самоназвание - картвели), народ. В Российской Федерации 130,7 тыс. человек. Основное население Грузии. Язык грузинский картвельской группы иберийско-кавказской семьи языков. Верующие в основном православные.
ГРУЗИНЫ
ГРУЗИНЫ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Грузины
(самоназвание – картвели) – народ, основное население Грузии (3,787 млн. чел.). В России 130,7 тыс. чел. (1992). Общая численность 4,14 млн. чел. Говорят на грузинском языке. Верующие – в основном православные (христианство в Грузии утвердилось в 1-ой половине 4 в.), часть – мусульмане (среди аджарцев, лазов). Грузины – потомки племен, населяющих с древнейших времен в основном ту же территорию, которую занимает совре менная Грузия. Грузинский народ сложился из 3 крупных близкородственных этнических групп: картов, мегрело-чанов (занов) и сванов, каждая из которых, в свою очередь, образовалась в результате длительного процесса консолидации более мелких племен. Процесс формирования грузинской народности в основном завершился в 6 – 10 в.в. Этот период характеризуется окончательным утверждением грузинского языка в качестве общенародного, упрочением государственной территории и развитием общегрузинских форм культуры (одежда, оружие, домашняя утварь и др.). Однако сепаратизм феодалов, периодическое ослабление центральной власти тормозили процесс консолидации и способствовали консервации в отдельных районах местных особенностей. Так, в горных районах вплоть до 19 в. сохранялись жилые и оборонительные башни, пахотные орудия архаичных форм, а также пережитки кровной мести, древних религиозных представлений и др. В зависимости от местных особенностей культуры и быта, диалектических различий языка определяются этнографические группы: картлийцы, кахетинцы с ингилойцами, кизинцы, тушины, пшавы, хевсуры, мтиулы с гудамакарцами, мохевцы, имеретины, рачинцы, мчхумцы, сваны, мегрелы, лазы (чаны). См. Гудамакарцы, Гурийцы, Картвелы, Карты, Картлинцы, Кахетинцы, Колхи, Лазы, Лечхумцы, Мегрелы, Мтиулы, Осетины, Пшавы, Рачинцы, Саспейры, Сваны, Тушины, Чаны, Шомутепе, Шулавери.
ГРУЗИНЫ
самоназвание картвели (происходит от древнего этнонима «карт»). Наименование «грузины» в русском и европейских языках происходит от персидского и арабского названий народа. Грузины — древнее население Кавказа. Крупнейшим государством древности было Картли с центром в районе Мцхеты, известное греко-римским авторам как Иберия, а её население — как иберы. В IV в. н.э. Картлийское государство под влиянием Византии принимает христианство. В X в. при объединении разрозненных территорий под властью Баграта III было создано государство Сакартвело (страна картвелов). В XI в. при царе Давиде Строителе столицей государства становится Тбилиси. В течение трёх веков велась борьба за Закавказье между османской Турцией и сасанидским Ираном, в ходе которой грузинский народ подвергался языковому, конфессиональному и физическому насилию. В этих условиях Грузия искала покровительства у России, что привело в 1783 г. к заключению Георгиевского трактата, а в нач. XIX в. грузинские земли вошли в состав России. После революции 1917 г. была создана Грузинская ССР в составе СССР; в 1991 г. образована суверенная Республика Грузия. Численность населения — 4,4 млн. человек (2010 г.). Внутри грузинского этноса выделяется ряд локальноэтнографических групп — карталинцы, кахетинцы, имеретинцы, гурийцы, аджарцы, тушины и др. Грузинский язык составляет особую картвельскую группу кавказской языковой семьи, имеются многочисленные диалекты. Письменность — с V в. Большинство грузин — православные, но есть католики (франги) и мусульмане (аджарцы, лазы и др.). Традиционное хозяйство — пашенное земледелие на равнине и скотоводство в горах и предгорьях. Основные культуры — зерновые и крупяные; широко распространены садоводство, виноградарство и огородничество. В субтропической зоне выращивают цитрусовые, чай, благородный лавр. Основные ремесла: ткачество, гончарное, ювелирное, оружейное дело, ковроткачество, выделка войлока и др. Сельские поселения и типы жилищ разнообразны в зависимости от территории и культурной традиции. Близость хозяйственно-культурного уклада, религии, сходство геополитической ориентации были условием сближения русского и грузинского народов, взаимного переселения и соседства. По переписи 2002 г., в РФ проживало 198 тыс. грузин, в Перм. обл. — 1585 человек. Грузинская диаспора Перм. края формировалась исторически с кон. XIX в. за счёт приезжавших в Пермь торговцев и мастеров. Для грузин в России характерно двуязычие, что обеспечивает успешную интеграцию в общество. В советское послевоенное время грузины приезжали учиться в вузы Перми и работать по распределению и на комсомольских стройках (г. Березники), служить в рядах Советской Армии. Многие оставались жить и работать в Перми и в Перм. обл. и составляют до настоящего времени ядро грузинской диаспоры в крае. Другое условие формирования диаспоры — ссылка в Прикамье, особенно в 1937—1938 гг. и после 1952 г. Большая часть мигрантов последнего поколения — беженцы из Абхазии и Осетии после конфликтов начала 1990-х гг. Среди грузин, живущих в Прикамье, есть бизнесмены и строители, представители разных профессий. Грузинская молодежь учится сегодня в средних и высших учебных заведениях Перми. В 1996 г. создана общественная организация грузин Прикамья, выходцев из Грузии разных поколений «Иверия», которая в 2008 г. преобразована в Пермскую краевую общественную организацию грузин имени Р. Кураспедиани «Иберия». Эта организация объединяет выходцев из Грузии разных поколений, способствует сохранению языка и культурных традиций. Под ее эгидой в г. Перми работает грузинская воскресная школа, среди её учеников — дети и подростки от 5 до 17 лет, которые в процессе обучения знакомятся как с традициями своей исторической родины, так и с культурно-историческим наследием Пермского края.
Лит.:Народы мира: ист.-этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988; Национальный состав и владение языками, гражданство // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: в 14 т. М., 2004. Т. 4, кн. 1; Пермь Великая на перекрестке врёмен и народов // Жизнь национальностей. 2001. № 4.
Т.Н. Лепоринская
Лит.:Народы мира: ист.-этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988; Национальный состав и владение языками, гражданство // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: в 14 т. М., 2004. Т. 4, кн. 1; Пермь Великая на перекрестке врёмен и народов // Жизнь национальностей. 2001. № 4.
Т.Н. Лепоринская
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.
ГРУЗИНЫ
самоназвание в ед. ч. - картвели) - нация, осн. население Грузинской ССР. Числ. в СССР - 2692 т. ч. (1959). За пределами СССР компактными группами живут на С.-В. Турции (в Лазистане), где издавна жили аборигенные груз. племена. В Иране Г. живут в селах Гиляна, Мазандерана и в Ферейдане (пров. Исфахан), куда они были выселены шах-Аббасом в 17 в. Г., проживающие в Турции и Иране, сохранили груз. культуру, язык и обычаи. Язык - грузинский, картвельской группы кавказской семьи языков. Верующие Г. в прошлом в большинстве православные, часть - мусульмане (среди аджарцев, лазов). Г. являются потомками племен, населявших с древнейших времен терр. между Кавк. хребтом на С., Малым Кавказом на Ю.-В. и ниж. течением р. Чорох на Ю.-З. Груз. народ сложился из 3 крупных близкородственных этнич. групп: картов, мегрело-чанов (занов) и сванов, каждая из к-рых, в свою очередь, образовалась в результате длит. процесса консолидации более мелких племен. Картское племя сложилось из месхов (мушки др.-вост. источников) и др. этнич. групп. Мегрело-чанские племена упоминаются в визант. источниках, гл. обр. под наименованием лазы, а в греко-рим. и др.-вост. Источниках - под наименованием колхи. Мисимийцы и гениохи входили в объединение сванских племен. Осн. границы их ист. расселения: карты - в вост., юж. И юго-зап. областях совр. Грузии, мегрело-чаны -в зап.-груз. низменности и значит. части Юго-Вост. Причерноморья; сваны занимали гораздо большую терр., чем в наст. время, и были расселены в сев. р-нах ист. Колхиды. Преемственность археол. культур на терр. совр. Грузии начиная с древнейших времен, свидетельства ист. топонимики, а также сообщения др.-вост. и антич. источников говорят о том, что предки Г. являются древнейшим населением в осн. тех же р-нов Закавказья, к-рые Г. занимают и поныне. Груз. народность начала складываться в первых веках 1-го тыс. до н. э. из племен, населявших басс. р. Чорох, находившихся на стадии разложения первобытнообщинных отношений и становления клас. об-ва. В это время возникли крупные племенные объединения (диаохи, колха), к-рые, однако, из-за неразвитости производит. сил и отсутствия прочных экономич. связей были неустойчивыми и не смогли сыграть серьезной роли в процессе консолидации груз. племен. Образование раннерабовладельч. гос-в в Зап. (Колхидское, или Эгрисское, гос-во в 6 в. до н. э.; см. Колхида) и Вост. (Картлийское, или Иберийское, царство в 3 в. до н. э.; см. Иберия) Грузии оказало более существ. влияние на вышеуказанный процесс, хотя и оно не везде было одинаковым (напр., население высокогорных р-нов даже ко времени складывания в низменных р-нах Грузии феод. отношений жило еще первобытнообщинным строем). Важным этапом в становлении единой груз. народности было усиление в 1-2 вв. Иберийского царства, распространившего свою политич. гегемонию на Зап. Грузию, к-рая была населена мегрело-чанскими племенами. В 4-6 вв. на терр. Грузии возникают феод. образования, к-рые в 11-13 вв. складываются в мощную централизованную монархию. Длительная борьба феод. Грузии за внедрение христианства среди населения горных р-нов способствовала вовлечению грузин-горцев в процесс формирования единой груз. народности, к-рый в осн. завершился в 6-10 вв. Этот период характеризуется окончат. утверждением груз. языка в качестве общенародного, упрочением гос. терр. и развитием общегруз. форм культуры (одежда, оружие, домашняя утварь и т. п.). Однако сепаратизм феодалов, периодич. ослабление центр. власти тормозили процесс консолидации и способствовали консервации в отд. р-нах местных особенностей. Так, в горных р-нах вплоть до 19 в. сохранялась древняя форма дома-крепости, нек-рые виды пахотных орудий, пережиточные формы семейной общины, кровная месть и др. В зависимости от местных особенностей обществ. развития, культуры и быта, форм хозяйствования, диалектальных различий, определяются этнографич. группы Г.: картлийцы, кахетинцы с ингилойцами, кизикцы, тушины, пшавы, хевсуры, мтиулы с гудамакарцами, мохевцы, имеретины, рачинцы, лечхумцы, сваны, мегрелы, лазы (чаны), аджарцы, гурийцы. Процесс складывания груз. бурж. нации завершился в осн. во 2-й пол. 19 в. В ходе формирования груз. бурж. нации диалектальные и культурно-бытовые особенности этнографич. групп постепенно теряли свое значение. После установления Сов. власти, в ходе социалистич. строительства Г. сформировались в социалистич. нацию; завершается процесс стирания различий между этнографич. группами Г. Груз. племена с древнейших времен были известны как искусные металлурги, их продукция имела распространение далеко за пределами территории расселения Г. Грузия - родина ряда сортов пшеницы и винограда, выведенных и культивируемых груз. племенами с древнейших времен. Сов. Грузия превратилась в республику с развитой металлургией, машиностроением, разнообразными отраслями легкой и пищевой пром-сти, развитым с. х-вом. Всемирной известностью пользуется традиционное нар. песенное и танц. иск-во Г., получившее широкое творч. развитие после Вел. Окт. революции. Лит.: Меликишвили Г. A., К истории Др. Грузии, Тб., 1959; Харадзе Р. Л., Груз. семейная община, ч. 1-2, Тб., 1960-61; Очерки общей этнографии. Азиат. часть СССР, М., 1960; Робакидзе А. И., К вопросу о форме поселения в Сванети, "КСИЭ", 1958, в. 29; Бардавелидзе В. В., Древнейшие религ. верования и обрядовое графич. иск-во груз. племен, Тб., 1957; Читая Г. С., К вопросу о происхождении абхазских пахотных орудий, в сб.: Сообщения АН Груз. ССР, т. 2, No 3-4, Тб., 1941; его же, Горное земледелие на Кавказе, в сб.: Мат-лы по этнографии Грузии, т. 11, Тб., 1960; Народы Кавказа, (т.) 2, М., 1962. А. И. Робакидзе. Тбилиси.