ГУСЛИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГУСЛИ
русский струнный щипковый инструмент, в зависимости от количества струн — от 5-9 до 55-66 — различались крыловидные, звончатые; шлемо-видные и прямоугольные, стопообразные.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

гусли
этим словом переведено название некоего струнного музыкального инструмента (по-евр. киннор), изобретенного еще в глубокой древности (Быт 4.21) и похожего, как полагают, на арфу (см.). Во многих местах упоминается вместе со свирелью. (См. музыка)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ГУСЛИ
древнерусский многострунный щипковый инструмент. Бывает трех видов: 1) крыловидные, или звончатые; 2) шлемовидные, или гусли-псалтирь (встречаются в Поволжье); 3) клавироподобные, или прямоугольные (стационарные). Последние сконструированы в XVI-XVII вв. на основе гуслей звончатых и гуслей-псалтири. На их основе в 1905 Н.П. Фоминым созданы т.н. клавишные гусли. Основные приемы игры на любых гуслях - бряцание, защипывание, глиссандо. Используются для сопровождения пения и плясов.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ГУСЛИ

(слав.), струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Восточной и Северной Европы. Имеют две разновидности: крыловидные, распространенные в северо-русских областях, у народов Прибалтики (эст. каннеле, латыш. кокле, лит. канклес) и Финляндии (кантеле), и шлемовидные (ГУСЛИ-псалтырь), более совершенные и сложные в исполнении, известные в искусстве русских музыкантов-скоморохов и у народов Поволжья (тат. гусля, чуваш. кесле, мар. кюсле, удм. крезь). При игре ГУСЛИ клались на колени.

Источник: Словарь этнографических терминов

ГУСЛИ
национальный струнный инструмент Евреев, несомненно, один из первых музыкальных инструментов, с которыми познакомился человек. Изобретение гуслей в Быт 4:21 приписывается, как и изобретение свирели, Иувалу, сыну Ламеха. У Евреев киннор (гусли) с глубокой древности служил преимущественно для выражения радости и веселья (Быт 31:37, Иов 21:12 и др.). Игрою на гуслях особенно отличался Давид (1Цар 21:17-23). Давид взяв гусли играл, говорит свящ. историк, и отраднее становилось Саулу и дух злой отступал от него (ст. 23). Игрою же на гуслях сопровождались у Евреев религиозные (3Цар 10:12) и гражданские торжества. С акомпаниментом киннора у Евреев пелась большая часть псалмов и славословий (Пс 32:2, 42:4 и др.). Касательно наружной формы гуслей мнения очень разноречивы. Одни дают им форму новейшей арфы, другие утверждают, что они походили на греческую букву дельту (Д). Иосиф утверждает, что они имели десять струн, и что на них играли с помощью смычка, другие же число струн киннора увеличивают до 24-х и даже до 47-ми.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

Гусли в музыкальной культуре России конца XIX - начала ХХ века: Николай Иванович Привалов и Осип Уст

Акулович Виктор Ильич, Брунцев Валерий Александрович
Развитие исполнительства на гуслях в конце XIX - начале XX века определяли два выдающихся деятеля российской культуры - музыкант, этнограф, дирижер, исследователь Николай Иванович Привалов (1868-1928) и музыкант-самородок, гусляр
Читать PDF
0.00 байт

Гусли в контексте этнозвукового ландшафта Волго-Уралья: проблемы рекультурации

Яковлев В.И.
В статье анализируется роль и значение гуслей древнейшего традиционного струнно-щипкового музыкального инструмента татар, кряшен, чувашей, марийцев, удмуртов, активно функционирующего в этнозвуковом ландшафте Волго-Уральского реги
Читать PDF
0.00 байт

Гусли у поволжских народов

Бусыгин Евгений Прокопьевич, Яковлев Валерий Иванович
Анализируются опубликованные с XIX в. и собранные авторами в ходе экспедиционной работы материалы по цитрообразным музыкальным инструментам (гуслям) народов Поволжья: удмуртов, марийцев, татар, чувашей, эрзи, мокши.
Читать PDF
0.00 байт

Гусли России: традиции и инновации. Феномен Л. Я. Жук

Яковлев В.И.
Статья посвящена памяти видного деятеля отечественной народно-инструментальной культуры Любови Яковлевны Жук создателю в Российской академии музыки имени Гнесиных уникальной кафедры националь-ных инструментов народов России, спосо