ГУМАНИЗМ
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Неоднородное движение, связанное с европейским Ренессансом, подробно рассмотренное в гл.3. Теоретическое основание этого движения составлял не набор секулярных или секуляризирующих идей (на мысль о которых наводит современное значение слова), а новый интерес к культурным достижениям древности. Они рассматривались как важные ресурсы обновления европейской культуры и христианства в период Ренессанса.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
О. Платонов
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
Источник: Исторический словарь
Изобретение печатания способствовало распространению идей Г. за пределы его родины Италии. Томас Мор, Эразм Роттердамский и Джон Колет — все они внесли вклад в развитие гуманистической традиции. Дух скептицизма, характерный для Г., подготовил почву для Реформации и затем Контрреформации.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
лютно новых вещей и явлений. Это ставит человека вначале рядом с Богом, а затем — и выше Него. Такая творческая, созидательная деятельность подразумевала не только выдвижение идеи, но и претворение ее в жизнь. Поэтому эпоха Возрождения снимает противоречие, неприятие, существовавшее между деятельностью теоретиков и практиков, сливая ее в фигуре художникатворца. Не случайно деятельность гуманистов так многогранна. Образцом же ее, бесспорно, считается фигура Леонардо да Винчи — художника, инженера, ученого, политика. Крупнейшими представителями итальянского гуманизма являются: Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Л. Бруни и др. Гуманисты Северного Возрождения: М. Монтень, Ф. Рабле (Франция), У. Шекспир, Ф. Бэкон (Англия), М. Сервантес (Испания), А. Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и др.
2. в античности (лат. humanitas человечность, человечество), пропагандировавшийся Цицероном идеал образования знатных римлян, содержанием которого было воспитание людей через образование по греч. образцу. Слово «Г.» применялось Цицероном очень часто в значении «высшее образование», «духовная культура», причем здесь играл роль и обществ, аспект этого понятия («обязательный для знати образ жизни»). Во времена Империи, особенно благодаря влиянию Стой, Г. все больше приобретает значение разумного человеч. поведения по отношению к другим людям, независимо от уровня образования. Поэтому формула Геллия: «Гуманизм в республике = греч. paideia, гуманизм в империи = греч. philanthropia» (paideia воспитание, philanthropia — дружелюбие к человеку), безусловно упрощенная, в сущности справедлива.
Источник: Словарь античности. 1989
Программа становления новой гуманистич. культуры в главных чертах была намечена Петраркой, а ее разработку завершили его друзья и последователи — Боккаччо, Салютати и др.
Ит. г. охватывает 3 столетия — с XIV до нач. XVII в. В Германии, Франции, Англии и др. странах Зап. Европы г. развивался в конце XV— XVI в. Г. носил светский, антиклерикальный характер, способствовал раскрытию творч. возможностей человека, его разума, признавал право человека на счастье, понимаемое как гармония души и тела, чувств и разума. Гуманисты провозгласили разрыв с официальной церковно-схоластич. культурой Средневековья, бросили вызов схоластике, ее претендующему на универсальность формальнологич. методу познания, выступали против религ. этики, монополии церкви в интеллектуальной сфере, подвергали критике католич. духовенство, пороки монашества. Однако большинство гуманистов не порвало с религией и отводило Богу роль творца.
Главными проблемами гуманистич. философии (в которой ведущее место принадлежит этике) были человек и природа, человек и общество. Гуманистич. этика к достоинствам человеч. личности относила свободу воли, разум, знание, труд, деятельность на благо общества. Гуманисты признавали высокую нравственную роль труда и именно в нем, в деяниях самой личности, а не в знатности происхождения видели основу ее благородства и достоинства. Особую роль гуманисты отводили худож. слову, в котором видели ключ к постижению мира и человека; они всемерно возвышали поэзию, уравнивая ее в правах с теологией. Источником мудрости для них была греч. и лат. лит. античности, а также творчество «новых поэтов», особенно Данте. Актуализация ант. наследия была подчинена задачам, выдвинутым их собственной эпохой с ее бурным расцветом гор. экономики и зародившимися раннекапиталистич. отношениями. Эта эпоха требовала расширения границ науч. знания, основанного на светеки-рационалистич. принципах. В 40—90-е гг. XV в. г. становится мощным идеологич. движением, укрепляются его позиции в области образования. Чтение университетских курсов становится важной стороной деятельности многих гуманистов, которые в этот период представляли собой, по сути, новую прослойку светской интеллигенции. Они выступали и в сфере гос. власти — в роли канцлеров, секретарей, придворных, дипломатов; определенного воздействия г. не избежала и католич. церковь. Гуманистов, прекрасно владевших лат. языком и риторикой, охотно приглашали на службу в папскую курию, наделяли церк. пребендами.
Крупными центрами г. в Италии были Флоренция, Милан, Рим, Неаполь, Венеция, Феррара, Мантуя, Болонья и др. В ит. г. существовало несколько направлений: гражданский г., флорентийский неоплатонизм, направления, опиравшиеся на эпикурейскую этику Баллы и учение о человеке Альберти. Крупнейшими гуманистами эпохи Возрождения были Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Леонардо Бруни, Леон Баггиста Альберти, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен, Франсуа Рабле и мн. др.
Лит.: Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978; Баткин ЛМ. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995; Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. М., 1977; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; Корелин М.С. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Вып. 1. СПб., 1892; Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. Л., 1979; Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения / Под. ред. Л. М. Братина. М., 1985.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999