Гусев Сергей Иванович
Источник: Пензенская энциклопедия.
Источник: Разведка и контрразведка в лицах. Энциклопедический словарь российских спецслужб 2002
Гусев, Сергей Иванович - талантливый беллетрист, пишущий под именем Гусев-Оренбургский. Родился в 1867 г. в Оренбурге. Отец его, по происхождению казак, разорился, и Гусеву пришлось оставить гимназию и сидеть в лавке. Под влиянием народнической литературы, особенно Глеба Успенского , Гусев поступил в народные учителя, а затем, ""непосредственно осуществляя далее свою цель служения деревне"", - в сельские священники. ""В священниках, - говорит он, - я пробыл шесть лет. Эти шесть лет были временем тяжелого самоопределения, разочарований и жестокого анализа"". В 1898 г. Гусев сложил с себя духовное звание. Помещал рассказы в разных периодических изданиях; в ""Киевской Газете"" два года вел фельетон (""провинциальные мотивы"") под псевдонимом ""Мистер Доррит"". В 1903 г. выпущен сборник рассказов Гусева, создавший ему литературное имя. Некоторые из них переведены на чешский язык Stin´ом. Гусев рисует преимущественно Оренбургский край и отчасти Сибирь (""На родину""). Поэтому иной раз рассказы его принимают этнографический характер; кроме уральских казаков, на сцену часто появляются киргизы, татары, мордва, башкиры. Общий уклад, однако, вполне всероссийский. Гусев - по преимуществу бытописатель сельского духовенства. В житье-бытье ""духовных отцов"" господствует напряженнейшая забота о материальном благополучии, о том, чтобы требы оплачивались по возможно высокому тарифу, чтобы прихожанин не надул и вместо гуся не всунул бы курицы. Нет и тени стремления к тому, чтобы приобрести влияние на прихожан. Всякая обязанность, не связанная с вознаграждением, рассматривается как невыносимая обуза. Священник (""Худая Молва"") уговаривает мужиков устроить у себя земскую школу, а не церковно-приходскую, потому что в последней ему придется учить даром, а земство платить будет за преподавание Закона Божьего. Даже в добром деле (""Отец Памфиль"") священник, выручающий бедного казака из лап всесильного атамана, все-таки выговаривает себе, что спасенный даром уберет ему сено. Священник, только что присутствовавший при том, как вынули человека из петли (""Злой дух""), тотчас же, как удавленник немножко отошел, требует с него курицу. И это еще священники безусловно добродушные. Злой и мстительный батюшка выжимает из мужика такую контрибуцию, что тот только ахает (""Кахетинка""). О пастырях, которые на первый план поставили ""правду"", а не собирание денег за требы, говорят как о чудаках и фантазерах (""Пастырь добрый""). Идеалиста-священника (""Идеалист""), по-евангельски относящегося к своему призванию, своя же братья сживает со света. Круг интересов поражает своей низменностью; радости жизни сводятся к одному центральному пункту - выпивке. Гусев всего менее, однако, обличитель во что бы то ни стало. Неизменно в черном свете он выставляет только духовную бюрократию-консисторию и архиереев; в портретной галерее сельских батюшек нет недостатка в типах светлых и даже умилительных. Крайне неприглядную картину рисует Гусев и в рассказах, изображающих народную жизнь. На сельских сходах царят мироеды и кулаки; нищие мужики за четверть водки дают свое согласие на что угодно. Духовным силам недоступно правильное развитие; сильные и даровитые люди из народа, под влиянием нужды, мирской обиды и особенно порки, уходят в конокрады, становятся убийцами, лишают себя жизни. Крупным шагом вперед по сравнению с колоритными и талантливыми, но все же довольно-однообразными рассказами Гусева-Оренбургского о сельских батюшках и их выпивках, представляло собою самое крупное и по объему произведение его - ""Страна Отцов"" (в IV томе сборника ""Знания"", Санкт-Петербург, 1905), в котором ярко сказались горячечные надежды революционного возбуждения. Фон тут прежний, но на нем дана широкая картина общественного подъема последних лет. Сам автор отказался причислить ""Страну Отцов"" к какому-нибудь определенному литературному роду. Это не рассказ, не очерк, не повесть, даже не исключительно беллетристика. Автор-реалист, точно в драме XVIII в., не стесняется на пространстве нескольких дней провести целый ряд крупнейших жизненных и психологических перемен. Да и вообще в его полусимволической картине нарождения нового общественного настроения мало забот о полном реализме и очень много публицистических отступлений. Тезисом ""Страны Отцов"" служит изречение Ницше: ""Изгнанниками должны вы быть из страны отцов ваших. Страну детей ваших должны вы любить"". Полусимволически, но все-таки достаточно определенно автор показывает, как ""новая сила какая-то выросла в жизни"". Перерождающийся из хозяйственного батюшки в активного народолюбца отец Иван Гонибесов с изумлением видит нарождение новой породы людей, ""пламенных, как Маккавеи"". В дальнейших своих произведениях Гусев продолжает держаться того же приподнятого тона, и это в дни полного спада волны прежнего возбуждения уже вызывает в читателях только недоумение. Сочинения Гусева собраны в 3 тома (Санкт-Петербург, 1903 - 1910). С. Венгеров.
Источник: Биографический словарь. 2008