ГУБЕРНСКИЕ ПОДМОСТКИ
«ГУБЕРНСКИЕ ПОДМОСТКИ»
Рязань) — один из лучших по организации, представительности, творческой состоятельности фестивалей любительского сценического творчества. Проходит один раз в два года в помещении Областного научно-методического центра народного творчества — деревянном особняке, обильно украшенном резьбой, — бывшем летнем клубе Дворянского собрания. Кроме ОНМЦ учредителями и организаторами фестиваля в его афише значатся Управление культуры и массовых коммуникаций, Управление по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской обл. Высокий творческий уровень и организация «Г.П.» обусловлены многими обстоятельствами. Три фактора надо выделить особо. Во-первых, фестиваль опирается на широкое основание, органично вырастает из активной деятельности множества разнообразных театральных начинаний. В 1970–1980-х гг. для развития любительской сцены, становления фестиваля «Театральная весна» (предшественника «Г.П.») много сделали народные театры из Шилова (рук. В. Дейниченко), с. Инякино Шиловского района (рук. В. Уваров), из Спасска (рук. А. Романенко), из Шацка (рук. А. Фомина), театральная студия из Рязани (рук. М. Черно-Иваненко). И в постсоветское время в Рязани, районных центрах, городах, поселках, селах области стабильно работают театральные коллективы, востребованные местным населением, знающие себе цену. Для них фестиваль не обуза, не навязанный высшими инстанциями «смотр достижений», а выражение естественной потребности любителей показать свою новую работу,в которую вложено много сил — физических и духовных, в общении, в празднике, в новых впечатлениях. Афиша фестиваля всякий раз складывается по-разному, более или менее впечатляюще. Однако каждый раз находятся два-три коллектива, которые задают тон празднику. В числе лидеров (лауреатов) в разные годы оказывались «народные» театры из Касимова (реж. Ф. Романов), из Кораблина (Т. Кочеткова), Новомичуринска (Т. Честных), с. Мурмино (Т. Родина), Рязанского госуниверситета (Г. Кириллов), Дворца детского творчества г. Рязани (Т. Коробкова), Клепиков (Л. Степашкина), театр-студия с. Поляны (С. Рахманова) и др. Неоспоримо сильное воздействие на атмосферу «Г.П.», энергетику фестиваля, движение творческой мысли, рождение духа соревновательности оказывает многолетний лидер студийного движения молодежный театр «Предел» из города Скопина, его талантливый создатель и руководитель Владимир Дель. Выступления этого коллектива всякий раз ждут с особым интересом. Привлекает оригинальная трактовка современных текстов и классики, неприятие стереотипных «правил игры», способность объединить в ансамбле опытных исполнителей и новичков, взрослых и детей. Cпоры, разделение аудитории на ярых сторонников и не менее категоричных противников — обычное состояние публики и специалистов после спектаклей «Предела», таких, как «Чудная баба» Н. Садур, «Моцарт и Сальери» А. Пушкина, «Девушка Снегурочка» по пьесе А. Островского, «Диаволовъ водевиль» по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание», «Детектор лжи» В. Сигарева. Наконец, огромную роль в становлении фестиваля играет коллектив ОНМЦ народного творчества, возглавляемый В.В. Коростылевым, непосредственный куратор «Г.П.» — зав. творческим отделом В.А. Макарова. Их опыт (работают в Центре более 25 лет), профессионализм, понимание природы традиционного народного и любительского творчества, внимание к каждому проявлению инициативы, талантливому человеку во многом определили судьбу «Г.П.» как фестиваля, который, с одной стороны, является зеркалом, с другой — мотором любительского театрального движения области. Интерес любительских коллективов, театралов, прессы к «Г.П.» с каждым разом возрастает. Фестиваль 2006 г. — двенадцатый по счету — собрал самое большое количество театров и поставил жюри в сложное положение. Таков был уровень и жанровое разнообразие постановок, что в числе спектаклей, оставшихся за пределами высших наград, оказались не какие-то неудачные, а вполне добротные постановки («Антигона» Ж. Ануя — Новомичуринский народный театр, «Одержимые морем» П. Элиаса — Касимовский ТЮЗ). Семь из пятнадцати коллективов, выступивших на «Г.П.», получили лауреатские дипломы. Лучшие спектакли фестиваля отчетливо выявили полюса тяготения. Одних потянуло вспять, к текстам, сценическая популярность которых пала на вторую — советскую — половину прошлого века («Тревожное время» — композиция по пьесе В. Розова «Вечно живые», стихам и песням Б. Окуджавы в народном театре Госуниверситета; «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой — в театре Рязанского Дворца молодежи). Других увлекла молодая постсоветская драматургия («Сказки женщин» М. Рыбкиной — Кораблинский народный театр; «Марьино поле» О. Богаева — театр-студия «Осколки», Рязань; «Запах счастья» по пьесе Д. Гурьянова «Запах легкого загара» — Шиловский народный театр; «Детектор лжи» В. Сигарева — «Предел»; «Как я съел собаку» Е. Гришковца — Касимовский народный театр). Зрители с нарастающим интересом наблюдали, как, передаваясь от спектакля к спектаклю, множа грани и смыслы, покидая пределы быта и «берега реализма», сцену захватывала извечная тема — Он и Она — с ее неизменными мотивами притяжения-отталкивания, взлета на хрупких крыльях мечты о настоящей любвивзаимности и падения, отчаянных попыток собрать осколки былого. Драматическое, возвышенное, лирико-поэтическое звучание темы в спектаклях по В. Розову и Б. Окуджаве, А. Соколовой менялось в постановках по пьесам современных драматургов на комедийное (Д. Гурьянов, М. Рыбкина), трагифарсовое (О. Богаев, В. Сигарев). Каждый ракурс находил адекватное сценическое решение и отклик в зрительном зале. (А. Ш.) Лит.: Крапивина Н. Апрель: расцветают театры // Рязанские ведомости. 1997. 18 апр.; Артамонова Л. «Губернские подмостки» // Встреча. 1998. № 7; Розенталь Л. Любительский — от слова «любить» // Рязанские ведомости. 2000. 14 апр.; Шульпин А. Губернские подмостки // Клуб. 2004. № 10; Романова Г. Весь мир — театр: Послесловие к событию // Рязанские ведомости. 2006. 21 апр.Д
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010