правитель города-государства Лагаш в Шумере в 22 в. до н.э. При Гудеа возросло число полноправных граждан города. Гудеа построил много храмов, достигли расцвета литература и искусство.
Гудеа
Гудеа
Источник: Исторический словарь
ГУДЕА
правитель гор.-госуд. Лагаш в Шумере (ок.2200 — 2140 до н.э.). При Г. возросло могущество Лагаша; число полноправ. граждан города, судя по сохранивш. надписям Г., доходило до 216 тыс. (против 36 тыс. при Урукагине, 24 в. до н.э.). Г. украсил город мн. храмами.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ГУДЕА
правитель города-гос-ва Лагаш в Шумере (ок. 2200-2140 до н. э.). При Г. возросло могущество Лагаша; число полноправных граждан города, судя по сохранившимся надписям Г., доходило до 216 тыс. (против 36 тыс. при Урукагине, 24 в. до н. э.). Г. украсил город мн. храмами. В его правление достигли расцвета шумерская лит-ра и иск-во. Сохранилось не менее 16 диоритовых статуй Г., глиняные цилиндры с надписями и т. п. Лит.: Флиттнер Н. Д., Культура и иск-во Двуречья и соседних стран, Л.-М., 1958; Thureau-Dangin F., Die sumerischen und akkadischen K?nigschriften, Lpz., 1907; Barton G., The royal inscriptions of Sumer and Akkad., New Haven, 1929.
ГУДЕА
Царь ЛАГАША 2-й ДИНАСТИИ (Месопотамия), правивший ок. 2130 г. до Р. Х. † ок. 2123 г. до Р. Х.
Гудеа был сыном жрицы богини Нгатумду от ее священного брака со жрецом или правителем города. Высокого положения Гудеа достиг благодаря тому, что женился на дочери управлявшего Лагашем Ур-Бабы, преемником которого он стал. Его царствование пришлось на эпоху владычества в Месопотамии кутиев (см. КУТИЕВ ДИНАСТИЯ). Гудеа признавал над собой власть их царя и платил ему дань. Но во внутренних делах на подвластной ему территории (кроме Лагаша в нее входили Ур, Урук и некоторые другие города) он был полновластным повелителем. От Гудеа до нас дошли многочисленные надписи, сообщающие о его обширной хозяйственной и строительной деятельности. Все это говорит о том, что царь был весьма набожным человеком - в эти годы обновлялись многие старые и возводились великолепные новые храмы (особым попечением Гудеа пользовался храм главного бога Лагаша Нгирсу в Нин-Нгирсу). Характерно, что Гудеа никогда не рассматривал храмовое хозяйство как свою собственность и в надписях бесчисленное число раз называл хозяином его не себя, а бога. Таким образом, его деятельность проходила в русле реформ Уруинимгины.
Источник: Справочник. Все монархи мира: Древний Восток. 2001
Гудеа
С этого момента началось постепенное падение династии Аккаде. Вначале борьба с горцами шла с переменным успехом, но уже сын Нарам-Суэна должен был, по-видимому, уступить свой титул «царя четырех сторон света» царю Элама (который в тот момент был объединен) в обмен на помощь против кутиев. Но вскоре власть в Месопотамии целиком переходит в руки кутийских вождей. Они называли себя «царями», но, по-видимому, избирались племенным собранием воинов лишь на срок (от двух до семи лет). Кутии разорили своими нападениями почти всю страну, за исключением Лагаша, лежавшего несколько в стороне от главного пути их набегов, и, может быть, Урука и Ура, защищенных полосою болот.
Конечно, кутии не создали своего общегосударственного управления для Нижней Месопотамии; когда они прекратили военный грабеж, они продолжали ограбление в форме даней, которые для них и за них собирали местные аккадские и шумерские правители.
Гудеа, живший во второй половине XXII в. до н.э. в Лагаше, был сыном жрицы, представлявшей богиню в «священном браке» со жрецом. Поэтому официально он не имел «человеческих» родителей. Однако такое рождение было почетным, и Гудеа был женат первым браком на дочери лагашского энси, а потом унаследовал должность своего тестя. Таким образом, он представлял номовое жречество.
Политика Гудеа соединяла черты политики традиционных номовых энси с принципами, созданными при династии Аккаде. Он решительно отказался от права собственности правителя государства на храмовые земли, следуя в этом позиции Уруинимгины, а не Саргона и Нарам-Суэна. Но он не вернулся к системе множества храмовых хозяйств отдельных богов, а слил их все в одно общегосударственное (общелагашское) храмовое хозяйство бога Нингирсу. Работников этого хозяйства он держал в положении илотов на пайке, как при Саргонидах. На строительство нового, грандиозного храма Нингирсу он не жалел средств и ради этого ввел новые налоги на все население и новые повинности; к строительным повинностям при нем привлекались иногда даже женщины. В то же время есть косвенные данные в пользу того, что совет старейшин всего Лагаша имел при Гудеа столь большое значение, что за ним признавалось право избирать и назначать правителя.
От кутиев Гудеа откупался богатой данью, зато Нижняя Месопотамия — не только ном Лагаш — почти целиком была в его фактическом распоряжении. Он имел возможность воевать с Эламом и вести торговлю со странами Передней Азии и даже с Мелахой (Индией); ввозил он, по-видимому, исключительно материалы для строительства и богатого убранства храма Нингирсу. От правления Гудеа осталось много памятников. Его сын и внук пе сумели сохранить его политического положения, и могущество Лагаша уменьшилось.
Источник: История Древнего мира, том 1. Ранняя Древность. 1983