Гуситы
ГУСИТЫ
последователи чешского реформатора, магистра Пражского университета Яна Гуса, выступавшего за независимость Чехии и национальную Церковь. Гуситское движение (1419–1437) сопровождалось борьбой с феодальным гнетом. Гуситы вели освободительную борьбу против немецкого засилья, за свободу в политической и религиозной жизни, за право иметь собственный язык и культуру.
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
Гуситы
сторонники Реформации в Чехии (отчасти в Словакии) в 1-й половине 15 в., участники т.н. гуситских войн 1419- 37 гг. против католической церкви, феодального гнета и немецкого засилья. Приверженцы Я.Гуса, Иеронима Пражского, их последователей - Микулаша из Пельгржимова, М. Гуски и др. Военные руководители - Я. Жижка, Я. Желивский, Прокоп Великий. Феодально-католические силы (во главе с папой Мартином V и императором Сигизмундом I) провели в 1420- 31 гг. пять безуспешных походов против гуситов. В 1433 г. умеренное крыло гуситов - чашники, объединившись с феодально-католическими силами, в 1434 г. у Липан разгромили радикальных таборитов, их последняя крепость (Сион) пала в 1437 г.
Источник: Исторический словарь
ГУСИТЫ
участники антифеодапьного национально-освободительного движения в Чехии, последователи Яна Гуса: крестьяне, плебейские слои города, бюргерство, среднее и мелкое дворянство. Выступали с требованием секуляризации (освобождение от влияния религии) церковных владений, ослабления политического влияния католической церкви. Одно из требований: причащать мирян не только хлебом, но и вином из чаши, что являлось привилегией духовенства. Разделились на 2 лагеря: бюргерский (чашники) выдвинул умеренную программу, сводившуюся ч требованию дешевой церкви, расширению светского землевладения за счет церковного, изгнанию немецких феодалов; крестьянский лагерь (тэбориты) выдвинул радикальную антифеодальную программу. Католическая церковь после неудачных крестовых походов против Г. столкнула чашников с таборитами. В 1434 г. табориты были разбиты, Ян Гус сожжен.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Гуситы
Гуситы (Hussites), последователи Яна Гуса (ок. 1372—1415), чеш. религ. реформатора, обвиненного в ереси и сожженного по решению Констанцского собора в 1415 г. Как реформатор-протестант Гус имел немало последователей в разл. частях родной Боге-мии, поэтому его казнь вызвала общенац. волну возмущения, выразившегося в офиц. протесте, подписанном 2 сент. 1415 г. 452 представителями знати. Позже движение Г. разделилось на два осн. крыла: умеренное (чашники) и радикальное (табориты — по назв. горы Табор, где находился их укрепленный лагерь). В 1434 г. табориты потерпели поражение от союза чашников и католич. войск в битве при Липанах. Большинство требований чашников, изложенных в «Пражских компактах», были удовлетворены церковью в 1433 г. на Базельском Соборе. Нек-рые группы Г. существуют до сих пор под разными назв., но движение в целом в 16 в. уступило место Реформации.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Гуситы
последователи и сторонники учения Яна Гуса, участники широкого общественного и нац. движения в Чехии в первой пол. XV в. за реформу католич. церкви (в дальнейшем названного гуситским). Впервые заявили о себе весной 1419 г., когда начались их походы в горы, а также в период восстания, поднятого в Праге Яном Желивским (1419). Делились на два лагеря: умеренные — чашники (в основном пражане) и непримиримо настроенные — табориты. Поскольку разделение чеш. общества в гуситский период осуществлялось не по принципу «низы против верхов», а по принадлежности к религ. учению, среди г. (как и среди католиков) имелись представители всех слоев чеш. общества. Главные социальные силы г. — дворянство, горожане, духовные и светские интеллектуалы, крестьяне — выступали против католич. церкви и нем. патрициата городов.
Название «чашники» произошло от требований г. установить единый для духовенства и мирян обряд причащения — и хлебом и вином (до этого миряне причащались только хлебом). Г. потребовали «чашу для всех». Их символом стала чаша — сосуд для церк. вина. Последователи Гуса стали причащать вином из чаши и простой народ. Поэтому г. называют «подобоями», или «утраквистами» (от чеш. и лат. слов, означающих причащение под двумя видами).
Требования чашников были изложены в т.наз. «четырех пражских статьях»:
1) свободная проповедь слова Божьего в духе гусизма на чеш. языке;
2) право мирян на причащение под обоими видами;
3) секуляризация церк. земель, духовенство должно вернуться к евангельским правилам и апостольской жизни, какую вел Христос. Этим фактически утверждалась «дешевая» церковь;
4) искоренение «смертных грехов», противных закону Божию.
Среди чашников было много феодалов, зажиточных бюргеров, рыцарей.
Табориты — сторонники радикальных действий — получили свое название по месту сбора на горе Табор, где затем они основали город (Табор). Табор возник как община «воен. коммунизма», каждый, приходивший в Табор, отдавал все свое имущество в общий фонд и вступал в «общину равных», предметы первой необходимости в которой распределялись поровну. Признавая программные положения чашников, табориты трактовали их шире и радикальнее: уничтожение феод, сословий, имущественных различий, раздел секуляризированных земель, полная свобода проповеди, уничтожение феодалов и их собственности. Табориты избирали своих священников, их главной целью была вооруженная борьба, недаром они назвали себя «Божьими воинами». Возглавлял таборитов Ян Жижка. Таборитский «коммунизм» продержался недолго: со временем «Божьи воины», разорявшие монастыри, храмы, замки, стали применять принцип дележа награбленного, значительную часть которого оставляли себе их командиры. Табор наложил повинности на окрестное крестьянство, став, таким образом, как бы коллективным феодалом. Табориты разоряли лишь владения панов-католиков, дворяне-гуситы продолжали эксплуатировать своих крестьян, как и раньше. Среди таборитов было больше представителей крестьянства, гор. плебса, но были и рыцари, бюргеры и т.д. Выделялись крайне левые — хилиасты (ожидавшие второго пришествия Христа и наступления 1000-летнего царства Божьего на земле; см. Хилиазм), а также группа экстремистов — пикартов. Действия таборитских войск отличались особой даже для Средневековья жестокостью.
Лит.: Гуситское движение в освещении современников / Сост. и пер. Л.П. Лаптева. М., 1992; Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962; Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV века. М., 1990.
Название «чашники» произошло от требований г. установить единый для духовенства и мирян обряд причащения — и хлебом и вином (до этого миряне причащались только хлебом). Г. потребовали «чашу для всех». Их символом стала чаша — сосуд для церк. вина. Последователи Гуса стали причащать вином из чаши и простой народ. Поэтому г. называют «подобоями», или «утраквистами» (от чеш. и лат. слов, означающих причащение под двумя видами).
Требования чашников были изложены в т.наз. «четырех пражских статьях»:
1) свободная проповедь слова Божьего в духе гусизма на чеш. языке;
2) право мирян на причащение под обоими видами;
3) секуляризация церк. земель, духовенство должно вернуться к евангельским правилам и апостольской жизни, какую вел Христос. Этим фактически утверждалась «дешевая» церковь;
4) искоренение «смертных грехов», противных закону Божию.
Среди чашников было много феодалов, зажиточных бюргеров, рыцарей.
Табориты — сторонники радикальных действий — получили свое название по месту сбора на горе Табор, где затем они основали город (Табор). Табор возник как община «воен. коммунизма», каждый, приходивший в Табор, отдавал все свое имущество в общий фонд и вступал в «общину равных», предметы первой необходимости в которой распределялись поровну. Признавая программные положения чашников, табориты трактовали их шире и радикальнее: уничтожение феод, сословий, имущественных различий, раздел секуляризированных земель, полная свобода проповеди, уничтожение феодалов и их собственности. Табориты избирали своих священников, их главной целью была вооруженная борьба, недаром они назвали себя «Божьими воинами». Возглавлял таборитов Ян Жижка. Таборитский «коммунизм» продержался недолго: со временем «Божьи воины», разорявшие монастыри, храмы, замки, стали применять принцип дележа награбленного, значительную часть которого оставляли себе их командиры. Табор наложил повинности на окрестное крестьянство, став, таким образом, как бы коллективным феодалом. Табориты разоряли лишь владения панов-католиков, дворяне-гуситы продолжали эксплуатировать своих крестьян, как и раньше. Среди таборитов было больше представителей крестьянства, гор. плебса, но были и рыцари, бюргеры и т.д. Выделялись крайне левые — хилиасты (ожидавшие второго пришествия Христа и наступления 1000-летнего царства Божьего на земле; см. Хилиазм), а также группа экстремистов — пикартов. Действия таборитских войск отличались особой даже для Средневековья жестокостью.
Лит.: Гуситское движение в освещении современников / Сост. и пер. Л.П. Лаптева. М., 1992; Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962; Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV века. М., 1990.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999