Лаццаро (Guardi, Francesco Lazzaro) 1712, Венеция — 1793, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик. Венецианская школа. Учился у своего старшего брата Джованни Антонио и до 1760 работал в Венеции с младшим братом Никколо (1715—1786) в руководимой Джованни Антонио мастерской. Выезжал (1782—1783) в Мастеллина и Валь ди Соле (около Тренто). Писал пейзажи, виды Венеции, картины на религиозные, мифологические и исторические сюжеты. В 1780—1790-е работал как декоратор над украшением интерьеров венецианских театров Манин и Фениче. В 1784 избран членом венецианской Академии художеств. Гварди был мало известен при жизни и в последующее время. Изучение творчества художника началось лишь в 1940—1950-е. Подписанных работ Франческо и Джованни Антонио сохранилось мало, что затрудняет датировку самостоятельных произведений художника, выполненных в годы работы в мастерской брата. Считающиеся ранними самостоятельные произведения Гварди Святой в экстазе (1739, Тренто, Гор. музей), аллегории Вера и Надежда (Сарасота, Музей Ринглинг) исполнены в традициях алтарной живописи позднего барокко. В написанных быстрыми, резкими мазками в венецианской манере "al tocco" панно на библейский сюжет из жизни Товия для церкви Архангела Рафаила в Венеции (Прощание Товия с родителями, Лов рыбы, Свадьба Товия, Исцеление Товита, Архангел Рафаил, покидающий Товия) художник проявляет декоративное мастерство, умело согласует фигуры и световоздушную среду, придавая сценам характер волшебных притч. В 1760-х, после смерти брата, руководство мастерской переходит к Франческо. С этого времени он обращается к архитектурному пейзажу, развивая традиции венецианской ведуты. В работах 1760-х проявилось влияние Каналетто (Площадь Св. Марка; Вид Венеции. Дворец дожей, обе — Лондон, Нац. галерея) и фантастических пейзажей-каприччи М. Риччи (Пейзаж с руинами, Вормс, Музей Хейльсхоф; Каприччо, Бергамо, галерея Академии Каррара). Продолжая традиции Каналетто в изображении торжественных событий из жизни Венеции, Гварди в середине 1760-х создает серию из 12 больших панорамных ведут (Прием дожем послов в зале Коллегий во Дворце дожей, Дож возвращается на "Бучинторо" из Сан Никколо на Лидо, обе — Париж, Лувр; Площадь Св. Марка в день ярмарки, Вена, галерея Академии). В его полотнах присутствуют та же особая широта, повествовательность и театральность, насыщенность деталями, красочность и непритязательная конкретность в рассказе о современном событии. Однако Гварди в большей степени, чем Каналетто, удается придать ведуте характер подлинного пейзажа. С живописной тонкостью строит художник пространство, плавно чередуя планы, приводя к непринужденному тональному согласию яркие и звучные краски. Ощущение как бы пульсирующей световоздушной атмосферы, в которой разворачивается это праздничное пиршество цвета, усиливает динамичный мазок Гварди. Наряду с видами Венеции в дни праздников и торжественных церемоний Гварди писал и более камерные пейзажи. Как и у Каналетто, у него были свои излюбленные мотивы — церковь Санта Мария делла Салюте в устье Большого канала (Санта Мария делла Салюте, Вадуц, собрание Лихтенштейн; Мол и церковь Санта Мария делла Салюте, Венеция, галерея Дж. Франкетти, Ка д’Оро), архитектурный шедевр Палладио — церковь Сан Джорджо Маджоре на одноименном острове (Вид на остров Сан Джорджо Маджоре, 1750—1770, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), которые он любил повторять, изменяя ракурс или варьируя особенности освещения. Архитектурные постройки возникают в этих пейзажах как легкие, еле различимые фантастические видения на горизонте в обрамлении серебрящейся от световых бликов воды Лагуны и прозрачного, с легкими облаками высокого неба. Колорит будничной Венеции, особую поэтическую прелесть обыденного передают пейзажи Гварди 1780—1790-х с изображением двориков, улочек, маленьких площадей города. В них художник возвращается к теме "каприччо", придавая этому виду архитектурного пейзажа жизненную конкретность и лирическую интонацию (Венецианский дворик, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Каприччо с пульчинеллами, Бергамо, галерея Академии Каррара; Каприччо с каналом, Флоренция, галерея Уффици). Высшими живописными достижениями Гварди, ознаменовавшими отход художника от ведуты, стали такие произведения 1780—1790-х, как Вид Лагуны (Серая Лагуна; Милан, галерея Польди-Пеццоли), Пожар в квартале Сан Маркуола (Венеция, галереи Академии, реплика — Музей Коррер), Рио деи Мендиканти (Бергамо, галерея Академии Каррара), Пейзаж. Закат (Милан, галерея Амброзиана). Как и поздние каприччо, они полны дыхания будничной жизни. С большой эмоциональной силой в этих пейзажах передано видение художником определенного состояния натуры, ее постоянно изменяющегося облика. Его в равной степени привлекают нюансы естественного природного освещения и эффектные отзвуки пожара, охватившего масляные склады Венеции. Эти работы Гварди, последнего крупного итальянского мастера ведуты, позволяют считать его одним из предвозвестников "пейзажа настроения" в искусстве XIX столетия и одним из европейских художников XVIII в., наиболее близко подошедших к проблеме пленэра. Эти же открытия присущи и графическим произведениям Гварди, хранящимся в различных собраниях.
Лит.: Никитюк О. Д. Франческо Гварди. М., 1968; Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Fiocco G. Francesco Guardi. Firenze, 1933; Moschini V. Francesco Guardi. Milano, 1952; Mostra dei Guardi. Catalogo della Mostra. Venezia, 1965; Pignatti T. Francesco Guardi. Brescia, 1965.
Е. Федотова
Гварди, Франческо
Гварди, Франческо
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006