(р. 19 IX 1920, Москва)
Первый успех пришел к К. Хачатуряну в 1947 г. в Праге, когда на Всемирном фестивале молодежи и студентов его Скрипичная соната была удостоена Первой премии. Второй успех - хореографическая сказка «Чипполино» (1972), обошедшая почти все балетные сцены нашей страны и поставленная за рубежом (в Софии и Токио). А далее идет, целый ряд достижений в области инструментальной музыки, которые позволяют судить о даровании ярком, серьезном, масштабном. Творчество К. Хачатуряна можно отнести к значительным явлениям советской музыки.
Композитор органично развивает традиции советского искусства, унаследованные им от учителей - Д. Шостаковича, Н. Мясковского, В. Шебалина, но создает свой самобытный художественный мир и среди стилевой многоликости сегодняшнего музыкального творчества умеет отстоять собственный путь художественного поиска. В музыке К. Хачатуряна запечатлено цельное, многогранное жизневосприятие, одновременно и эмоциональное и аналитическое, огромный запас веры в позитивное начало. Сложный духовный мир современника - главная, но не единственная тема его творчества.
Композитор способен со всей непосредственностью увлечься сказочным сюжетом, обнаруживая при этом мягкий юмор и изобретательность. Или вдохновиться исторической темой и найти убедительный тон объективного повествования «с места событий».
К. Хачатурян родился в семье театральных деятелей. Отец был режиссером, а мать художником сцены. Творческая атмосфера, в которой он вращался с юных лет, сказалась на его раннем музыкальном развитии и многосторонних интересах. Не последнюю роль в его художественном самоопределении сыграла личность и творчество его дяди А. Хачатуряна.
Образование К. Хачатурян получил в Московской консерватории, в которую он поступил в 1941 г. А дальше - служба в Ансамбле песни и пляски НКВД, выезды с концертами на фронт и в прифронтовые города. Годы студенчества относятся уже к послевоенному времени (1945-49).
Творческие интересы К. Хачатуряна разносторонни. Он пишет симфонии и песни, музыку для театра и кино, балеты и камерно-инструментальные сочинения. Самые значительные произведения созданы в 60-80-е гг. Среди них - виолончельная Соната (1966) и струнный Квартет (1969), о котором Шостакович писал: «Квартет произвел на меня сильное впечатление своей глубиной, серьезностью, яркой тематикой, удивительным звучанием».
Заметным явлением стала оратория «Миг истории» (1971), повествующая о первых днях после покушения на В. И. Ленина и выдержанная в духе документальной хроники. Основой для нее послужили подлинные тексты того времени: газетные сообщения, воззвание Я. Свердлова, письма солдат. 1982 и 1983 гг. были чрезвычайно плодотворными, давшими интересные произведения в жанрах инструментальной музыки. Третья симфония и виолончельный Концерт являются серьезным вкладом в симфонический фонд советской музыки последних лет.
В этих сочинениях воплотились раздумья умудренного жизнью художника и человека о своем времени. Композиторский почерк отмечен силой и экспрессией развертывания мысли, мелодической яркостью, мастерством развития и построения формы.
Среди новых произведений К. Хачатуряна - «Эпитафия» для струнного оркестра (1985), балет «Белоснежка» (1986), скрипичный Концерт (1988), одночастная пьеса «Хачкар» для симфонического оркестра, посвященная Армении (1988).
Музыка К. Хачатуряна известна не только в нашей стране, но и за рубежом. Она звучала в Италии, Австрии, США, Чехословакии, Японии, Австралии, Болгарии, ФРГ. Резонанс, вызванный исполнением музыки К. Хачатуряна за рубежом, привлекает к нему внимание музыкальной общественности разных стран. Его приглашают в качестве члена жюри одного из конкурсов в Японию, по заказу Венского общества Альбана Берга композитор пишет струнное Трио (1984).,поддерживает творческие контакты с зарубежными исполнителями, создает Государственный Гимн республики Сомали (1972).
Главное качество музыки К. Хачатуряна - ее «общительность», живой контакт со слушателями. В этом - один из секретов ее популярности у многочисленных любителей музыки. /М. Катунян/