ГУСЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ

Найдено 1 определение
ГУСЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ
наст. фам. Гусев) Сергей Иванович (23.9.1867, Оренбург 1.6.1963, Нью-Йорк) - писатель, публицист. Родился в семье казака-торговца. Окончил Уфимскую духовную семинарию. С 1893 сельский учитель, затем священник в Мордовии: в 1898 отказался от сана. В «Оренбургском листке» (8.5,1890) появился первый его рассказ - «сентиментально-трогательная история о слепом», В 1900-2 публиковал очерки, фельетоны, рассказы в «Киевской газете», в 18971901 -в петербургском журнале «Жизнь». В раннем творчестве выступал как бытописатель родного края - оренбургских степей и предгорий Урала, Деревня в его рассказах предстает забитой, люди бесправными («Самоходка», «Где ветлы стояли», «Мгла», «Кошмар», «Нужда»). В повестях и рассказах о казаках создавал образы хозяев бескрайних степей, людей волевых, показывал их гуманное отношение к «инородцам» («Казак Колодин», «Суд»). Описывал служителей церкви: священников-просветителей, добрых и бескорыстных («Мечтатель», «Пастырь добрый», «Бедный приход»), и лихоимцев, обирающих прихожан («Жалоба», «Дьякон и смерть», «Злой дух»). Идейным настроем творчества был близок Г.Успенскому, В.Слепцову, писателям-народникам.
Изображал социальное расслоение деревни, проявления вражды между миром богатства и нищеты, произвол властей («В приходе», 1906; «Последний час», «Конокрад», «Лукич», «Интрига»). Повесть «Страна отцов» (1904) отразила предреволюционную атмосферу в деревне и городе; Г.-О. посвятил ее М.Горькому, с которым сблизился, участвуя в сборниках «Знание», Горький положительно оценивал рассказы писателя, отмечая его талант. В стихотворении «Реквием» (1905) Г.-О. выразил скорбь о жертвах народной борьбы, прославлял их подвиг. Показателем общественного признания творчества Г.-О. явилось выпущенное в 1903-13 издательством «Знание» собрание его рассказов в 4-х томах, а в 1913-18 издательством «Жизнь и знание» полное собрание сочинений в 16 томах.
После 1-й русской революции в творчестве Г.-О. произошла смена акцентов: появились ноты пессимизма, мотивы эстетства, уход в фантастику («Сказки земли», 1908; «Горная легенда», «Золотой сон», 1915), Отношение к революционным событиям 1917 Г.-О. выразил в плакатно-поэтических картинах и образах книги «За свободу. Повесть в стихах» (Казань, 1919). Повесть «Бессмертный Прохорыч» (Чита, 1921) - карикатура на «революционные изменения» в жизни провинциального городка, где участковый страж порядка на рынке, промышляющий попутно поборами, становится первой личностью, «борцом» за передовые идеи.
О своих послереволюционных переживаниях Г.-О. писал: «В течение трех лет я скитался по пределам России в вихрях гражданской войны, жил на Украине, при немцах, Скоропадском, голодал и холодал год в Москве, ездил по польскому фронту, передвигался по Украине с деникинской армией, пережил ее расцвет и развал, пережил погромы, обстрелы Киева и Ростова, жил в Крыму после Врангеля и снова в Москве незадолго до перехода к новой экономической политике... За отсутствием всякой возможности прим.ть объективно свой литературный труд в России, с горечью в сердце вынужден был уехать за ее пределы», В середине 1921 выехал через Читу и Благовещенск в Харбин. В Чите издал «Дневник беллетриста. Облик Москвы» (1921), в Харбине - пьесу «В красной Москве», там же вышла его «Багровая книга: Погромы 1919-20 гг. на Украине» (1922). В связи с откликами на нее 30.8.1922 выступил в газете «Русский голос» со статьей «Мое кредо (письмо к своим)», в которой писал, что его, писателя, покинувшего страну, ... чтобы иметь свободу выяснения души», «травят свои»; он написал книгу как русский человек, живущий традициями русской общественности, это - «протест против крови», книга его «только об одном и кричит: опомнитесь, люди русские, очнитесь... прежде, чем строить великую новую... Россию». «Я кусок русской народной души, - писал Г.-О., - Россия - моя земная мать... Верю в великое назначение русского народа в истории земли.
Разрыв с народом - источник бед». Социализм же ему представлялся «коварной приманкой в руках антихриста», Из Харбина выехал в Америку, остался жить в Нью-Йорке. В письмах Горькому сообщал о невзгодах, физических и нравственных муках, выражал искреннее сожаление о разлуке с родиной.
Под редакцией Г.-О. в 1924-25 выходил в Нью-Йорке журнал «Жизнь», Литературно-художественный альманах «Русская деревня» (Берлин, 1924) поместил рассказы Г.-О. «Сельский священник» и «Бездождие», журнал «Зарница» (Нью-Йорк, 1925, № 2) - отрывок из романа «В миру человек» - о поездке чиновника правительства А.Керенского в уезд для разбирательства дела о поджоге помещичьих им.и. В описании новой российской реальности Г.-О. выступал как юморист и сатирик (сб.
«Горящая тьма», 1926), рисуемые им картины мрачны, подробности жизни удручающи: «народ из веревок ботинки плетет», «из галок жаркое приготавливает», «это сны наяву, порожденные голодом», «Москва агонизирует вместе с Россией», «советский дьякон» не только занимается богослужением, но также поет и пляшет в клубе, «советская барышня» - поборница «свободной любви».
Книга «В глухом уезде и другие рассказы» (Нью-Йорк, 1952) состояла из старых произведений Г.-О. В Москве в 1923 повторно вышла повесть «Страна отцов», в 1924 и 1925 изданная в Нью-Йорке и Лондоне в переводе на английский язык. В романе «Страна детей» (НьюЙорк, 1928; английский пер.: Лондон, 1963) Г.-О. показал, как отражались революционные события на судьбах русской интеллигенции. Традиционные для писателя мотивы и новые сюжеты характеризует сборник «Святая Русь: Эмигрантские рассказы» (Нью-Йорк, 1957). Автобиографическая книга «В поисках пути: Ритмические размышления» вышла в Нью-Йорке в 1955,

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции