— считается одним из крупнейших композиторов второй половины ХХ столетия. Татарка российского происхождения, исповедует православие. Живет в Германии. Член Королевской музыкальной академии Швеции. Автор более чем 100 симфонических произведений, в числе которых грандиозное 90-минутное симфоническое сочинение "Страсти по Иоанну", написанное по заказу академии Баха в Штутгарте во исполнение масштабного проекта "Passion-2000", приуроченного к 250-летию со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха. "Страсти" по четырем евангелистам — Луке, Марку, Матфею и Иоанну — были заказаны четырем композиторам из разных стран. Софья Губайдулина писала, основываясь на русском переводе текста, хотя традиция пассионов, музыкального повествования о последних днях жизни Христа, в русле православной традиции не разрабатывалась. Говорит Софья Губайдулина: "Когда я получила заказ, я сразу поставила условие: хочу писать Страсти по Евангелию от Иоанна. Потому что Иисус мне ближе всего такой, каким он описан у Иоанна. Моя страсть — это Страсти по Иоанну. Мировая премьера "Страстей по Иоанну" состоялась в Штутгарте.
София Губайдулина родилась в провинциальном поволжском городке Чистополь Татарской АССР 24 октября 1931 года, через 7 месяцев переехала вместе с родителями в Казань, где прошли ее детство и юность. Здесь она жила с 1931 по 1954 год. Потребность сочинять музыку появилась у нее очень рано — пятилетней девочкой София уже начала заниматься в музыкальной школе.
После окончания в 1954 году Казанской консерватории, где она занималась по классу фортепиано (Г. М. Коган) и композиции (А. С. Леман), Губайдулина поступила в Московскую консерваторию (1954—1959 гг.) Здесь ее учителем стал Николай Пейко, ученик прославленного Дмитрия Шостаковича.
Шостакович сыграл в ее жизни огромную роль. Вот как рассказывает об этом сама Губайдулина. "В юности, такая фигура как Шостакович, была для меня необыкновенно важна — как человек, как музыкант, как композитор. Это была личность, без которой я тогда, возможно, не смогла бы существовать. Его способ и стиль жизни были для меня ориентиром..."
Окончив в 1963 году аспирантуру при Московской консерватории в классе В. Я. Шебалина, София Губайдулина начала работать как свободный художник, сочиняя музыку. Написала много музыки для игрового и документального кино, мультипликации. Наиболее известны ее работы в фильмах "День ангела", "Маугли", "Анна Голубкова", "Чучело", "Кошка, которая гуляет сама по себе" и др.
Обычно Губайдулину помещают в "первой тройке" советского авангарда 1960—1980-х годов, сразу вслед за Э. Денисовым и А. Шнитке. В 1969—1970 годах она работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки, с 1975 года входила в импровизационную группу "Астрея" вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артемовым. Несмотря на явную народность творческих поисков ансамбля (музыканты использовали в своей работе редкие фольклорные инструменты Кавказа, Средней Азии и России), поиски эти не находили понимания у критиков, ее произведения были запрещены к исполнению со сцены. В 1985 г. был снят "железный занавес" и ей впервые было разрешено выехать на Запад. С 1992 года композитор живет и работает в Германии в городке Аппен-Унтерглиде под Гамбургом. "Я ощущаю это место, как собственный дом, — говорит она. — Я чувствую себя в этой деревушке лучше, чем в Москве. Художник не должен жить только негативными эмоциями, иначе он заразит ими других..." Российское гражданство С. А. Губайдулина сохранила.
Сегодня Софья Губайдулина буквально утопает в лучах собственной славы. Ее называют одним из самых гениальных композиторов второй половины XX столетия. "Музыка Губайдулиной открывает нам такие вещи, о которых мы в нашем цивилизованном мире давно забыли, но которые видим и ощущаем подсознательно", пишет музыковед Доротея Редепеннинг. "Ее голос является важнейшим в интернациональном хоре современных музыкантов", заявляет музыкальный драматург Ганс Петер Крельманн. "С потрясающей внутренней силой ее музыка взрывается, излучая саму жизнь, любовь и сомнения. Это и многое другое дарит нам гениальность Губайдулиной. Как всегда, когда незнакомое, неслыханное, невиданное встречает нас и ведет к новым мыслям, чувствам и эмоциям. Как Хлебников и Цветаева, как Малевич и Татлин, как Скрябин и Тарковский", считает итальянский композитор Луиджи Ноно.
Творчество Софии Губайдулиной широко известно во всем мире. Она является Заслуженным деятелем искусств РСФСР (1990), лауреатом Государственной премии России (1992).
София Губайдуллина удостоена также многих зарубежных наград:
1975 г. — премия на VII Международном конкурсе композиторов в Риме за сочинение для оркестра "Ступени".
1987 г. — премия князя Монако Ренье III.
1990 г. — премия имени Сергея и Наталии Кусевицких (США) за произведение для скрипки с оркестром ("Offertorium") и за грамзапись симфонии "Слышу... Умолкло..." (1994).
1991 г. — награждена итальянским почетным титулом "Сентябрьская музыка".
1995 г. — премия Людвига Шпора.
1998 г. — международная премия императора Японии (ранее этой премии, учрежденной в 1987 г., были удостоены: Леонард Берштейн (1990), Альфред Шнитке (1992), Мстислав Ростропович (1993) и др.) В этом же году София Губайдулина становится Почетным членом Академии искусств Западного Берлина.
1999 г. — музыкальная премия Зонинга и премия Штифтунга "Библия и культура".
2000 г. — Почетный орден "За заслуги" (Германия) ( в числе награжденных орденом, учрежденным указом Фридриха-Вильгельма IV в 1842 г. были: Чарльз Дарвин (1768), Джузеппе Верди (1887), Роберт Кох (1906), Альберт Эйнштейн (1923), Рихард Штраус (1924) и др.)
2002 г. — премия POLAR MUSIC PRIZE — Нобелевская премия в области музыки, как называют эту награду многие музыкальные критики. Лауреатом премии этого года наряду с Софьей Губайдулиной стала африканская певица Мириам Макеба (Miriam Makeba). Наградные знаки лауреатам вручил сам Король Швеции Карл Густав (Carl XVI Gustaf). На церемонии присутствовала и принцесса Виктория. Polar Music Prize вручается видным деятелям музыки за их достижения на музыкальном поприще. Премия основана легендарным шведским музыкантом Стигом Андерсоном и Шведской Королевской Музыкальной Академией в 1992-м году. Тогда премию получил сэр Пол Маккартни. В числе других получателей премии — Диззи Гиллеспи, Куинси Джонс, Элтон Джон, Мстислав Ростропович, Джони Митчелл, Брюс Спрингстин, Рэй Чарлз, Рави Шанкар, Стиви Уандер, Боб Дилан, Исаак Штерн и другие. Денежный эквивалент награды составляет 100 тысяч долларов.
Критики отмечают в творчестве Губайдулиной взаимодействие западных и восточных традиций; ее стиль свободен, подвижен и не принадлежит к какому-либо определенному направлению. Характерные черты почерка Софии Губайдулиной — высокая духовная концентрация, стремление к архитектоническому совершенству формы, чуткость к тембровости, к звуку как таковому.