Гунно-Сарматские памятники
Гунно-Сарматские памятники
на Юж. У. относятся к особой синкретической культуре нас. У.-Казахстанских степей в сер. II-IV вв. н.э. Она сложилась на савромато-сарматской (савромато-сарматская общность) этнокультурной основе в первых вв. н.э. Формирование ее происходило на терр. степной, частично лесостепной зон Юж. Зауралья и степей Сев. Казахстана. Процесс складывания культуры отражает два направления миграции хуннского нас. на тер. Юж. Зауралья: казахстанский и юж.-сибирский. Могильники Г.-С.П. представлены овальными грунтовыми курганами или сооружениями в виде округлых или подквадратных рвов и валов, а также насыпей и оградок, сложенных из прокаленных глиняных блоков. Могильные ямы узкие, прямоугольные, с деревянным перекрытием, обкладкой стенок или гробовиной, ориентированы меридионально. Ч. ям имеет подбой и ниши. Из погребального инвентаря в мужских погребениях присутствуют однолезвийные мечи-палаши, накладки от луков "гуннского" типа, жел. трехлопастные наконечники, костяные четырехгранные ромбические наконечники стрел, предметы конской сбруи (кольчатые удила, накладки-зажимы с округлым изгибом) и предметы ременной гарнитуры. В женских погребениях наиб. часты украшения: серьги-лунницы, подвески в полихромном стиле, бусы, фибулы, зеркала (в т.ч. и ханьские), курильницы. Разнообразен керамический материал. Лепные горшки, как правило, имеют местное происхождение, происхождение кувшинов и крупных кувшинообразных горшков вероятнее всего связано с р-нами Ц. и Юж. Казахстана. Наиб. характерными Г.-С.П. являются Большекараганский, Дружненский, Темясовский, Покровский, Малковский и др. Лит.: Боталов С.Г. Большекараганский могильник II и III вв. н.э. // Кочевники Урало-Казахстанских степей. Екатеринбург, 1993. Боталов С.Г.