ГУТТЕН
Гуттен
Ульрих фон (нем. Hutten) (1488 — 1523), выдающийся гуманист, поэт. Принадлежал к рыцарскому сословию, вел подвижный образ жизни, благодаря чему вошел в соприкосновение с центрами гуманизма. В 1517 Максимилиан I увенчал его лавровым венком поэта. Участвовал в борьбе против Рима, проявив при этом неумолимую ожесточенность и бескомпромиссность (например, издал сочинение Лоренцо Валлы «De donatione Constantini» — «Дары Константина», в котором было убедительно доказано, что т. н. дар Константина был фальшью). Среди многочисл. сатирич. памфлетов, речей, диалогов, стихов Г. особенно выделяются диалоги, подражающие античным образцам Лукиана («Разговор мертвых»), написанные на лат. и нем. яз.: «Phalarismus», 1517; «Fortuna», 1519; «Febris» («Лихорадка»), 1519; «Vadiscus sive Trias Romana» («Вадиск, или Римская троица»), 1520. Образ Арминия из «Анналов» Тацита благодаря «Arminius» Г. (1519 — 1520) положил начало соответствующей литературе. Г. считался автором второй части «Писем темных людей».
Источник: Словарь античности. 1989
ГУТТЕН
Hutten), Ульрих фон (21. IV. 1488 - 29. VIII. 1523) - нем. гуманист и политич. деятель. Сын рыцаря. Был активным чл. эрфуртского кружка гуманистов, одним из осн. авторов сатиры "Письма темных людей" (1515-17), в к-рой разоблачаются схоластич. лжеученость и безнравственная жизнь духовенства. Г. боролся за развитие светской культуры, мастерски применял в своем лит. творчестве, в т. ч. публицистике, метод рационалистич. критики католич. догм и папства. Жизнеутверждающее гуманистич. мировоззрение Г. проникнуто страстной верой в могущество разума, силу науки, в высокую ценность человеческой личности. Г. делал радикальные выводы из гуманистич. трактовки христианства Эразмом Роттердамским и И. Рейхлином. С началом реформации примкнул к группировавшейся вокруг Лютера оппозиции. В памфлетах "Вадиск, или Римская троица" (1520), "Наблюдатели" (1520), "Разбойники" (1521) и др. Г. призывал выступить открытой войной против папства, искоренить в Германии засилье князей - носителей политич. раздробленности. Осуществление этой программы Г. считал решающим этапом на пути воплощения социально-политич. идеалов гибнувшего рыцарства: создания централизованной империи, основанной на крепостничестве и опирающейся на дворянство. Безуспешно пытаясь направить общенар. движение против Рима в интересах своего сословия, Г. принял участие в рыцарском восстании 1522-23; вскоре после провала восстания умер. Несмотря на реакц. утопичность сословных идеалов Г., осн. линия его творчества шла в русле передовой герм. культуры и соответствовала интересам прогрессивных слоев нем. народа в борьбе за единую, свободную от духовного гнета Германию. В нем. бурж. историографии деятельности Г. дается различная оценка. Младогегельянец Д. Штраус идеализировал Г. как "пророческую натуру", умевшую сочетать гуманистич. широту кругозора с реформаторским порывом воли. Полностью развенчать Г. пытался реакц. протестантский историк П. Кальков, к-рый отрицал наличие у Г. национальной политич. программы борьбы с папством и преувеличивал роль сословных интересов и эгоистических расчетов в его деятельности. Соч.: Opera, quae reperiri potuerunt omnia, ed. E. B?cking, v. 1-5, et suppl. v. 1-2, Lipsiae, 1859-70; в рус. пер. - Письма темных людей, М.-Л., 1935; Диалоги, Публицистика, Письма, пер. С. Маркиша, вступ. статья М. М. Смирина, М., 1959. Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 1 изд., т. 25, М., 1934 (см. Указатель); Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, 2 изд., т. 7; Штраус Д. Ф., Ульрих фон Гуттен, пер. с нем., СПБ, 1896; Kalkoff P., Ulrich von H?tten und die Reformation, Lpz., 1920; Kleinschmidt K., Ulrich v. H?tten, В., 1955; Володарский В. М., Гуманистические воззрения Ульриха фон Гуттена, в сб.: Ср. века, 1963, в. 24. В. М. Володарский. Москва.