Хабар аль–Ахад
Хабар аль–Ахад
сообщение, переданное одним человеком. Такие сообщения не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к сообщениям мутаватир (См. Хабар аль–Мутаватир). Сообщения о жизни, речах и поступках пророка Мухаммада переданное малым количеством путей называется хадис аль–ахадом. Хадисы ахад разделяются на три категории: машхур (известные), азиз (редкие) и гариб (одинокие),–которые переданы со слов соответственно трех, двух и одного передатчика. Что касается доказательности хабарамиахад тех или иных положений исламского вероучения, то тут существовали различные мнения. Некоторые улемы допускали это при условии, что все передатчики этих хадисов должны быть надежными и их цепочка должна быть непрерывной (См. Хадис). Этого мнения придерживались Ахмад ибн Ханбаль, Ибн Теймия, Ибн аль–Каййим, Ашари. Однако большинство улемов относилось к этой проблеме более осторожно, считая, что, несмотря на надежность передатчиков и их неразрывную цепочку, нет никакой гарантии того, что они не могли ошибаться. Поэтому они предполагали их достоверность, но не были до конца в этом убеждены. Они говорили, что на основании данных хадисовахад нельзя строить вероучительные основы религии, так как идейный фундамент веры не может быть построен на предположениях. Те улемы, которые придерживались этой позиции, обосновывали ее кораническими аятами: «И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания...» (17: 36); «...а ведь предположение нисколько не избывит от истины» (53: 28). Также ими приводились доводы относительно того, что некоторые сподвижники отказывались следовать сообщениям, исходящим лишь от одного человека. Но, в то же время, абсолютно все мусульманские ученые считали и считают, что хадисыахад в принципе можно использовать в различных вопросах правового характера. Но, даже при этом, отношение к хадисамахад у многих знаменитых ученых было неоднозначным. Например, Малик ибн Анас считал, что хадисыахад не должны противоречить традициям населения города Медины (См. Маликитский мазхаб). То есть «иджму мединцев» он предпочитал единичным сообщениям. Не менее знаменитый Абу Ханифа также относился к выдаче правовых предписаний на основе хадисаахад настороженно. В частности, он настаивал на том, что хадисыахад не должны противоречить аятам Корана, хадисаммутаватир и общепризнанным фактам. Часто он даже предпочитал им метод аналогий (См. Кыяс). Но, несмотря на различные мнения по проблеме хадисовахад, в ортодоксальном Исламе считается, что если они отвечают всем требованиям достоверности, которые ввели знаменитые мусульманские мухаддисы, то их можно использовать не только в правовых проблемах. Например, они могут служить комментариями для различных аятов Корана и хадисовмутаватир по вероучительным вопросам.