, Ренато (Guttuso, Renato) 1912, Багерия, близ Палермо — 1987, Рим. Итальянский живописец, представитель неореализма в изобразительном искусстве. Изучал право и классическую филологию в Палермском университете. Первые профессиональные навыки получил в мастерской палермского ремесленника, занимавшегося росписью повозок. В 1931 переехал в Рим, затем в Милан. В 1938 стал одним из основателей журнала Корренте и одноименной группировки художников-антифашистов. В 1940 вступил в коммунистическую партию. В работах 1930 — начала 1940-х, отмеченных влиянием экспрессионизма, ярко проявилась социально-политическая направленность творчества Гуттузо — его вера в созидательную энергию трудового народа, ненависть к диктатуре (Бегство с Этны, 1939; Распятие, 1941—1942, обе — Рим, Нац. галерея современного искусства). В 1943 Гуттузо включился в движение Сопротивления, вступив в одну из партизанских бригад. Как отклик на жестокую расправу гитлеровских солдат с заложниками возникла серия рисунков Gott mit uns! (1944). В 1946 Гуттузо стал инициатором "Нового фронта искусств", объединившего художников-антифашистов разных творческих направлений, а после его распада возглавил группировку неореалистов. Стиль зрелого Гуттузо сложился в результате ассимиляции опыта экспрессионизма, кубизма, внимательного изучения творчества Пикассо и мастеров XIX в. (Делакруа, Жерико, Гойи, Домье, Курбе). В его крупномасштабных полотнах, возобновляющих традицию многофигурной исторической картины, динамичность сцен массового действия сочетается с выразительностью индивидуальных характеристик отдельных персонажей (Захват крестьянами пустующих земель в Сицилии, 1948, Берлин, Академия художеств; Битва у моста Аммиральо, 1951—1952, Милан, библиотека Фельтринелли). Особая энергоемкость композиции достигается плотным заполнением пространства массивными, рельефно прорисованными формами, высокой цветонасыщенностью, оптической отчетливостью всех деталей переднего и заднего планов; общая панорама события складывается из множества ясно очерченных индивидуальных фигур, требующих последовательного рассматривания. В середине 1950-х Гуттузо создал серию картин, посвященную горнякам Сицилии. В нее входят крупноплановые образы рабочих, напрягшихся в мучительном усилии, и большое обобщающее полотно Серные копи (1955, Кортина д’Ампеццо, Центр культуры), в котором кряжистые, изможденные тела горняков метафорически сопоставляются каменистым рельефам шахты. Этот принцип синерамы, "монтажа кадров", сливающихся в единый пространственный поток, Гуттузо осуществлял и в работах на темы жизни современного города. Изображая буйный танец молодежи (Буги-вуги в Риме, 1953, Рим, частное собрание), скопление людей на пляже (Пляж, 1955—1956, Парма, Нац. галерея), художник соединяет в одной картине ряд острых портретных характеристик, микроэпизодов, выхваченных быстрым взглядом из потока жизни. В портретном творчестве Гуттузо, тесно связанном с его тематическими картинами, выделяются работы двух типов: композиционные портреты, отличающиеся многогранной характеристикой личности модели (Рокко с сыном, 1960, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Рокко с патефоном, 1960—1961, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Джоаккино Гуттузо, землемер, 1966, Багерия, Гор. галерея современного искусства; Альберто Моравиа, 1982, Рим, частное собрание), и быстрые, выразительные зарисовки анонимных, случайно повстречавшихся людей, в которых как на моментальном снимке запечатлелся характерный жест, взгляд, поворот головы, упавший на лицо солнечный луч (Девочка с мороженым, 1958, Милан, частное собрание; Человек, пересекающий площадь, 1958, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В этом внимании к рядовому "человеку с улицы" проявилась близость художника к кинематографу итальянского неореализма. С конца 1950-х в живописи Гуттузо усиливаются экспрессионистические проявления: цвет обретает особую интенсивность, пространство складывается из пересекающихся перспектив со множеством точек схода, отдельные фигуры и группы изображаются в разных масштабах и рассогласованных ракурсах. "Плавающая" перспектива позволяет художнику, как при съемках движущейся камерой, приближать и отдалять фигуры, менять угол зрения, укрупнять детали, "вводить в фокус" заголовки газет, журналов, листовок (Дискуссия, 1959—1960, Лондон, галерея Тейт; Толпа, 1960, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Похороны Тольятти, 1972, Болонья, Галерея современного искусства). Со второй половины 1960-х социальная тематика в творчестве Гуттузо дополняется ретроспекциями, ностальгическими воспоминаниями. Автобиографический цикл (1966) посвящен людям и пейзажам Сицилии — местам, где прошли детство и юность художника. В последующих циклах 1970-х Посещения и Аллегории картины современной действительности наполняются цитатами из классического искусства (Посвящается мастеру Авиньонской Пьеты, Грюневальду и Пикассо, 1973, Милан, галерея Тонинелли; Кафе "Греко", 1976, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса). Гуттузо занимался также печатной графикой и оформлением театральных спектаклей.
Лит.: Берджер Дж. Ренато Гуттузо. М., 1962; Ренато Гуттузо: Альбом / Сост. и вступ. ст. А. Г. Барская и Ю. А. Русаков. Л.; М., 1965; Renato Guttuso. Каталог выставки / Авт. вступ. ст. В. Горяинов. М., 1972; Crispolti E. Catalogo Ragionato dei dipinti di Renato Guttuso. Milano, 1983—1985; Brandi C. Guttuso. Milano, 1983.
В. Крючкова