goes) Хуго ван дер (ок. 1435–40, Гент? – 1482, монастырь Родендале близ Брюсселя), нидерландский живописец. Работал главным образом в Генте, где вступил в гильдию Св. Луки. С 1475 г., приняв монашеский сан, жил в монастыре Родендале, продолжая заниматься живописью. Имя Х. ван дер Гуса было широко известно при жизни; заказы на алтарные композиции поступали не только от местных ценителей его искусства, но даже из Италии.
В своем творчестве художник продолжил традицию живописи Рогира ван дер Вейдена; однако по сравнению с напряженно-драматичными, но внешне сдержанными произведениями предшественника работы Гуса более эмоциональны и лиричны («Грехопадение», ок. 1470 г.). Излюбленными темами художника были «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов». Самое известное произведение – триптих «Поклонение пастухов», или т. н. «Алтарь Портинари» (ок. 1475 г.). Большой алтарный образ (5 м в ширину) был заказан Гусу торговым представителем семьи Медичи в Брюгге Томмазо Портинари. Портретные изображения донатора и его супруги, помещенные на боковых створках триптиха вместе с их святыми-покровителями, отличаются острой характерностью облика. В центральной части алтарной композиции представлено поклонение пастухов божественному Младенцу. Крохотная фигурка Христа, окутанная сиянием золотого света, – композиционный и смысловой центр картины; к ней обращены Мария, Иосиф и крылатые ангелы. Происходящее чудо благоговейно созерцают пастухи. Их простонародные грубоватые лица озарены радостью и верой, обветренные руки сложены в молитвенных жестах. Прекрасные хрупкие цветы в вазах на первом плане (лилии, ирисы, колокольчики) имеют символическое значение, напоминая о грядущей мученической смерти Христа и страданиях Богоматери. Триптих отличает холодная, но насыщенная красочная гамма, проникновенная поэтичность пейзажных фонов. По завершении работы алтарь был отправлен на корабле во Флоренцию, ныне находится в картинной галерее Уффици.
ГУС
ГУС
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Гус
, Хуго ван дер (van der Goes, Hugo) Ок. 1440, Гент (?) — 1482, монастырь Родендале близ Брюсселя. Нидерландский живописец. О начальном этапе его творчества сведений не сохранилось. С 1465 работал в Генте, в 1467 стал мастером гильдии живописцев, в 1474 — ее деканом. В 1476 удалился в монастырь, живя там как светское лицо. Ок. 1481 посетил Кельн. В последние годы был подвержен приступам душевной депрессии. Писал главным образом алтарные композиции, но также занимался декоративной живописью: в 1468 принимал участие в праздничном украшении Брюгге, а в 1471—1472 — Гента. Произведения Гуса не подписаны и не датированы. Его достаточно короткий творческий путь представлен небольшим количеством картин, но каждая из них отмечена чертами яркой индивидуальности художника, его стремлением по-новому раскрыть традиционные темы. Примерно к 1470 относится редкий по своему составу диптих (Вена, Музей истории искусства): на левой его створке представлено Грехопадение, на правой — Оплакивание Христа, т. е. показаны главные вехи жизненного пути человечества — от первородного греха до искупительной жертвы Бога-Сына. Сцены резко контрастируют друг с другом как символы плоти и духа, и этот контраст подчеркивает общий религиозно-назидательный смысл диптиха. Слева, среди сочной зелени райского сада, возле усыпанного плодами Древа познания добра и зла — Адам и Ева; здесь же соблазнитель-змий — несколько наивно трактованная фигурка в виде большой ящерицы с человеческим лицом. Справа, на голом каменистом склоне Голгофы, вокруг израненного тела Христа — группа оплакивающих; они являют все оттенки переживаемого горя: от открытого всплеска отчаяния до безмолвного затаенного страдания; мрачное грозовое небо с одиноким крестом на его фоне завершает сцену. Самое знаменитое произведение Гуса — монументальный Алтарь Портинари (1474—1478, Флоренция, галерея Уффици), созданный по заказу флорентийского купца Томмазо Портинари, представителя банка Медичи в Брюгге. Это триптих с боковыми створками, центральная часть которого изображает Поклонение младенцу Христу. Художник вновь отступает здесь от принятой иконографии: в центре открытой площадки лежит божественный младенец, за ним представлена коленопреклоненная грустная Мария, слева — Иосиф, вокруг, также на коленях, изящные фигурки маленьких ангелов. Рядом с лирическим благочестием этой сцены особенно выразительно выглядит группа пастухов справа: они воспринимаются как пришельцы из другого, плотского мира. В их благоговейном лицезрении родившегося Христа явлено чудо духовного преображения грубых простых людей. Преображение это происходит постепенно: на скуластом, со вздернутым носом и открытым ртом лице заднего пастуха не ощущается ничего, кроме любопытства; находящийся перед ним уже понимает, что свершилось нечто необычайное, он опускается на колени, в лице его уже виден отблеск божественной тайны, но особенно выразителен передний пастух: он стоит на коленях, молитвенно сложив руки, и лицо его чудесно просветлено выражением радостной умиленности, нежности и надежды. На внутренних створках изображены святые покровители заказчика и его семьи, равно как и само его семейство. Особенно трогательны и привлекательны портреты детей — двух мальчиков и девочки; столь лиричное и правдивое изображение детской натуры появляется впервые в нидерландском искусстве. Алтарь, исполненный в Нидерландах, был затем привезен во Флоренцию. К теме поклонения пастухов художник обращался и позже (Берлин, Гос. музеи). Своеобразие последней композиции в том, что она показана в виде сценического представления. По краям картины необычно длинного формата изображены полуфигуры пророков, раздергивающих занавес, за которым и возникает сцена поклонения. Группа возле Младенца скомпонована более плотно. Подбегающие слева два пастуха изображены в резком движении, их благочестиво-изумленные переживания близки тем, что владели пастухами предшествующей картины. Самое позднее произведение мастера — исполненное незадолго до смерти Успение Девы Марии (ок. 1480, Брюгге, Гор. художественная галерея). Оно свидетельствует о нарастании в творчестве мастера черт острого драматизма. Собравшиеся вокруг постели усопшей апостолы полны скорби, отчаяния и тоски. Чувства и переживания людей проявляются тут еще более многообразно, чем в раннем Оплакивании Христа. Холодный колорит строится на оттенках синего, голубого и серого. Из документальных источников известно, что Гус писал и портреты, хотя ни одного произведения собственно портретного жанра до нас не дошло. О тонком проникновении в человеческую натуру свидетельствуют уже упомянутые портреты заказчиков Алтаря Портинари. Известно портретное изображение молодого мужчины с молитвенно сложенными руками (ок. 1475, Нью-Йорк, музей Метрополитен), которое считается створкой несохранившегося алтаря; образ впечатляет душевной взволнованностью, в нем ощущается незаурядность личности, глубина индивидуального религиозного чувства. Если в творчестве некоторых предшественников и современников Гуса (Кристус, Баутс) сильнее проявлялось тяготение к обмирщению религиозных сцен, то сам он всю мощь своего дарования направил на раскрытие духовного начала в человеке как одной из основных побудительных сил развития жизни.
Лит.: Denis V. Hugo van der Goes. Berlin, 1964; Domscheit M. Hugo van der Goes. Dresden, 1976.
Л. Алешина
Лит.: Denis V. Hugo van der Goes. Berlin, 1964; Domscheit M. Hugo van der Goes. Dresden, 1976.
Л. Алешина
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006
ГУС
Hus), Ян (1371 - 6. VII. 1415) - национальный герой чеш. народа, выдающийся мыслитель, идеолог чешской реформации. Родился в местечке Гусинец (Южная Чехия). Происходил из бедной крестьянской семьи. В 1393 окончил Пражский ун-т, в 1396 стал магистром, в 1401-02 был деканом ф-та свободных иск-в, в 1402-03 и в 1409-10 - ректором Пражского ун-та. С 1402 проповедовал в Вифлеемской часовне, превратившейся в центр распространения идей реформации. Деятельность Г. началась в условиях резкого обострения социальных и нац. противоречий. В ней различаются 3 периода. До 1409 в выступлениях Г. звучат гл. обр. патриотич. мотивы, одновременно нарастает и критика католич. церкви, начавшаяся с выступлений против отд. церковников и перешедшая в последоват. обличение всей системы ср.-век. католицизма. Выступления Г. против нем. засилья в Чехии встретили широкую поддержку и увенчались в 1409 изданием т. н. Кутногорского декрета, согласно к-рому руководство Пражским ун-том перешло к чехам. Значение декрета выходило за рамки университетской жизни. Он явился сигналом к подъему патриотич. движения в Чехии. 2-й период (1409-12) - время полного разрыва Г. с католич. церковью и развития его реформац. учения. Начав еще в предшествующий период с выступлений в поддержку запрещенного в Чехии учения англ. бюргерского реформатора Уиклифа, Г., опираясь на традиции нар. борьбы и используя произв. чеш. предшественников бюргерской реформации Яна Милича и Матвея из Янова, создает стройное антицерк. учение, проникнутое идеями патриотизма. Величайший успех объединенных сил слав. народов - победа над войсками Нем. ордена под Грюнвальдом (см. Грюнвальдская битва 1410) вызывает живой отклик у Г. Выступлением против продажи индульгенций (1412) открывается последний период жизни и деятельности Г. Преданный церковью анафеме, Г. апеллирует к народу, создавая предпосылки идеологии гуситского революционного движения. Под влиянием обостряющейся клас. борьбы в Чехии учение Г. приобретает более радикальный характер. Мн. ученики Г., особенно Иероним Пражский, усиливают революц. элементы его учения. Сам Г., вынужденный после папского отлучения покинуть Прагу, провел 2 года на Ю. Чехии. Здесь он выступает перед крестьянами, и его проповедь все больше приближается к выражению чаяний нар. масс. В это время Г. завершает трактат "О церкви" ("De ecclesia"), в к-ром подвергает критике церк. порядки и несправедливости обществ. строя; завершает перевод Библии на чеш. яз. Перевод Библии был также показателем зрелости чеш. лит. яз. Разработанная Г. система чеш. орфографии в осн. чертах сохранилась до нашего времени. В 1414 Г. был вызван на церк. собор в Констанце. Вскоре после приезда в Констанцу (28 окт. 1414) Г., несмотря на охранную грамоту, выданную ему имп. Сигизмундом, был брошен в тюрьму, где находился более 7 мес. Собор отказался от рассмотрения взглядов Г. по существу и потребовал безусловного отречения. Верхи католич. церкви хотели не только морально сломить Г., но и дискредитировать его учение в глазах чеш. народа. Г. наотрез отказался от отречения и был заживо сожжен. Хотя Г. не отрицал догматов и таинств католич. церкви, а критика феод. отношений в его произв. не доходила до призывов к уничтожению насильств. путем феод. собственности и феод. эксплуатации и по своему социальному содержанию учение Г. было бюргерским, тем не менее в нем заключались в самом общем виде требования и плебеев, и крестьян. Произв. и проповеди Г. наполнены горячим сочувствием к трудящимся и эксплуатируемым. Он говорил, что паны и попы обирают бедноту и "пасут свое брюхо в роскоши". Основой общества Г. считал крестьян, к-рые своим трудом содержат все остальные сословия и во время войны защищают страну. Г. подчеркивал, что не только короли и епископы, но и купцы богатеют неправедным путем - путем обмана и ростовщичества. Он отстаивал идею равенства мужчин и женщин, проповедовал, что отношения внутри семьи должны быть основаны на равенстве супругов и взаимном уважении. По мере подъема революц. движения в Чехии сам Г. придавал своему учению все более радикальный характер. Осн. принципом поведения человека и орудием обществ. преобразований Г. считал познанный разумом "закон божий". Этот закон является абсолютной нормой и мерилом социальной справедливости. Признавая традиц. деление феод. общества на 3 сословия (духовенство, дворянство и простой народ), Г. допускал сохранение власти в руках господств. классов только при условии соблюдения "закона божьего". При нарушении этой нормы подданные имеют право и даже обязаны выйти из повиновения. Т. о., учение Г. не исключало возможности нар. выступлений против "неправедных властей", из чего впоследствии таборитами и были сделаны практич. революц. выводы. Большое значение имело выступление Г. против феод. собственности церкви. Г. не только порицал богатства церкви, но и требовал секуляризации церк. земель. Это встречало поддержку части светских феодалов; именно поэтому Г. пользовался до известного времени покровительством чеш. короля Вацлава IV. Г. и его ученики поддержали и теоретически обосновали проповедуемое Матвеем из Янова требование введения единого обряда причащения (вином и хлебом) для всех верующих. Это требование изменения обряда отражало стремление нар. масс лишить церковников их привилегированного положения (в католич. церкви вином причащаются только священнослужители). Оно стало в дальнейшем одним из лозунгов гуситского революц. движения. Как пламенный патриот и борец, Г. выступал в защиту нац. прав чеш. народа, чеш. языка и культуры. Г. призывал к борьбе против иноземного засилья. Но он был далек от нац. ограниченности ("хороший немец мне милей плохого чеха"). Г. был замечат. оратором. В своих проповедях, произносимых на чеш. языке, в яркой и доступной форме он пропагандировал свои идеи, пробуждая революц. активность масс. Ист. заслуга Г. состоит в том, что он явился основоположником ранней чеш. бюргерской реформации - краеугольного камня идеологии гуситского революц. движения, ставшего подготовит. ступенью первой крупной битвы буржуазии против феодализма - Реформации. Г. сумел с большой силой выразить чаяния народа. Нар. массы делали из учения Г. революц. выводы, поднимавшие их клас. борьбу на более высокую ступень. Стойкость и твердость Г. перед лицом испытаний навеки останутся в памяти народов. Г. занял достойное место в ряду выдающихся борцов против социальной несправедливости и нац. гнета. Жизни и деятельности Г. посвящено много работ. Уже в ходе гуситских войн был создан ряд лит. произв. о нем. Однако значит. часть объективных свидетельств современников была уничтожена феод.-католич. реакцией. Ее идеологи еще в 15 в. выдвинули тезис о том, что "еретич." выступление Г. якобы было порождено не чеш. условиями, что в учении его не было ничего самостоятельного, все было заимствовано у англ. "архиеретика" Уиклифа. Это заимствованное у Уиклифа учение привело страну к "катастрофе" и "неисчислимым бедствиям". Вымыслы феод.-католич. реакции позднее послужили основой псевдонауч. концепции реакц. бурж. школы историков, отражавшей интересы правящих кругов австр. монархии и империалистич. Германии (К. Хефлер (К. H?fler, Geschichtsschreiber der husitischen Bewegung in B?hmen, 1 Theil, Wien, 1856); Й. Лозерт (J. Loserth, Hus und Wiklif, 1884; 2-е исправл. изд. вышло в 1925) и др.). Хефлер, в частности, утверждал, что идеи Уиклифа, носителями к-рых, по его мнению, являлся Г., не могли быть восприняты Чехией, стоявшей далеко позади Зап. Европы, и вылились лишь в цепь невиданных злодейств. Основываясь на этом, Хефлер оправдывал ужасы инквизиции в Чехии, гонения против "еретиков", в частности расправу с Г. Основоположник чеш. бурж. историографии и крупнейший ее представитель Ф. Палацкий, высоко оценивая деятельность Г. и подчеркивая его значение в мировой истории, сводил выступление Г. к религ.-нравств. протесту против злоупотреблений католич. духовенства. Раскрывая нац. мотивы в учении Г., Палацкий со своих узкоклас. бурж. позиций стремился скрыть его социальное содержание. Концепция Палацкого была воспринята чеш. бурж. историографией 19-20 вв. (работы В. Новотного (V. Novotny, M. Jan Hus. Zivot a uceni, d. 1, Praha, 1919), В. Кибаля (V. Kybal, Jan Hus, d. l-2, Praha, 1923-26), В. Флайшганса (V. Flajshans. Mistr Jan, receny Hus z Husince, Praha, 1901, рус. пер. - Ян Гус, M., 1916) и др.). Особо следует отметить работы проф. теологич. ф-та Пражского ун-та Ф. Бартоша (F. М. Bartos, Cechy n dobe Husove, в кн.: Cesk? dejiny, dil. 2, c?st, Praha, 1947; его же, Co vime о Husove nov?ho, Praha, 1946, и мн. др.), собравшего очень большой фактич. материал и внесшего, несмотря на свои идеалистич. концепции, определенный вклад в изучение жизни и деятельности Г. С сугубо конфессиональных позиций изучали деятельность Г. рус. историки-славянофилы в 19 в. (Е. Новиков, А. С. Клеванов, И. С. Пальмов и др.). Они считали его лишь церк. реформатором, пытались установить связи Г. и его последователей и учеников с вост. православием. В их работах Г. предстает как мученик, они восхищаются его верой и долготерпением. З. Неедлы еще в первые годы своей деятельности отказался от традиц. бурж. толкования деятельности Г. В дальнейшем он развивал эти взгляды. В работе "Гус и наше время" ("Hus a nase doba", Praha, 1946) Неедлы показал его как борца, патриота, учение к-рого взламывало самые основы католич. церкви, подрывая основы существ. политич. строя. Сам богословский характер соч. Гуса Неедлы объяснял условиями средневековья. Марксистская историография исходит в оценке Г. из высказываний о нем К. Маркса и Ф. Энгельса. К. Маркс в "Хронологич. выписках" неоднократно касался выступлений Г., называя его защитником нац. и нар. прав чехов (см. Архив Маркса и Энгельса, т. 6, 1939, с. 214). Ф. Энгельс, отмечая, что борьба против феод. строя выразилась в европ. странах прежде всего в развитии бюргерской ереси, констатировал, что "…Гус и каликстинцы в Богемии были главными представителями этого направления" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.. т. 7, с. 362). Марксистская наука ЧССР рассматривает изучение идей и деятельности Г. как одну из важных проблем. В общих работах по истории гуситского революц. движения И. Мацек ("Гуситское революц. движение", 1952, рус. пер. 1954; "Табор в гуситском революц. движении", т. 1-2, 1952-55, рус. пер. 1956-59; J. Macek, Jan Hus, Praha, 1961), высоко оценивая деятельность Г. и связывая его учение со всей совокупностью социально-экономич. условий Чехии 14 - нач. 15 вв., подчеркивает, что Г. заложил фундамент целостной антицерк. идеологии, проникнутой патриотич. мотивами. Р. Каливода (R. Kalivoda, Husitska ideologie, Praha, 1961) показывает, что идеология Г. выражает интересы нар. масс, хотя и с клас. позиций бюргерской оппозиции (см. указ. соч., с. 179). Соч.; Sebran? spisy. sv. 1-6, Praha, 1903-08; Tractatus de ecclesia, Camb., 1956; Sermones de tempore, qui Collecta dicuntur, vyd. A. Schmidtov? (Spisy, sv. 7), Praha, 1959; в рус. пер. - Послания магистра Иоанна Гуса, M., 1903. Лит. см. при ст. Гуситское революционное движение. В. Т. Рубцов. Москва.