Гуччи

Найдено 1 определение
Гуччи
, Санти (Gucci, Santi) Ок. 1530, Флоренция — ок. 1600, Пиньчув. Итальянский скульптор и архитектор Позднего Возрождения. Учился, по-видимому, во Флоренции. С середины 1550-х работал в Польше. Придворный архитектор польских королей. В начальный период своего пребывания в Польше Гуччи работал в Кракове, выполняя заказы королевской семьи. Позднее его деятельность развернулась в городке Пиньчув (Келецкое воеводство в центральной части страны), где он основал мастерскую. Большие залежи песчаника и растущая потребность польской знати в мемориальной пластике обусловили это перемещение мастера, хотя он и не порывал связей с королевским домом. В своем скульптурном творчестве Гуччи развивал традиции монументального пристенного надгробного памятника. Ему принадлежат надгробия короля Сигизмунда Августа (1574—1575), Анны Ягеллонки (1574—1575, оба — Краков, капелла Сигизмунда при Вавельском соборе), Анджея Фирлей и Барбары Фирлей (1586—1587, Яновец, приходский костел), короля Стефана Батория (1594—1595, Краков, Вавельский собор). Первые исполненные мастером надгробные монументы расположены в выдающемся сооружении Раннего Возрождения — капелле Сигизмунда. Гуччи пришлось следовать прямому указанию правящего тогда Сигизмунда Августа — уподобить предназначенный для него памятник надгробию его отца, расположенному в этой же капелле. Руководствуясь этим, мастер представил фигуру монарха в схожей, несколько вычурной позе. Он лежит на боку, скрестив ноги и опершись на локоть, повернув тело в три четверти к зрителю. Одновременно было сооружено и надгробие сестры короля — Анны Ягеллонки. Здесь скульптор создал еще более необычную композицию. Он обратился не к круглой скульптуре, а к высокому рельефу, развернув лежащую фигуру навстречу входящему в капеллу. Оба памятника исполнены из красного, хорошо отполированного мрамора. Если лица короля и его сестры трактованы вполне портретно и пластически убедительно, то в моделировке одежд заметна некоторая схематичность и плоскостность. Разработанные мастером композиционные приемы изображения надгробных статуй повторяются и в дальнейших его произведениях, при этом позы фигур становятся все более неестественными. Возрастает роль архитектурного обрамления. В творчестве скульптора все явственнее проявляются черты маньеризма, а отчасти и барокко. Особенно наглядно это выражено в монументальном надгробии Стефана Батория. Плита с рельефной фигурой короля заключена в ордерную раму с арочным завершением, но вся эта довольно простая структура отягощена множеством дополнений: аллегорическими статуями, гербами, картушами, волютами, трофеями и т. п. Впечатление пышности и перегруженности декором повышает колористическая пестрота, вызванная использованием красного и белого камня. Деятельность Гуччи и его мастерской в Пиньчуве оказала большое влияние на мемориальную пластику Польши конца XVI — начала XVII в. По образцам, созданным в мастерской скульптора, изготавливались готовые детали архитектурного и пластического декора, что привело к широкому распространению характерных для нее приемов и форм.
Лит.: Sinko K. Santi Gucci Fiorentino i jego szkola. Krakow, 1933; Fischinger A. Santi Gucci, architekt i rzezbiarz krolewski XVI wieku. Krakow, 1969.
Л. Алешина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006