна
Статья посвящена политике российского правительства по управлению национальными окраинами в XIX в. Целью работы является изучение проблемы государственного управления на примере Южной Грузии, присоединенной к России в 1829 г.
Читать PDF
0.00 байт

«ГРУЗИЯ НУЖНА НАМ КАК ВРЕМЕННЫЙ БУФЕР»: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФАКТОРЫ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ СОВЕТИЗАЦИИ ЮЖНОГО КАВК

Амбарцумян Каринэ Размиковна
В статье в основных моментах раскрыты международные факторы, влиявшие на процесса советизации большевиками Южного Кавказа в 1920–1921 гг. Международную ситуацию, сложившуюся вокруг Южного Кавказа к 1920 г.
Читать PDF
0.00 байт

Царский и ктиторский портреты церкви Рождества Богородицы в Бетании (Грузия): к вопросу о датировке

Макарова Анна Львовна
При подробном изучении царских и ктиторских композиций неизбежно возникает вопрос об атрибуции отдельных фигур и их разновременности.
Читать PDF
0.00 байт

Сакральное родство: Андрей Вознесенский и Грузия

Федорова Ирина Вячеславовна
В статье представлена группа написанных в 1960-1980-х годах стихотворений Андрея Вознесенского. Все анализируемые стихотворения тематически связаны с образом Грузии, которая включается поэтом в пространство метафоры сакрального.
Читать PDF
0.00 байт

Иллюзия и утопия в комедии В. Соллогуба «Ночь перед свадьбой, или Грузия через тысячу лет»

Багратион-мухранели Ирина Леонидовна
Рассматривается обусловленность стиля и жанра драматического произведения в зависимости от публики. В. Соллогуб является автором двух пьес на кавказскую тему.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: