Гунны

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Гунны
кочевой народ Центральной Азии, начавший передвижение на запад с I в. н.э. В IV в. вторглись в Европу, создав мощный племенной союз. Наибольшего могущества достигли при Аттиле. После поражения на Каталаунских полях (451 г.) и смерти Аттилы гуннский племенной союз распался.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Гунны
племя, образовавшееся во II - IV веках в степях Монголии и Приуралье из тюркских хунну, местных угров и сарматов. Гунны возглавили мощный племенной союз, куда входили германские и сарматские племена. В Крыму появились в V веке, причем проникновение их носило мирный характер.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Гунны
союз кочевых воинственных племен, сложившийся в первых веках н. э. на основе древних центрально-азиатских племен народа хунну (сюнну), перекочевавших в Приуралье и вобравших в себя автохтонов, в том числе угров и сарматов. В 375 году н. э. часть гуннов, включившись в Великое переселение народов, вторглась на Крымский полуостров, где постепенно ассимилировалась.

Источник: Краткий толковый словарь по этнографии Крыма. 1999

ГУННЫ
кочевой народ, сложился во II—IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. Массовое переселение гуннов дало толчок Великому переселению народов. Наибольшего могущества достигли при Аттиле, подчинив ряд германских и других племен. Продвижение гуннов на Запад было остановлено. Их разгромили на Каталаунских полях (451). После смерти Аттилы (453) союз племен распался.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Гунны
кочевой народ из Внутр. Азии. Упоминается в 300 до н. э. в китайск. литературе. Когда китайцы сумели отразить разбойничьи грабительские походы Г., и без того непрочное Великое государство Г. распалось на орды. Часть Г. вторглась на З. Они разрушили в 375 остготское государство на Дону (дав толчок к Великому переселению народов) и yгрожали Римской империи. Наиболее могуществ. царем Г. был Аттила.

Источник: Словарь античности. 1989

Гунны
кочевой народ, передвижение которого из приуральских степей в 70-е гг. IV в. н. э. на запад дало толчок Великому переселению народов. В 375 г. г. разгромили готский союз племен. В 394—395 гг. обосновались в Паноннии. Наивысший расцвет государства г. пришелся на период правления Аттилы (434—453). В 455 г. г. были разгромлены и ушли в Причерноморье. В скором времени они исчезли с ист. арены.
Лит.: Бернштам А.Л. Очерк истории гуннов. Л., 1951.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ГУННЫ
кочевой народ, сложился во 2-4 вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. Массовое передвижение Г. на запад (с 70-х гг. 4 в.) дало толчок т. н. Великому переселению народов. Опустошили территории в Северном Причерноморье и Приазовье. Подчинив ряд германских и других племен, возглавили мощный союз племен, предпринимавший походы во многие страны. Наибольшего могущества достигли при Аттиле. Продвижение Г. на Запад было остановлено их разгромом на Каталаунских полях (451). После смерти Аттилы (453) союз племен распался.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Гунны
союз кочевых племен. Возник в ходе миграции части северных хунну из Центральной и Средней Азии в Приуралье, а затем в Поволжье, по пути соединившись с угорскими и сарматскими племенами. Далее в 370-х гг. гунны двинулись на Запад в низовья Дона и в Прикубанье и Крым, где покорили аланов и разгромили готов. Совершали набеги в Восточно - Римскую империю, страны Закавказья, Малой Азии, Ближнего Востока. В первой трети V в. захватили Паннонию (Подунавье), куда переместилась ставка вождя. Наибольшего могущества гунны достигли в правление вождя Атиллы (434 - 453 гг.). В 451 г. войска Атиллы были разбиты римлянами и германцами. После смерти Атиллы держава гуннов распалась. Затем гунны ушли в Северное Причерноморье, где позже вошли в Булгарское царство и Хазарский каганат.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

Гунны
кочевой народ, сложился во 2- 4 вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. Массовое передвижение гуннов на запад (с 70-х гг. 4 в.) дало толчок Великому переселению народов. Западная Римская империя использовала гуннов как союзников в борьбе с германцами (участие гуннов в разгроме Алариха в 402 г., и др.). В 395- 397 гг. гунны опустошили Сирию, Каппадокию и Месопотамию, в 408 город вторглись во Фракию, в 415 г.- в Иллирию, в 420 г. обосновались в Паннонии. Наибольшего могущества достигли при Аттиле. В 447 г. гунны совершили опустошительный поход на Восточную Римскую империю, дойдя до Константинополя. В 451 г. Аттила со всеми подвластными ему племенами вторгся в Галлию. Гунны осадили Орлеан. Продвижение гуннов на запад было остановлено их разгромом войсками Западной Римской империи и ее союзниками в 451 г. на Каталаунских полях (к западу от города Труа, Франция).

Источник: Исторический словарь

Гунны
Гунны (Huns), племена пастухов-кочевников, прекрасных наездников. Первые сведения о Г. относятся к 370 г. н.э., когда они вторглись в Юго-Вост. Европу и покорили остготов. В 376 г. под их давлением вестготы переселились в пределы Римской империи, а в нач. 5 в. сами Г. двинулись на 3., вытесняя аланов, вандалов и др. племена в Галлию, Италию и в конце концов в Испанию. Во главе с Аттилой (434—453) Г. опустошили Балканы и Грецию, но в 451 г. потерпели поражение на Каталаунских полях от римлян и вестготов под командованием Флавия Аэция. Однако это не помешало Г. на след, год вторгнуться в Италию и разграбить ее. Через два года после смерти Аттилы Г. были окончательно разгромлены близ р. Недао, после чего перестали играть в истории сколько-нибудь существенную роль. Белые Г. (эфталиты) захватили Бактрию и земли к 3. от Каспийского моря. Они часто совершали нападения на империю "Сасанидов, разгромили, взяли в плен и убили царя Пероза в 484 г., а затем двинулись в Сев. Индию, где создали империю, отобрав власть у Гуптов.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ГУННЫ
азиатский воинственный кочевой народ. Около 375 г. по Р. Хр. Г. прошли азиатские степи Аланского царства и после упорного сопротивления Асов-Танаитов достигли берегов Дона. Принудив Асов-Аланов заключить с ними договор союза и дружбы, они сообща предприняли опустошительное нашествие на Европу и господствовали там три четверти века. Вождь Г-в Аттила довел их до Галлии, но в 451 г. потерпел поражение от соединенных войск Рима и Визиготов на Каталунских полях. Вскоре после этого Г. стали делиться на отдельные племена, которые одно за другим потянули назад в Черноморье. Их остатки известны истории, как Оногуры, Утигуры, Котригуры и Болгары. Среди этих народов хранилось предание об олене, записанное Прокопием Кесарийским, Иорданом и др. Предание рассказывает, будто бы сначала гуннские племена не умели переправляться через Азовское море и, живя на восток от него, не представляли себе возможность такого предприятия. Но вот, однажды, олень, уходя от охотников, указал им мелкий брод, после чего Г. и двинулись на Европу,

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

ГУННЫ
хунну — кочевой народ Цент. Азии, обитавший первонач. к С. и З. от р. Хуанхэ и создавший в 3 — 2 вв. до н.э. на терр. Монголии и Юж. Прибайкалья военно-племенной союз, известный по кит. источ. под назв. «Хунну». Во главе союза встал вождь Г. — Модэ (206 — 174 до н.э.). Выступив в 200 до н.э. против Китая, Модэ разбил китайцев и обложил их данью. Основное ядро кочевого госуд. Г. составлял союз 24 племен. Во главе племен стояли вожди. Главой союза явл. верхов. вождь — шаньюй («великий»). Неудача в борьбе с Китаем в 1 в. до н.э. и внутр. соц. противоречия привели Г. в 55 до н.э. к разделению на северных и южных. Юж. перешли на сторону Китая, сев. во главе с шаньюем Чжи-Чжи откочевали к З. и основали новое царство в степях Вост. Казахстана. Деятельность Чжи-Чжи была направлена на объед. кочевых племен Ср. Азии против Китая. С 1 в. н.э. начинается разрушит. для культуры местн. оседлого населения передвижение Г. на З. С нач. 2 в. Г. постепенно проникают за Волгу и в Донские степи, включая по пути в свой состав местные этнич. разнообр. племена. В 375 во главе с царем Баламиром Г. перешли Дон, разбили племена готов, заняли терр. от Дона до Карпат и включили в свой союз аланские и др. племена. Г. совершали походы в Закавказье, Месопотамию и М. Азию. В 445 их правителем стал Аттила, при к-ром гуннская держава заняла большую терр. на В. рим. владений; Атилла включил в свое госуд. мн. племена Зап. Европы. Поражение Аттилы в Галлии в 451 (Каталаунская битва) приостановило продвижение Г. После смерти Аттилы (453) его держава распалась.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Гунны
кочевой народ, сложившийся во 2 – 4 в.в. в Приуралье из тюркоязычных хунну (См. Хунну), прикочевавших во 2 в. из центральной Азии и местных угров и сарматов. К 70 г.г. 4 в. относится начало массового передвижения народов на запад, давшее толчок Великому переселению народов (См. Великое переселение народов). Покорив аланов Северного Кавказа (См. Аланы), разгромили (375) готов в Северном Причерноморье (См. Готы), подчинив большую часть остготов (См. Остготы) и заставив вестготов отступить во Фракию (См. Вестготы). В 394 – 395 г.г. гунны, пройдя через Кавказ, опустошили Сирию и Каппадокию, затем, обосновавшись в Паннонии, делали набеги на Восточную Римскую империю. Наибольшего территориального расширения и мощи гуннский союз племен (гунны, остготы, герулы, гениды, германские и негерманские племена) достиг при Аттиле (См. Аттила). Общественный строй гуннов и при Аттиле не вышел из стадии военной демократии. Гунны оставались кочевниками. Покоренные племена они обкладывали данью и принуждали участвовать в военных походах. В 451 г. гунны с союзниками вторглись под предводительством Аттилы в Галлию (См. Галлия), но были разбиты римлянами, вестготами и франками. После смерти Аттилы (453) среди гуннов возникли распри, чем воспользовались гениды, возглавившие восстание германских племен против гуннского ига. При р. Недао (455) гунны были разбиты и ушли в Причерноморье, их союз распался. Постепенно гунны исчезают как народ, хотя их имя еще долго встречается в ка честве общего наименования кочевников Причерноморья. См. Ильмовая падь, Кокэль, Ноин-Ула, Орхонские тюрки, Савиры.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ГУННЫ
греч. Oynnoi, лат. Hunni) - народ, образовавшийся во 2-4 вв. гл. обр. в результате смешения тюркоязычных хунну, в 155-160 пришедших из Джунгарии (куда они были вытеснены из Центр. Монголии в 1 в.), и угорских племен Приуралья и Поволжья, объединившихся с пришельцами в племенной союз.

Эта точка зрения на происхождение Г. наиболее полно сформулирована К. А. Иностранцевым, к-рый предложил называть гуннами зап. ветвь, а хунну - вост. ветвь единого тюркоязычного народа. Ее разделяют сов. ученые С. В. Киселев, М. И. Артамонов, Л. Р. Кызласов, Н. Я. Мерперт, Л. Н. Гумилев, англ. - Мак-Говерн, чеш. - Е. Прицак; оспаривают: англ. ученый Э. А. Томпсон, амер. - О. Мэнчен-Хелфен, считающие Г. автохтонами Вост. Европы, т. е. уграми, и Ф. Альтхейм (ФРГ), связывающий их с хионитами, эфталитами и ху (частью тоба). Сов. ученый А. Н. Бернштам считал, что часть Г. пришла из Азии, часть же возникла автохтонно, а также предполагал существование среднеазиат. Г., опираясь на археол. раскопки Кенкольского могильника (ошибочность гипотезы доказана С. С. Сорокиным).

К 70-м гг. 4 в. относится начало массового продвижения Г. на З. Завоевав аланов, Г. во главе с вождем Баламбером перешли Дон, сокрушили державу Эрманариха (375), подчинив б. ч. остготов и заставив вестготов в 376 отступить во Фракию (см. Великое переселение народов). В 377 Г. вошли в непосредств. соприкосновение с Рим. империей. Стремит. продвижение кочевников-Г., сражавшихся на конях, сокрушавших все на своем пути, производило огромное впечатление на современников. Наиболее подробно оно описано Аммианом Марцеллином (4 в.) и Иорданом (6 в.) (их соч. - осн. письм. источники для изучения истории и обществ. строя Г. в Европе). 200 лет, проведенные группой Г. в угорской среде, метисация и отрыв от культурных центров обусловили регресс и упрощение быта Г. сравнительно с оригинальной культурой азиатских хунну. Аммиан Марцеллин и Иордан сообщают, что Г. жили охотой и грабежом соседей, не строили зданий, для наконечников стрел употребляли кость вместо железа, не знали наследств. власти вождей. По-видимому, это больше относится к уграм, объединившимся вокруг хуннского ядра; памятники материальной культуры 2-5 вв., к-рые находят на терр., подвластной Г., были также делом рук местного населения (Г., несомненно, принадлежали только котлы, сходные с древнекитайскими). Потребность в охотничьих угодьях и пастбищах послужила гл. причиной вторжения Г. в Европу. Зап. Рим. империя использовала Г. как союзников в борьбе с германцами и нар. движениями (участие Г. в разгроме Алариха при Полленции в 402, Радагайса в Этрурии в 406, бургундов в 434 и др.). В 395-397 Г. опустошили Сирию, Каппадокию и Месопотамию, в 408 вторглись во Фракию, в 415 - в Иллирию, к 420 обосновались в Паннопии. Наибольшего терр. расширения и наибольшей мощи гуннский союз племен достиг под предводительством Аттилы, племянника царя Ругилы (ум. 434). В 445 Аттила, убив соправителя Бледу, сосредоточил всю власть в своих руках; к 448 был сломлен в вост. обл. сепаратизм акациров (М. И. Артамонов считает их частью гуннского народа). Осн. терр. база Г. и ставка вождя находились в Паннонии. В 447 Г. под предводительством Аттилы совершили опустошит. поход на Вост. Рим. империю, дойдя до окрестностей Константинополя. Визант. посол Приск договорился с Аттилой о мире путем уступки Г. придунайских земель и повышения дани (к-рая уже раньше выплачивалась Византией). В 451 Аттила со всеми подвластными ему племенами вторгся в Галлию, опустошив на своем пути Мец, Страсбург, Вормс, Майнц и др. насел. пункты. Г. осадили Орлеан, но 15 июня 451 на Каталаунских полях они были разбиты войсками Зап. Рим. империи и ее союзников; продвижение Г. на З. было остановлено. В 452, вторгшись в Италию, Г. разгромили Аквилею. (Путь движения Г. см. на карте к ст. Великое переселение народов, СИЭ, т. 3, к стр. 136).

Обществ. строй Г. при Аттиле во многом отличался от строя их предков в Приуралье. Растут имуществ. различия. Приск описывает ставку Аттилы как огромный дерев. дворец, он говорит о широком распространении у Г. рабства (носившего, по-видимому, патриархальный характер). Власть вождей стала наследственной. Но Г. оставались кочевниками и в европ. условиях. Их обществ. строй не вышел из стадии военной демократии. Покоренные племена Г. облагали данью и обязывали их участвовать в воен. походах. Религия Г. заключалась в почитании небесного духа, к-рого позже (7 в.) называли Тенгри-ханом. У них были идолы (литые из серебра) Человеческих жертвоприношений (как у хунну), по-видимому, не было.

После смерти Аттилы (453) возникшие между его сыновьями споры из-за наследства послужили гепидам и др.-герм. племенам, покоренным Г. и входившим в гуннский союз племен, сигналом для восстания. При р. Недао (в Паннонии) Г. были разбиты, союз племен распался. Г. отступили в Причерноморье, откуда, вытесненные угорскими племенами, снова передвинулись на З., вступили в 469 во Фракию, но были разбиты и отброшены Византией. Г. исчезают как народ, хотя имя их иногда употребляется ср.-век. авторами как нарицат. для обозначения мн. кочевых племен. Остатки Г., оттесненные волжскими болгарами на С., участвовали в этногенезе чуваш. народа. В целом нашествие Г. в Европу носило разрушит., регрессивный характер. Оно нарушало хоз. жизнь земледельч. народов, задерживая их обществ. развитие.

По-видимому, особую ветвь Г. представляли дагестанские Г. В 5 в. они сначала поддерживали армян, восставших против Сасанидов, затем были наняты Сасанидами для подавления восстания в Кавк. Албании. Можно предположить, что с ними связано небольшое царство к С. от Дербента со столицей Варачан (в 7 в. стало вассалом хазар).

Лит.: Об отождествлении азиатских хунну с Г.: Иностранцев К. A., Хунну и гунны, Л., 1926 (дается история вопроса до 1926); интерпретация событий: McGovern W., The early empires of Central Asia. L., 1939; Гумилев Л. Н., Хунну. Срединная Азия в др. времена, М., 1960; Опровержение: Maenchen-Heilen O., Huns and Hsiung-Nu, "Byzantion", American series 3, v. 17, 1944-1945; Thompson E. A., The history of Attila and the huns, Oxford, 1948 (возражение: Гумилев Л. Н., Нек-рые вопросы истории гуннов, "ВДИ", 1960, No 4). О роли Г.: Бернштам А. Н., Очерк истории гуннов, Л., 1951 (опровержение: рец. Удальцовой З. В., "Большевик", 1952, No 11; Рафикова А. X., "ВИ", 1952, No 5; Кызласова Л. Р. и Мерперта Н. Я., "ВДИ", 1952, No 1; обсуждение: "CA", 1953, 17); Сорокин С. С., О датировке и толковании Кенкольского могильника, КСИИМК, 1956, вып. 64; Сиротенко В. Т., Взаимоотношения гуннов и Рим. империи, "Уч. зап. Пермского гос. ун-та", 1959, т. 12, вып. 4. О Г. Вост. Европы: Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962; Иордан, О происхождении и деяниях гетов, М., 1960 (вступ. ст. и примечания Скржинской Е. Ч.). О связях Г. с чувашами: Bartold V. V., 12 Vorlesungen ?ber die Geschichte der T?rken Mittelasiens, В., 1935; Серебренников Б. A., Происхождение чуваш по данным языка, в сб.: О происхождении чувашского народа, Чебоксары, 1957. Постановка вопр. о Г. по-новому (неосновательно): Altheim Г., Geschichte der Hunnen, Bd 1-3, В., 1959-61 (рец. О. Мэнчен-Хелфена в "Journal of the American Oriental Society", 1959, v. 79, No 4; Мандельштама А. М. в ж.: "Народы Азии и Африки", 1962, No 3, а также ст. Гумилева Л. Н., Эфталиты и их соседи в IV в., "ВДИ", 1959, No 1). О гуннских котлах: Tak?ts Z., Catalaunischer Hunnenfund und seine Ostasiatischen Verbindungen, Acta Orientalia, 1955, t. 5 (другие вопр. археологии Г. находятся в стадии гипотез - Werner З., Beitr?ge zur Arch?ologie des Attila-Reiches, M?nchen, 1956). Полная библиогр. по Г.: Moravcsik Gyula, Byzantinoturcica, Berliner Byzantinische Arbeiten, Bd 11, 1958.

Л. Н. Гумилев. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Гунны

Первое крупное племенное объединение на территории Центральной Азии складывается еще в конце III в. до н. э. у гуннов. Вскоре после своего возникновения оно начинает оказывать влияние на соседние страны — на Китай и Среднюю Азию.
Основные сведения о жизни и общественно-политическом строе гуннов дают китайские источники. Из археологических памятников особенное значение для характеристики быта гуннов имеют родовые могильники, содержащие погребения как знати, так и простых воинов. Такие могильники известны по раскопкам на территории Монголии (Ноин-Ула) и Забайкалья (Ильмовая падь и др.). В последние годы начались раскопки поселений гуннского времени в Забайкалье (Иволгинское городище и др.).
Территория, занятая гуннами, отличалась резко континентальным климатом. Жаркое лето, во время которого выгорала почти вся растительность, сопровождалось песчаными бурями, морозная зима — снежными буранами. На этих обширных пространствах гунны занимались кочевым скотоводством. Они разводили в первую очередь лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, а также верблюдов, ослов и лошаков. Скот был основным объектом меновой торговли с китайцами. Некоторую роль в хозяйстве гуннов играла и охота. На севере, в тайге, жили зависимые от гуннов охотничьи племена; меха — один из основных продуктов их охоты — посылались в дар китайским императорам.
Наряду с этим в стране гуннов, хотя и в сильно ограниченной степени, существовало земледелие, связанное с оседлостью части населения в Северной Монголии и Южной Сибири. Согласно китайским источникам, подтверждаемым и данными археологии, единственной культурой, которая была известна гуннам, было просо. Оно, возможно, сеялось тунцами близ зимних стоянок, причем работали на полях, вероятно, в основном военнопленные. Помимо этого в стране гуннов существовало земледельческое население — переселенцы из Китая; это население подчинялось гуннским вождям и, вероятно, доставляло им продукты земледелия. Тем не менее в целом земледелие было развито крайне слабо, постоянно случались голодовки; китайские летописцы неоднократно сообщают о том, что Китай снабжал гуннов продуктами земледелия.
Известное развитие в стране гуннов получило ремесло. Из продуктов скотоводства— шерсти, кожи, кости, рога — делались различные предметы домашнего обихода. Существовали также гончарное производство и металлургия; в Забайкалье в гуннских поселениях встречаются железные шлаки. Гунны вели довольно оживленную меновую торговлю с соседними земледельческими народами, но нередко добывали то, чего у них не хватало, при помощи грабежа или сбора дани с побежденных.
Общественный строй гуннов .можно определить как первобытно-общинный на стадии его разложения. В жизни гуннов большое значение имели родовые связи, на что указывает наличие экзогамии. По своей структуре «держава гуннов» представляла собой союз 24 племен, подразделявшийся на две части — восточную и западную. Каждое племя имело свою территорию, по которой оно и кочевало, совершая в течение года определенные передвижения. Во главе племен стояли вожди, съезжавшиеся три раза в год для совета и жертвоприношений; они осуществляли верховный суд, решали дела войны и мира, утверждали нового общего вождя после смерти старого. Глава всего союза, судя по китайскому воспроизведению этого слова, именовался «дзену» лишь впоследствии соответствующие китайские иероглифы стали произноситься «шаньюй», как обычно называют гуннских вождей в исторической литературе.
В условиях постоянных войн и набегов в обществе гуннов деятельно шел процесс имущественного расслоения. Среди гуннских погребений отчетливо выделяются более богатые и более бедные родовые кладбища. Особенно богаты погребения в Ноин-Уле; они были расположены близ ставки гуннских вождей и, возможно, принадлежали тому самому роду, из которого выходили дзэну (шаньюи) гуннского союза. В этих гробницах были найдены в большом количестве золото и серебро, китайские шелковые материи и лаковые изделия. Наблюдаются следы имущественного неравенства и внутри родовых кладбищ (Ильмовая падь).
Важнейшим фактором разложения первобытно-общинного строя было рабство. Во время войн и набегов происходило массовое порабощение пленных. При набегах гуннов на Китай каждый раз уводились пленные, иной раз до 40 тыс. человек. Племенная знать, захватывая себе львиную долю пленных, получала возможность присваивать их прибавочный труд и таким образом непрерывно богатела, выделяясь тем самым из среды соплеменников. Наряду с внешними источниками рабства существовали и внутренние: в рабство обращались семьи преступников. В сложившихся условиях гунны не могли использовать большого количества рабов в своем кочевом хозяйстве. Часть рабов поэтому сажалась ими на землю; из них постепенно образовывалось зависимое земледельческое население.
Возникновение «державы гуннов»
Война играла в жизни гуннов огромную роль. Искусство конного боя достигло у них большой высоты. Конные отряды гуннов с воем налетали на неприятеля, обычно со всех четырех сторон, осыпали его тучами стрел, а при непосредственном сближении с врагом пускались в ход копья и мечи. В военных успехах гуннов немалую роль сыграло перевооружение в конце III — начале II вв. до н. э. Гуннское войско превратилось в тяжелую кавалерию, всадники которой носили латы. Военная организация гуннов также способствовала их победам. С одной стороны, наличие родовых и племенных связей придавало ей необыкновенную крепость, с другой — у гуннов уже сложилось деление войска на десятки, сотни и тысячи.
История «возвышения дома гуннов», по данным китайских источников, рисуется в следующих чертах. В 206 г. до н. э. Модэ, сын вождя гуннов Туманя,бывший до того заложником у племени юэчжи, убил своего отца и захватил власть над гуннами. В течение нескольких лет он подчинил своей власти соседние кочевые племена и затем двинулся против Китая. Высланное против гуннов китайское войско потерпело поражение. Модэ принудил китайского императора платить ежегодную дань.
Но и после этого набеги гуннов на Китай не прекращались. Пограничные с Китаем племена переходили на сторону гуннов. Китаю приходилось систематически
откупаться от гуннов, но это не всегда помогало. Набеги гуннов на Китай сопровождались страшными опустошениями.
В результате завоеваний под властью гуннских дзэну оказалась огромная территория, простиравшаяся от Забайкалья до Тибета и от Восточного Туркестана (Синьцзяна) до среднего течения Хуанхэ. Границы ее были неопределенны, так как отдельные области и племена то отпадали от гуннов, то вновь покорялись ими. Ядро гуннского племенного союза состояло из монгольских племен, но наряду с этим в него входили кочевые племена и другого происхождения: на западе — тюркские и даже, вероятно, иранские, на севере — тунгусо-маньчжурские. На юге современной Сибири в таежной зоне гуннам, как уже указывалось, был подчинен ряд примитивно-земледельческих и охотничьих племен. На западе под властью гуннов находились одно время кочевые племена юэчжи и усуни. Оседлое население Синьцзяна платило гуннам дань.
Гуннский племенной союз сложился с невероятной быстротой и охватил огромные пространства, но внутренне он был весьма непрочным. В 20-х годах II в. в правление У-да китайцы переходят в наступление на гуннов, наносят им ряд поражений и захватывают Ордос (область в излучине Хуанхэ). Китайцы создают большие конные армии и проникают далеко в глубь территории гуннов.
Китайское правительство использовало в борьбе с гуннами не только оружие. Оно организовывало восстания отдельных гуннских вождей, устраивало в ставке шаньюев придворные перевороты и даже создало в среде гуннской знати прокитайскую группировку. Продвижение Китая на северо-запад и на запад сопровождалось закреплением отвоеванной у кочевников территории цепью военных поселений. Сильному разгрому гунны подверглись в 119 г. В результате наступления Китая оседлое население Синьцзяна вышло из подчинения гуннам и частично признало власть Китая. В начале I в. китайцам удалось, наконец, склонить к разрыву с гуннами и усуней.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 2. 1957

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Гунны в западном сознании: образы и стереотипы в культуре

Ласло Марац
Эта статья аргументирует связь существующих в западном сознании негативных стереотипов в отношении гуннов с геополитической концепцией известного английского географа и геополитика Хэлфорда Джона Маккиндера.
Читать PDF
0.00 байт

Синезий Киренский и войсковое подразделение «Уннигарды»: готы и гунны в Восточной римской империи на

Мехамадиев Е.А.
Данная статья продолжает предшествующую статью автора, посвященную истории войскового подразделения «Уннигарды» этот отряд упоминается в письмах и в нескольких трактатах Синезия Киренского, епископа г.