ГЮГО

Найдено 1 определение
ГЮГО
Hugo) Виктор Мари (1802, Безансон – 1885, Париж), французский писатель, глава европейского романтизма. Родился в семье наполеоновского генерала, в детстве сопровождал отца в военных походах. С 11-летнего возраста стал жить в Париже с матерью-роялисткой (сторонницей монархии), расставшейся с мужем, в т. ч. и по политическим соображениям. Рано увлекся литературой, в 14 лет записал в дневнике: «Быть Шатобрианом или ничем!» Первые произведения Гюго появились в начале 1820-х гг. – романы «Бюг-Жаргаль» (1820) и «Ган-Исландец» (1823), сборник стихотворений «Оды и баллады» (1822–28). Идейно-художественная эволюция писателя прослеживается в его движении от роялизма и следования принципам эстетики классицизма к демократическим убеждениям, республиканизму и романтизму. Великолепный организатор, Гюго был главой романтического кружка и одним из инициаторов «романтической битвы» в театре, предисловие к его драме «Кромвель» (1827) стало манифестом европейского романтизма, а постановка драмы «Эрнани» (1830) – триумфом романтической драматургии. В драмах («Марион Делорм», «Король забавляется», «Лукреция Борджиа», «Рюи Блаз») и поэтических сборниках («Песни сумерек», «Внутренние голоса») 1830-х гг., в повести «Клод Ге» (1834), направленной против смертной казни, отчетливо выразился перелом в мировоззрении писателя: отныне он отстаивает романтизм как «либерализм в литературе».
У себя на родине Гюго – прежде всего величайший национальный поэт 19 в., реформатор стихосложения, первооткрыватель многих поэтических тем. Однако не менее значителен и мир его прозы. Гюго – автор первого значительного исторического романа во французском романтизме «Собор Парижской богоматери» (1831). Здание собора описано в нем так объемно, красочно и в то же время так наглядно и подробно, что роман в свое время произвел переворот в архитектурных вкусах французов, прежде не замечавших красоты этого средневекового памятника. Действие романа символически воссоздает основное историческое содержание 15 в. – переломной эпохи от Средних веков к Возрождению. Дух истории передан в произведении не посредством изображения исторических событий времен правления Людовика XI, а через атмосферу исторической повседневности, в которой действуют вымышленные герои. Персонажи романа сочетают в себе символическое обобщение общественных слоев – церковного (Клод Фролло), военного (Феб), литературного (Пьер Гренгуар) и др. – и в то же время выпуклость, конкретность и зрелищность облика и характера. Многогранный образ народа представлен фигурами уродливого звонаря собора, Квазимодо, многочисленными силуэтами Двора Чудес и прекрасной девушки-танцовщицы Эсмеральды. Драматическая интрига сочетает в себе «возвышенное» и «гротескное», эпический размах и поэтическое воображение.
В 1840-е гг. Гюго – не только большой литературный авторитет (с 1841 г. – член Французской академии), но и гражданин, постоянно участвующий в общественно-политической жизни Франции и Европы. Член палаты Пэров в 1845 г., председатель первого конгресса «Друзей мира» в 1849 г., депутат Учредительного, а затем Законодательного собраний в конце 1840-х – 1850-е гг., Гюго после прихода к власти Наполеона III стал политическим эмигрантом, он дал слово вернуться не иначе как в свободную Францию и сдержал его. Писатель выступает с критикой режима Наполеона III (памфлет «Наполеон Маленький», 1851; сборник стихов «Возмездие», 1853) и одновременно продолжает размышлять над философско-эстетическими проблемами эпохи. В эмиграции появляются его знаменитые поэтические сборники «Созерцания» (1856), «Легенда веков» (1859–83), «Песни улиц и лесов» (1865), трактат «Уильям Шекспир» (1864) – манифест позднего романтического творчества писателя, отстаивающий необходимость поставить «прекрасное на службу истинного».
Еще в сер. 1840-х гг. Гюго задумывает «роман-драму», эпическое повествование о социальных проблемах и нищете народа. В 1862 г. выходит из печати романтический роман-эпопея «Отверженные», принесший писателю мировую славу. Произведение соединяет в себе традиции мелодраматического «популярного» романа о низах общества (в духе Э. Сю), бальзаковского социального романа и философско-поэтического «эпоса души». В пяти частях романа Гюго рисует историко-социальную картину жизни французского народа от сражения под Ватерлоо (1815) до парижского восстания 1832 г. «Отверженные» – одновременно социальный роман о недавнем прошлом Франции, о страданиях и прозрениях униженных, угнетенных людей и роман-миф, сотканный из разнообразных символов, представляющих борьбу добра и зла. В предисловии автор так определяет тематику произведения: оно изображает «принижение мужчины вследствие принадлежности к пролетариату, падение женщины вследствие голода, увядание ребенка вследствие мрака невежества». Главный герой эпопеи – Жан Вальжан, бедняк, осужденный на каторгу за кражу хлеба для умирающих от голода детей сестры, символизирует народ, угнетенный несправедливым обществом. Однако, несмотря на многочисленные перипетии, герой находит в себе силы возродиться к добру. Этому способствует его встреча с епископом Мириэлем, воплощающим высшие гуманистические принципы христианского милосердия. Белошвейка Фантина, губящая себя, чтобы прокормить свою дочь, Козетта – жертва бессердечности и жадности семьи Тенардье, Анжольрас – вдохновитель республиканского восстания, беспризорный мальчик Гаврош – «Париж, познаваемый по его атому», – все это различные грани символа французского народа. Силы зла, угнетения, безнравственности воплощены в другой группе персонажей – прежде всего в полицейском инспекторе Жавере, трактирщике Тенардье. Развитие сюжета, по словам Гюго, «представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету». В 1866 г. Гюго пишет роман «Труженики моря», повествующий о рыбаках острова Гернсей, где писатель жил в изгнании. Он рассматривает это произведение как заключительную часть трилогии, куда входят также «Собор Парижской богоматери» и «Отверженные» и где показана борьба человека с враждебными ему силами – историческими, социальными, природными.
ПОзднее творчество Гюго свидетельствует о неугасающем даре писателя. Он развивает принципы романтического исторического романа: «Человек, который смеется» (1869) изображает Англию 18 в., социальные и гуманитарные конфликты в которой оставались вполне современными и для европейских государств 19 столетия; «Девяносто третий год» (1874) рисует революционную Францию, поднимая непреходяще актуальную проблему соотнесения гуманности, милосердия и революционного насилия. Поэтический сборник «Грозный год» (1872) – отклик писателя на события Франко-прусской войны и Парижской коммуны, «Искусство быть дедом» (1877) – лирико-поэтическая хроника семейной жизни, «Легенды веков» (1883) – философско-поэтическое размышление над историей человечества.
Гюго захоронен в пантеоне – усыпальнице великих деятелей французской культуры. Его произведения не только переведены на многие языки мира, но стали основой опер («Эрнани» Дж. Верди, 1844; «Риголетто» Дж. Верди, 1851; «Эсмеральда» А. С. Даргомыжского, 1847), балетов («Эсмеральда» Ц. Пуни, 1844), мюзиклов («Отверженные», 1996; «Собор Парижской богоматери», 1998), многочисленных экранизаций («Собор Парижской богоматери», «Отверженные» и др.).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
0.00 байт

Темы и мотивы романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» в тетралогии М. Алданова «Мыслитель»

Горянская Н. В.
Читать PDF
0.00 байт

От Гюго к Бойто: Египет в европейской поэзии XIX века

Сапёлкин Андрей Александрович
Статья посвящена теме Египта в европейской поэзии XIX в. как отклик на охватившую в то время Европу «египтоманию». Рассматривается эволюции темы в творчестве поэтов различных поэтических школ.
Читать PDF
0.00 байт

Гюго, легенда века

Каплан А. Б.
Печатается по: Label France. P., 2002. № 46. С.4041.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы "романтического абсолюта" и "двойничества" в романе В. Гюго* "девяносто третий год"

Довгая Ю. В.
Читать PDF
0.00 байт

2010. 02. 027. Бонин К. «БЮг Жаргаль» Виктора Гюго. Bonin K. Victor Hugo's «Bug-Jargal» // nineteent

Пахсарьян Н. Т.
Читать PDF
0.00 байт

2008. 03. 026. Бри М. Гюго и Сент-Бёв: жизнь и смерть одной «Литературной» дружбы. Brix M. Hugo et S

Пахсарьян Н. Т.
Читать PDF
0.00 байт

Брет Гарт и Виктор Гюго: опыт пародийного переосмысления романа «Отверженные»

Иванова Любовь Александровна
В статье анализируется художественное своеобразие антиромантической пародии Брет Гарта «Фантина». Автор исследует жанровую специфику, взаимодействие бурлескных и травестийных гипербол.
Читать PDF
0.00 байт

Мотив природы в лирике Гюго (к вопросу о библейских сюжетах)

Тарасова Ольга Михайловна
В статье рассматриваются лирические произведения В. Гюго на библейские сюжеты. Особое внимание уделено мотиву природы и анализу французских текстов. Эта тема недостаточно широко изучена в отечественной и зарубежной филологии.
Читать PDF
0.00 байт

Возрождение жанра средневековой баллады в поэзии В. Гюго

Тарасова Ольга Михайловна
Читать PDF
0.00 байт

Восприятие поэзии В. Гюго в России и Франции XIX-XXI вв

Пефтиев Владимир Ильич
В статье предпринята попытка обозначить вехи и факторы изменчивости (перемен) в восприятии поэзии Виктора Гюго в России и Франции на протяжении двух столетий.
Читать PDF
0.00 байт

ПЕРЕЛОЖЕНИЯ РОМАНА ВИКТОРА ГЮГО "ОТВЕРЖЕННЫЕ" (1868-1915)

Трюэль Мирьям
В статье рассматриваются русские переложения романа Виктора Гюго «Отверженные», предназначенные для детей и народа. Эти произведения, вышедшие в период с 1860 гг. по 1880 гг.
Читать PDF
0.00 байт

"ОДЫ И РАЗНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ" В. ГЮГО: ХАРАКТЕР ЛИРИЗМА

Пинковский Виталий Иванович
Статья посвящена определению характера и границ лиризма в первом поэтическом сборнике В. Гюго «Оды и разные стихотворения».
Читать PDF
0.00 байт

Между сном и явью: сюрреалистические идеи в книжной графике Валентины Гросс-Гюго

Мирошникова Елизавета Викторовна
Валентина Гросс-Гюго (1887–1868) начинала свой творческий путь в 1910-е годы как график-иллюстратор в журнале мод Gazette du Bon Ton. Знакомство с Бретоном и Элюаром в сер.

Найдено книг по теме — 2

Похожие термины:

  • Прогрессивный романтизм Гюго и Жорж Санд

    После июльской революции 1830 г. творчество некоторых представителей романтизма сливается с демократическими и утопическими направлениями общественной мысли. Самыми яркими представителями этого
  • Гюго, Виктор Мари

    1802—1885) Французский писатель-романтик. Автор романов «Собор Парижской богоматери» (1831), «Отверженные» (1862), «Человек, который смеется» (1869). После государственного переворота эмигрировал, выпустил
  • Виктор Гюго

    1802–1885) Знаменитый французский поэт и писатель Виктор Мари Гюго родился в Безансоне, сын офицера Сигизбера Гюго, ставшего впоследствии генералом и графом первой империи, и дочери нантского судовл
  • Гюго, Виктор Мари (Hugo)

    1802 - 1885) - знаменитый французский поэт, драматург, романист и глава французской романтической школы. Складывавшийся в эпоху Великой Французской Революции, романтизм сам выковывал свои новые формы