ГЁТЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ГЁТЕ
goethe) Иоганн Вольфганг (1749, Франкфурт-на-Майне – 1832, Веймар), немецкий писатель, мыслитель.
Сын состоятельного горожанина; получив основательное домашнее образование, изучал юриспруденцию в ун-тах Лейпцига и Страсбурга. Став лиценциатом права, начал адвокатскую деятельность во Франкфурте. Публиковал статьи и рецензии в журнале «Франкфуртские ученые записки», где сотрудничал такой крупнейший мыслитель 18 в., как И. Г. Гердер. Во время путешествия по Рейну познакомился с философом Ф. Г. Якоби и швейцарским теологом И. К. Лафатером, автором физиогномистики, крупнейшим тогда поэтом Ф. Г. Клопштоком и братьями Штольбергами. Первое опубл. произведение Гете – трагедия «Гец фон Берлихинген» (1773) – привлекло внимание к молодому, энциклопедически образованному и мятежному автору. Пьеса в духе движения «Буря и натиск» повлияла на развитие новейшей литературы во всей Германии. Использовав биографию рыцаря 16 в. Готфрида по прозвищу Железная Рука, Гете создал идеального героя, борющегося за свободу. «Страдания юного Вертера» (1774) – роман в письмах. История любви Вертера, ранимого и остро чувствующего трагизм жизни, к Лотте, чужой невесте, заканчивается трагически. Вертер кончает с собой, не найдя для себя в жестких рамках сословного общества ни сферы деятельности, ни эмоциональной отдушины. Просветители во главе с Г. Э. Лессингом были очень недовольны романом, но его успех у читателя эпохи сентиментализма был ошеломляющим: Вертеру подражали в манере одеваться, говорили даже об эпидемии самоубийств, охватившей Европу. Это самое популярное произведение Гете в 18 в., переведено на все европейские языки.
В 1775 г. Гете приглашен на службу к герцогу Веймарскому Карлу Августу. Служба в Веймаре на высоких государственных должностях составляла существенную сторону общественной деятельности Гете. Он занимался горным делом, финансами, строительством, изучал многие естественные науки не только в практических целях, но и как исследователь, создав, например, собственную теорию цвета и открыв межчелюстную кость человека. Благодаря Гете маленькое княжество стало центром немецкой мысли. Там жили писатели К. М. Виланд и И. К. А. Музеус, по приглашению Гете туда прибыл И. Г. Гердер, а позднее – Ф. Шиллер. За исключением неполных двух лет, проведенных Гете в путешествии по Италии, он не покидал Веймара надолго. Драмы, изданные после возвращения из Италии, – «Эгмонт» (1787), стихотворная версия драмы «Ифигения в Тавриде» (1788), «Торквато Тассо» (1790) – служат выражением так называемого периода веймарской классики (нередко его считают вершиной развития всей предшествующей немецкой литературы). Это понятие включает и творчество Шиллера, связанного с Гете дружбой и разделявшего его убеждения. Их тесное сотрудничество продолжалось с 1794 г. до смерти Шиллера. Самое значительное прозаическое произведение этого периода – роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795/1796). Становление молодого человека из «бюргеров» происходит по мере его столкновения с жизнью, разными людьми и обстоятельствами. Театр, путешествия, любовные истории, сфера таинственного и необъяснимого, Общество Башни, помогающее человеку развить себя и найти благородные, одухотворенные формы существования, – все это сделало роман образцовым произведением для многих авторов романтизма. Много позднее Гете продолжил роман, углубив его проблематику («Годы странствий Вильгейма Мейстера, или Отрекающиеся», опубл. только в 1821–29). В первом собрании сочинений Гете 1790 г., где были изданы произведения веймарских лет, впервые опубл. «Фауст, отрывок». Он представлял собой первую часть трагедии, над материалом которой Гете проработал почти 60 лет.
«Фауст», главное произведение Гете, никогда не утрачивал своего значения для мировой литературы. Легенда о человеке, продающем душу дьяволу ради определенных благ, имеет древнее происхождение. Но действительно вечным образом литературы доктор Фауст – персонаж немецких народных книг, герой трагедии современника Шекспира К. Марло и произведений эпохи «Бури и натиска» – сделался после трагедии Гете. Его Фауст вступает в сделку с ироничным и проницательным знатоком человеческой природы Мефистофелем, но Бог оправдывает ученого. Драма познания заключена в условную рамку театрального и «небесного» прологов. Это дает возможность показать самые сложные, мучительные проблемы человеческого существования в емкой, образной форме. Техника стиха Гете так высока, что бОльшая часть стихотворных строк «Фауста» разошлась в немецком языке на цитаты, став самостоятельными афоризмами. Из многих переводов «Фауста» на рус. язык больше всего известен перевод Б. Л. Пастернака.
Особенно велико значение Гете как лирика. Жанр исключительно индивидуального, личного лирического стихотворения, передающего неповторимые переживания героя, был необычен для германской поэзии. Ранняя лирика эпохи «Бури и натиска» (1770–80-е гг.) – «Свидание и разлука», «Майская песня», «Новая любовь – новая жизнь» – отличается особой остротой любовного чувства и переживания природы. Ее метрика и образность близки народной песне. В веймарский период в лирике Гете появляются философские размышления (знаменитая «Ночная песнь странника», 1780; рус. перевод М. Ю. Лермонтова, 1840), элегические настроения, обобщения общечеловеческого масштаба. В «классический» период творчества Гете, с 1786 по 1806 г., появляются «Римские элегии» и «Венецианские эпиграммы», в них Гете пользуется античными размерами и белым стихом. Для лирики пожилого Гете особенно важен интерес к восточной традиции, в особенности персидской («Западно-восточный диван», 1819). Особое место в поэзии Гете занимают баллады. Развиваясь от навеянных фольклором тем («Степная розочка», 1771, «Король Фульский»), они становятся более сложными и передают гетевский взгляд на природу («Лесной царь», 1782). Классические баллады 1790-х гг. («Бог и баядера», «Коринфская невеста») представляют собой небольшие поэмы, композиция которых позволяет передать сложные философские идеи в обобщенной, конкретной форме.
Гете – крупнейший из поэтов, писавших на немецком языке, и каждая новая литературная эпоха находит свои смыслы в его многообразном творчестве.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ГЁТЕ
Goethe), Иоганн Вольфганг (28.VIII.1749 - 22.III.1832) - нем. поэт и мыслитель, выдающийся деятель европ. Просвещения. Род. во Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера. Г. изучал право в Лейпциге (1765-68) и в Страсбурге (1770-71). В Страсбурге стал одним из зачинателей лит. движения "Бури и натиска" (Sturm und Drang), участники к-рого выражали энергичный протест против феод. убожества и провинциальной узости нем. быта.

Под влиянием И. Г. Гердера, впервые выдвинувшего принципы народности и историзма в оценке явлений культуры, Г. обращается к изучению нац. истории и культуры. В статье "О немецком зодчестве" (1773) он прославляет нац. самобытность в искусстве. В истории Германии особое внимание Г. привлекает 16 в., эпоха Реформации и Крест. войны. Он создает драму "Гец фон Берлихинген", (1773) - о непокорном, восстающем против окружающего зла рыцаре. Впервые в нем. драматургии воссоздается реальный историч. колорит, дается широкая панорама событий в духе хроник Шекспира. С 16 в. связан и образ Фауста - Г. создает первый набросок трагедии (1773). Период "Бури и натиска" в творчестве Г. (1770-75) отмечен замечат. образцами яркоэмоциональной лирики, созданием образа Прометея (неоконч. драма, 1773); мировую славу Г. принес роман "Страдания молодого Вертера" (ч. 1-2, 1774), повествующий о трагич. истории юноши, не находящего себе места в жизни.

В 1775 Г. принял приглашение саксен-веймарского герцога Карла Августа и переехал в Веймар, где вскоре занял ряд адм. постов, а в 1782 стал фактически главой пр-ва и получил дворянское звание. Г. удалось привести в сравнит. порядок гос. финансы, организовать дорожное строительство, повысить роль Веймара как культурного центра. "Его темперамент, его энергия, все его духовные стремления толкали его к практической жизни, а практическая жизнь, с которой он сталкивался, была жалка" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 233).

К 1786-88 относится пребывание Г. в Италии, вызванное желанием вырваться из веймарской придворной обстановки. Переживая творческий подъем, Г. завершил драмы "Ифигения в Тавриде" (1787), "Торквато Тассо" (1790), поэтич. цикл "Римские элегии" (1795). В драме "Эгмонт" (1788) звучит призыв к борьбе за нац. свободу, против иноземных угнетателей. Г. утверждает в 80-х гг. принцип т. н. веймарского классицизма, для к-рого характерен идеал гармонич. личности, выраженный в классически строгих формах. В эти же годы Г. много занимался естеств. науками (морфологией растений и животных, геологией). Г. принадлежит открытие межчелюстной кости человека (1784). Науч. исследования привели Г. к мысли об эволюции в природе, помогли ему утвердиться на материалистич. позициях.

Понятие эволюции Г. распространял и на историю. Он разделял просветительскую идею прогресса и энергично поддержал Канта в его борьбе против теологич. объяснения явлений. Но обществ. события для Г. не существовали вне связи с культурой и духовным миром эпохи. В этом сказалось и характерное для Г. стремление к синтезу, к всеобъемлющему охвату явлений и типичное для нем. Просвещения преобладание морально-философских, общекультурных и эстетич. интересов над социально-политическими. Г. объединял такое целостное восприятие эпохи понятием "духа времени", к-рому он остался верен всю жизнь, начиная от "Прометея" ("всемогущее время и вечная судьба") и до позднего, более конкретного, уже обогащенного опытом 19 в., высказывания "время находится в вечном движении вперед, и дела человеческие каждые пятьдесят лет имеют новый вид; поэтому то учреждение, к-рое в 1800 г. было благодетельным, в 1850 станет, быть может, преступным" (из разговора с Эккерманном, 4 янв. 1824).

Франц. революцию Г. встретил сдержанно и вместе с тем с глубоким интересом, стремясь проникнуть в ее историч. смысл. Так, победу революц. франц. армии при Вальми (20 сент. 1792) Г. оценил как начало "новой эпохи всемирной истории". Вместе с тем в первых художеств. откликах на революцию Г. выступает против революц. насилия (драма "Мятежные", новелла "Беседы немецких эмигрантов", 1794). Реакция на события во Франции нем. обществ. мнения во всей противоречивости представлена в поэме "Герман и Доротея" (1797). Наиболее яркое выражение философские идеи переломной эпохи, связанной с франц. революцией, нашли в трагедии "Фауст" (1 ч. изд. 1808, 2 ч. изд. 1832), в к-рой Г. утверждает веру в прогресс и в неограниченные возможности человеческой личности. 2-я часть "Фауста" завершалась мечтой о свободном труде на свободной земле и активно-оптимистич. девизом: "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой!". В "Фаусте" отчетливо выступают черты диалектики в мышлении Г.

Самостоят. позицию занимал Г. в идейной борьбе начала 19 в. Сын века Просвещения, он критически отнесся к романтизму. Отдав ему нек-рую дань в поздней лирике ("Западно-восточный диван", 1819), он резко выступил против мистики, болезненной надломленности и поэтизации феод. средневековья в творчестве реакц. романтиков; особенно энергично Г. восставал против реакц. националистич. пропаганды. Из поздней прозы Г. наиболее примечательны: автобиографич. книга "Поэзия и правда из моей жизни" (ч. 1-4, 1811-33) и роман "Годы странствий Вильгельма Мейстера" (1821-29), в к-ром рисуется утопич. идеал ремесл. общины.

Ист. роль Г. очень велика. В условиях раздробленности страны Г. внес огромный вклад в формирование нем. нац. сознания. Он способствовал завоеванию нем. литературой мирового признания. Подведя итог просветительской мысли 18 в., Г. наметил новые пути развития лит-ры в 19 в.

Соч.: Werke, 3 Aufl., Bd 1-10, Weimar, 1961; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-13, М.-Л., 1932-49.

Лит.: Маркс и Энгельс об искусстве, т. 1-2, М., 1957 (см. Указат. имен); Эккерман И. П., Разговоры с Гете в последние годы его жизни, М.-Л., 1934; Лит. наследство, (кн.) 4-6, М., 1932; Шагинян М., Гете (1749-1832), М.-Л., 1950; Вильмонт Н., Гете. История его жизни и творчества, М., 1959; Гейман Б. Я., "Фауст" Гете в свете исторического перелома на рубеже XVIII и XIX вв., Уч. зап. ЛГПИ, т. 121, 1955; его же, К спорам о Гете, "ВЛГУ", 1961, No 14, вып. 3; Яковлев Б., Ленин и Гете. (Ист.-лит. обзор), "Ин. лит-ра",1957, No3; Гулыга А. В., Исторические взгляды немецких просветителей XVIII в., "ННИ", 1963, No 3; Mencke-Gl?ckert E., Goethe als Geschichtsphilosoph..., Lpz., 1907; Mommsen W., Die politischen Anschauungen Goethes, Stuttg., (1948); Dem T?chtigen ist diese Welt nicht stumm. Beitr?ge zum Goethe-Bild, Jena, (1949); G?tting Fr., Chronik von Goethes Leben (neue Aufl.), Lpz., 1957.

С. В. Тураев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Два фрагмента «Фауста» И. В. Гете 1. Образ «Целого» в «Фаусте» И. В. Гете [1]

Васильева Г. М.
Читать PDF
0.00 байт

К 260 -летнему юбилею со дня рождения И. -В. Гете (1749-1832). Роль Гете во всемирной литературе

Черепенникова Маргарита Сергеевна
В статье основное внимание уделяется роли художественного наследия великого немецкого классика Йоганна Вольфганга Гете в парадигме всемирной литературы, очерчивается обширная сфера влияния гетевских идей, нашедших новое креативное
Читать PDF
0.00 байт

Гёте - Палладио - Жолтовский. Гипотеза о немецких корнях русского палладианства ХХ века

Печёнкин Илья Евгеньевич
Имя академика архитектуры, признанного патриарха профессии Ивана Жолтовского, моментально ассоциируется с Италией.
Читать PDF
0.00 байт

Малоизвестные факты о дорожно-строительной деятельности Иоганна Вольфганга Гёте

Мулюков Э.И.
В статье представлен обзор производственной деятельности И.В. Гёте.
Читать PDF
0.00 байт

Башкирская стрела Иоганна Вольфганга Гёте

Исмагил Шангареев
Татары и башкиры два тюркских народа, чья национальная культура представляет собой некое единство традиций и обычаев, общность духовных интересов, но главное, что их объединяет, схожесть исторических судеб.
Читать PDF
0.00 байт

Посильнее «Фауста» Гёте

Евгений Касперский
Кибероружие превратилось в новую глобальную угрозу. Под прицелом — развитые страны.
Читать PDF
0.00 байт

Традиции народного музыкального театра и вокальная пьеса Гете «Эрвин и Эльмира»

Мартынова Ольга Михайловна
Статья посвящена проблемам ранней драматургии Гете и, в частности, пьесе с пением «Ервин и Эльмира».
Читать PDF
0.00 байт

Идеи Гете в контексте науки о музыке

Ярош Ольга Владимировна
В статье рассматриваются естественнонаучные открытия Гете в контексте современной науки о музыке.
Читать PDF
0.00 байт

Гете как реформатор сценического искусства

Сазонова В. А.
В статье профессора кафедры актерского искусства В. А. Сазоновой рассматривается реформаторская деятельность великого немецкого драматурга, режиссера, актера Вольфганга Гете в области сценического искусства.
Читать PDF
0.00 байт

Георг Зиммель о Гете: к проблеме создания метафизики культуры «Многообразной метафизики жизни»

Панова Ольга Борисовна
Рассматривается проблемная ситуация, исторически сложившаяся в период возникновения философии культуры и её становления как самостоятельной научной дисциплины. В центре внимания автора исследование философа жизни Г.
Читать PDF
0.00 байт

Тамбовское общество Гете: 20 лет российско-немецкого партнерства

Безукладова Ирина Юрьевна
Совместная деятельность Тамбовского и Ветцларского обществ Гете направлена на разработку тематики российско-немецкого диалога в области академических, научных и культурных обменов.
Читать PDF
0.00 байт

"Алтарь Доброй Судьбы" И. В. Гете: автономная форма в парковой среде

Федотова Елена Дмитриевна
«Алтарь Доброй Судьбы» был создан И.В. Гете в 1777 году в садике своего дома в Веймаре. Он исповедален, в нем воплотились философские мысли автора о природе, человеческой жизни, магии искусства, творческой силе художника.
Читать PDF
0.00 байт

ГЁТЕ И ПРОБЛЕМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Франк Семен Людвигович
Читать PDF
0.00 байт

А. Г. ГАБРИЧЕВСКИЙ О ПОЭТИКЕ ГЕТЕ

Доброхотов Александр
Читать PDF
0.00 байт

Проблема единства человечества в творениях Руми и Гёте

Атоева Мамлакат Мухторовна
Муаллиф дар маќола масъалаи ягонагии инсонро, ки дар осори ду нобиѓањои давру замони худ: бузургтарин шоир, ориф ва мутафаккири тољику форс Мавлоно Љалолиддини Румї ва нодиртарин шоири Ѓарб Гёте ба њайси консепсияи ягонагии инсон

Похожие термины:

  • ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН ГЁТЕ

    1749—1832) Немецкий поэт, писатель и драматург, основоположник немецкой литературы нового времени. Стоял во главе романтического литературного направления «Буря и натиск». Автор биографического ром
  • Театр Гете и Шиллера

    Театр Германии начала XIX в. играл большую общественную роль. Крупнейшие писатели и поэты, начиная с Гете и Шиллера, писали пьесы, возглавляли театры, занимались режиссерской работой. Правда, некото
  • Гете, Иоганн Вольфганг

    (1749–1832) - немецкий поэт и мыслитель. В 1803 по просьбе попечителя Харьк. учебного округа и куратора университета С.О. Потоцкого занимался подбором специалистов для работы в Харьк. университете. По его