Хачатурян, Арам Ильич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ХАЧАТУРЯН Арам Ильич
(24.5.1903–1.5.1978), композитор, нар. артист СССР (1954), 4?кратный лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1950), лауреат Ленинской (1959) и Гос. (1971) премий, Герой Соц. Труда (5.6.1973), академик АН Армянской ССР (1963). Сын ремесленника. Окончил Моск. муз. техникум им. Гнесиных (1929), Моск. консерваторию (1934); учился у Н.Я. Мясковского и Г.И. Литинского. В 1932 написал Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, в 1934 – Первую симфонию. В своей музыке использовал соединение вост. нар. мелосов и ритмов с традиционными европейскими формами. Среди его произведений: концерты для солирующих инструментов с оркестром (фортепианный концерт, 1936; скрипичный концерт, 1940; виолончельный концерт, 1963); Вторая симфония (1943); балеты «Счастье» (1939), «Гаянэ» (1942; где также звучит знаменитый «Танец с саблями»), «Спартак» (1954); «Поэма о Сталине» для хора с оркестром (1938); музыка для спектаклей и кинофильмов, в т. ч. «Владимир Ильич Ленин», «У них есть Родина», «Адмирал Ушаков», «Сталинградская битва» и др. С 1943 чл. ВКП(б). Крупнейшим событием стало создание X. 2?й симфонии (1943). Автор музыки Гос. гимна Арм. ССР (слова А. Сармена, 1944). Среди др. произведений: марш для духового оркестра «Героям Отечеств, войны», песня «Капитан Гастелло» (слова А.Э. Лугина). В постановлении ЦК ВКП(б) от 10.2.1948 «Об опере В.И. Мурадели “Великая дружба”» Х. наряду с другими композиторами, подвергся критике за «формалистические» и «антинар.» тенденции. С 1950 преподавал в Моск. консерватории и уч?ще им. Гнесиных, с 1951 проф. С 1957 секр. Союза композиторов СССР.
Был женат дважды; 1?м браком – в юности – на Рамэллде, от этого брака имел дочь Нунэ, ставшую преподавателем музыки; 2?й раз женился в начале 1930?х гг. на Нине Владимировне Макаровой (1906–1976), композиторе, авторе опер: «Мужество» (1948), «Зоя» (1963); симфоний (1938), сюит, в т. ч. «Как закалялась сталь». Во 2?м браке родился сын Карен.
 

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

Хачатурян, Арам Ильич

(род. 6.VI.1903 в с. Коджоры, близ Тифлиса, ум. 1.V.1978 в Москве) — сов. композитор, дирижер, педагог, муз. деятель. Рано обнаружив муз. дарование, к систематическим занятиям музыкой приступил лишь на 19 году жизни, после переезда в Москву (1921). Учился в муз. техникуме им. Гнесиных (1922—29) первоначально по классу виолончели, с 1925 в классе композиции М. Гнесина. Дальнейшее муз. образование получил в Московской консерватории (1929—34) у Н. Мясковского (композиция) и С. Василенко (инструментовка). Окончив с отличием (дипломная работа — I симфония), был принят в аспирантуру к Н. Мясковскому (оконч. в 1937). В 1938—39 участвовал в подготовке первой декады армянского искусства в Москве. В годы Великой Отечественной войны интенсивно работал над созданием произведений военно-патриотического характера. В 1950 начал дирижерскую деятельность, выступая с авторскими концертами как в Советском Союзе, так и за рубежом. В том же году приступил к педагогической работе. С 1952 проф. композиции Московской консерватории и Муз.-педагогич. института им. Гнесиных. В числе его учеников Р. Бойко, Л. Лапутин,. Э. Оганесян, Л. Солин, А. Эшпай, И. Якушенко, А. Виеру (Румыния) и др. Много времени X. уделял общественной деятельности: с 1939 по 1948 зам. пред. оргкомитета СК СССР, с 1957 чл. правления и секретарь СК СССР. В 1938 избирался; депутатом Верховного Совета Армянской ССР, в 1958 — депутатом Верховного Совета СССР. Кроме того, был чл. президиума Союза обществ дружбы с зарубежными странами, президентом Сов. ассоциации дружбы СССР—Лат. Америка, чл. Советского комитета защиты мира и мн. др. Неоднократно представлял сов. муз. искусство за рубежом в качестве делегата на съездах, конференциях, в жюри междунар. конкурсов и т. п. Заслуги X. перед сов. искусством отмечены присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. АрмССР (1938), засл. деят. иск. РСФСР (1944), засл. деят. иск. УзССР (1967), нар. арт. РСФСР (1947), нар. арт. СССР (1954), нар. арт. АрмССР (1955), нар. арт. Груз. ССР (1963), а также награждением орденами Ленина (1939, 1963, 1973), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1946, 1966), X. — лауреат Ленинской премии (1959), Гос. премий СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971) и АрмССР (1965); доктор искусствоведения (1965), действит. чл. Академии наук АрмССР (1963), почетный академик итальянской муз. академии Санта-Чечилиа (1960), чл.-корр. Академии искусств ГДР (1961), почетный проф. Мексиканской консерватории (1960), Герой Социалистического Труда (1973). Преимущественная сфера творчества X. — инструментальная музыка (в области муз. театра — балет). Музыка его сочетает оригинальность с близостью к интонационной природе и ритмике народного муз. искусства Армении (отчасти и к муз. фольклору других народов Кавказа и Закавказья), отмечена жизненной силой, богатством творческой фантазии, мелодической щедростью, темпераментом, красочностью. "Это прежде всего пир музыки... Нечто рубенсовское в пышности наслаждающейся жизнью мелодики и роскоши оркестровых звучаний... Искусство Хачатуряна зовет: “Да будет свет и да будет радость”" (Б. Асафьев).


Соч.: Музыка Гос. гимна АрмССР (1944); балеты "Счастье" (1939), "Гаянэ" (1942, нов. ред. 1957), "Спартак" (соч. 1954, пост. 1956); 3 симфонии (I — 1935, II — Симфония с колоколом, 1943, III — Симфония-поэма, 1947), Торжественная поэма (1950), Приветственная увертюра (1958), Русская фантазия (1944), Ода памяти В. И. Ленина (1950), Танцевальная сюита (1933); сюита из музыки к пьесе "Валенсианская вдова" (1940), 3 сюиты из балета "Гаянэ" (1943), сюита из музыки к драме "Маскарад" (1944), сюита из музыки к к/ф "Сталинградская битва" (1949), 3 сюиты из балета "Спартак" (1955), сюита из музыки к пьесе "Лермонтов" (1959) и др. произв. для орк.; концерты для фп. (1936), для скр. (1940), для влч. (1946) с орк.; концерты-рапсодии для фп. (1955), для скр. (1961), для влч. (1963) с орк.; 3 арии для соп. с орк. (1946), "Баллада о Родине" для баса и орк. (1961); кантаты; "Ода радости" для анс. скр. и арф, м.-соп., смеш. хора и орк.; камер. анс., в т. ч. Квартет (1931), Трио для кларн., скр. и фп. (1932), Соната для скр. и фп. (1932), 3 пьесы для 2 фп. (1945); соч. для фп., в т. ч. Соната (1961), Сонатина (1958), "Детский альбом", 2 тетр. (1947, 1965), Поэма (1927), Сюита (в т. ч. Токката, 1932) и др.; пьесы для скр., в т. ч. Танец № 1 (1926), Песня-поэма (1929); песни; музыка к спектаклям (в т. ч. к трагедиям "Макбет", "Король Лир" Шекспира, "Валенсианская вдова" Лопе де Вега, "Кремлевские куранты" Погодина, "Илья Головин" Михалкова, "Глубокая разведка" Крона, "Лермонтов" Лавренева), музыка к к/ф, в т. ч. "Пэпо", "Зангезур", "Русский вопрос", "Сталинградская битва", "Владимир Ильич Ленин", "Секретная миссия", "Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы", "Отелло", "Поединок" и др.






Хачатурян, Арам Ильич


Род. 1903, ум. 1978. Советский композитор, дирижер, педагог. Ученик М. Ф. Гнесина, позднее (1929—34) — Н. Я. Мясковского. Как профессиональный композитор дебютировал в конце 1920-х — 1930-е гг. Произведения: сонаты, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Первая симфония (1935), Концерт для фортепиано с оркестром (1936), "Поэма о Сталине" (1938), "Счастье" (балет, 1939), Концерт для скрипки с оркестром (1940), "Гаянэ" (балет, 1942), Вторая симфония (1943), "Спартак" (балет), Фортепианный концерт (40-е гг.), Скрипичный концерт и др. В 1939—48 гг. один из руководителей Союза композиторов СССР. С 1950 г. преподаватель Института им. Гнесиных, с 1951 г. — Московской консерватории. Лауреат Ленинской премии (1959).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ХАЧАТУРЯН Арам Ильич
(6 VI 1903, с. Коджори, близ Тбилиси - 1 V 1978, Москва)
Творчество А. Хачатуряна впечатляет богатством образного содержания, широтой использования различных форм и жанров. В его музыке получили воплощение высокие гуманистические идеи революции, советского патриотизма и интернационализма, темы и сюжеты, рисующие героико-трагические события далекой истории и современности; ярко запечатлелись колоритные образы и сиены народной жизни, богатейший мир мыслей, чувств и переживаний нашего современника. Своим искусством Хачатурян вдохновенно воспел жизнь родной и близкой ему Армении.
Творческая биография Хачатуряна не совсем обычна. Несмотря на яркое музыкальное дарование, он так в не получил начального специального музыкального образования и профессионально приобщился к музыке лишь в девятнадцатилетнем возрасте. Годы, проведенные в старом Тифлисе, музыкальные впечатления детских лет оставили неизгладимый след в сознании будущего композитора и определили основы его музыкального мышления.
Сильное воздействие на творчество композитора оказала богатейшая атмосфера музыкального быта этого города, в котором на каждом шагу звучали грузинские, армянские и азербайджанские народные напевы, импровизация певцов-сказителей - ашугов и сазандаров, перекрещивались традиции восточной и западной музыки.
В 1921 г. Хачатурян переезжает в Москву в поселяется у старшего брата Сурена - видного театрального деятеля, организатора и руководителя армянской драматической студии. Бьющая ключом художественная жизнь Москвы поражает юношу.
Он посещает театры, музеи, литературные вечера, концерты, оперные в балетные спектакли, жадно впитывает все новые и новые художественные впечатления, знакомится с произведениями мировой музыкальной классики. Творчество М. Глинки, П. Чайковского, М. Балакирева, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Равеля, К. Дебюсси, И. Стравинского, С. Прокофьева, а также А. Спендиарова, Р. Меликяна в др. в той или иной степени повлияло на формирование глубоко оригинального стиля Хачатуряна.
По совету брата осенью 1922 г. Хачатурян поступает на биологическое отделение Московского университета, а несколько позднее - в музыкальный техникум им. Гнесиных по классу виолончели. Спустя 3 года он оставляет учебу в университете и целиком посвящает себя музыке.
При этом он прекращает занятия на виолончели и переводится в класс композиции известного советского педагога и композитора М. Гнесина. Пытаясь наверстать упущенное в детские годы, Хачатурян интенсивно работает, пополняет свои знания. В 1929 г. Хачатурян поступает в Московскую консерваторию. На 1 курсе занятия по композиции он продолжает у Гнесина, а со 2 курса его руководителем становится Н. Мясковский, сыгравший исключительно важную роль в становлении творческой личности Хачатуряна. В 1934 г. Хачатурян с отличием оканчивает консерваторию и продолжает совершенствоваться в аспирантуре. Написанная в качестве дипломной работы Первая симфония завершает студенческий период творческой биографии композитора. Интенсивный творческий рост дал превосходные результаты - почти все сочинения студенческого периода стали репертуарными. Таковы прежде всего Первая симфония, фортепианная Токката, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Песня-поэма (в честь ашугов) для скрипки и фортепиано и др.
Еще более совершенным творением Хачатуряна явился Фортепианный концерт (1936), созданный в годы учебы в аспирантуре и принесший композитору мировую известность. Не прекращается работа в области песни, театральной и киномузыки. В год создания концерта на экранах городов страны демонстрируется кинофильм «Пэпо» с музыкой Хачатуряна. Песня Пэпо становится любимой народной мелодией в Армении.
В годы учебы в музыкальном техникуме и консерватории Хачатурян постоянно посещает Дом культуры Советской Армении, это сыграло важную роль в его биографии. Здесь он сближается с композитором А. Спендиаровым, художником М. Сарьяном, дирижером К. Сараджевым, певцом Ш. Тальяном, актером и режиссером Р. Симоновым. В эти же годы Хачатурян общается с выдающимися деятелями театра (А. Неждановой, Л. Собиновым, В. Мейерхольдом, В. Качаловым), пианистами (К. Игумновым, Е. Бекман-Щербиной), композиторами (С. Прокофьевым, Н. Мясковским). Общение с корифеями советского музыкального искусства значительно обогатило духовный мир молодого композитора. Конец 30 - начало 40-х гг. ознаменовались созданием ряда замечательных произведений композитора, вошедших в золотой фонд советской музыки. Среди них Симфоническая поэма (1938), Скрипичный концерт (1940), музыка к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» (1940) и к драме М. Лермонтова «Маскарад». Премьера последней состоялась накануне начала Великой Отечественной войны 21 июня 1941 г. в Театре им. Е. Вахтангова.
С первых же дней войны значительно возрастает объем общественной и творческой деятельности Хачатуряна. Будучи заместителем председателя Оргкомитета Союза композиторов СССР, он заметно активизирует работу этой творческой организации для решения ответственных задач военного времени, вы- ступает с показом своих сочинений в частях и госпиталях, принимает участие в специальных передачах Радиокомитета для фронта. Общественная деятельность не помешала композитору создавать в эти напряженные годы сочинения различных форм и жанров, во многих из которых нашла отражение военная тематика.
За 4 года войны им созданы балет «Гаянэ» (1942), Вторая симфония (1943), музыка к трем драматическим спектаклям («Кремлевские куранты» - 1942, «Глубокая разведка» - 1943, «Последний день» - 1945), к кинофильму «Человек Э 217» и на ее материале Сюита для двух фортепиано (1945), составлены сюиты из музыки к «Маскараду» и балета «Гаянэ» (1943), написаны 9 песен, марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны» (1942), Гимн Армянской ССР (1944). Кроме того, была начата работа над виолончельным Концертом и тремя концертными ариями (1944), завершенными в 1946 г. Во время войны стал созревать и замысел «героической хореодрамы» - балета «Спартак».
К теме войны Хачатурян обращался и в послевоенные годы: музыка к кинофильмам «Сталинградская битва» (1949), «Русский вопрос» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Секретная миссия» (1950), к пьесе «Южный узел» (1947). Наконец, к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне (1975) было создано одно из последних сочинений композитора - «Торжественные фанфары» для труб и барабанов. Наиболее значительными произведениями военного периода являются балет «Гаянэ» и Вторая симфония. Премьера балета состоялась 3 декабря 1942 г. в Перми силами находившегося а эвакуации Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. По словам композитора, «идея Второй симфонии навеяна событиями Отечественной войны. Мне хотелось передать чувства гнева, мести за все то зло, которое причинил нам немецкий фашизм. С другой стороны, в симфонии выражены настроения скорби и чувства глубочайшей веры в окончательную нашу победу». Победе советского народа в Великой Отечественной войне посвятил Хачатурян Третью симфонию, приуроченную к празднованию 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции. В соответствии с замыслом - гимн народу-победителю - в симфонию включены дополнительно 15 труб и орган.
В послевоенные годы Хачатурян продолжает сочинять в различных жанрах. Наиболее значительным произведением стал балет «Спартак» (1954). «Музыку я создал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия. Балет "Спартак" представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы "Спартака". Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы», - писал Хачатурян о своей работе над балетом.
Среди других сочинений, созданных в послевоенные годы, - «Ода памяти В. И. Ленина» (1948), «Ода радости» (1956), написанная ко второй декаде армянского искусства в Москве, «Приветственная увертюра» (1959) к открытию XXI съезда КПСС. Попрежнему живейший интерес проявляет композитор к кино- и театральной музыке, создает песни. В 50-х гг. Хачатурян пишет музыку к пьесе Б. Лавренева «Лермонтов», к трагедиям В. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков, Корабли штурмуют бастионы, Салтанат, Отелло, Костер бессмертия, Поединок». Приобрели популярность песни «Армянская застольная. Песня о Ереване, Марш мира, О чем мечтают дети».
Послевоенные годы ознаменовались не только созданием новых ярких произведений в самых различных жанрах, но и важными событиями в творческой биографии Хачатуряна. В 1950 г. его приглашают профессором класса композиции одновременно в Московскую консерваторию и в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. За 27 лет своей педагогической деятельности Хачатурян выпустил десятки учеников, среди которых А. Эшпай, Э. Оганесян, Р. Бойко, М. Таривердиев, Б. Троцюк, А. Виеру, Н. Терахара, А. Рыбяиков, К. Волков, М. Минков, Д. Михайлов и др.
Начало педагогической работы совпало с первыми опытами дирижирования собственными сочинениями. С каждым годом число авторских концертов растет. Поездки по городам Советского Союза перемежаются с гастролями в десятки стран Европы, Азии, Америки. Здесь он встречается с крупнейшими представителями художественного мира: композиторами И. Стравинским, Я. Сибелиусом, Дж. Энеску, Б. Бриттеном, С. Барбером, П. Владигеровым, О. Мессианом, З. Кодаем, дирижерами Л. Стоковеким, Г. Караяном, Дж. Джорджеску, исполнителями А. Рубинштейном, Е. Цимбалистом, писателями Э. Хемингуэем, П. Нерудой, артистами кино Ч. Чаплиным, С. Лорен и др.
Поздний период творчества Хачатуряна ознаменовался созданием «Баллады о Родине» (1961) для баса с оркестром, двух инструментальных триад: концертов-рапсодий для виолончели (1961), скрипки (1963), фортепиано (1968) и сольных сонат для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976); для фортепиано были написаны Соната (1961), посвященная своему учителю Н. Мясковскому, а также 2 том «Детского альбома» (1965, 1 том - 1947).
Свидетельством мирового признания творчества Хачатуряна служат награждение его орденами и медалями имени крупнейших зарубежных композиторов, а также избрание почетным или действительным членом различных музыкальных академий мира.
Значение искусства Хачатуряна состоит в том, что ему удалось выявить богатейшие возможности симфонизации восточного монодического тематизма, приобщить, совместно с композиторами братских республик, монодическую культуру Советского Востока к многоголосию, к жанрам и формам, ранее сложившимся в европейской музыке, показать пути обогащения национального музыкального языка. Одновременнометодимпровизационности, темброво-гармоническая красочность восточного музыкального искусства через творчество Хачатуряна оказали заметное влияние на композиторов - представителей европейской музыкальной культуры. Творчество Хачатуряна явилось конкретным проявлением плодотворности взаимодействия традиций музыкальных культур Востока и Запада. /Д. Арутюнов/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.