чудотворный образ. Согласно сказанию, эта икона была вывезена персами из Грузии в 1622 г., во время завоевания страны шахом Аббасом I, в 1625 г. выкуплена Стефаном Лазаревым, приказчиком ярославского купца Григория Лыткина, находившимся в Персии по торговым делам. По возвращении Лазарева в Ярославль в 1629 г. Лыткин, увидев икону, вспомнил о бывшем ему таинственном внушении отправить святыню в Черногорский (Kрасногорский) монастырь на Пинеге (под Архангельском), которому покровительствовали русские купцы. Доставив икону в монастырь, он построил по своему плану церковь, пожертвовал ей утварь и собрание богослужебных книг, большую часть которых сам переписал. По прибытии иконы в монастырь начались чудесные исцеления.
В 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона было установлено празднование иконе «ради чудес ее» в день принесения в монастырь. В 1698 г. было постановлено каждый год этот образ приносить в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости»; также икону носили в Вологду, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь на Лену.
Особой вехой в истории и прославлении иконы был ее привоз в Москву в 1654 г. Существует мнение, что икона была привезена для поновления и наложения новой ризы. Икону поместили в церкви Святой Троицы в Никитниках, где имели двор ярославские выходцы купцы Никитниковы, ктиторы построенного на их средства храма (1628-1651).
В это время в Москве была эпидемия чумы. Ищущие помощи от иконы получали исцеления. Среди них – серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов, по чьей просьбе перед иконой был отслужен на дому молебен, в результате чего выздоровел его сын. Гавриил Евдокимов заказал для церкви Cвятой Троицы список с Грузинской иконы, который был помещен в центральном иконостасе слева от Царских врат. Другой список этой иконы был помещен в северном Никольском приделе; церковь освятили в честь Грузинской иконы Божией Матери, что отразилось в названии переулка, ведущего от храма на Варварку. Икона исчезла после закрытия Черногорского монастыря (1920-1922), позже возвращена в монастырь: в 1946 г. упоминается о том, что Грузинскую икону носили во время крестного хода, который совершался в Архангельске. Дальнейшая судьба ее неизвестна. В настоящее время древние списки с иконы имеются в Москве, в храме Живоначальной Троицы в Хорониве, в храме Святителя Мартина Исповедника, папы Римского, что в Алексеевской Новой Слободе, а также в Раифском Монастыре Казанской епархии. Празднование 22 августа (5 сентября).