Хадд

Найдено 1 определение
Хадд
проводить границу, привлекать внимание, разделять. В исламском праве этим термином обозначают определенные ясными смыслами (нассами) Корана и Сунны наказания, которые предусматриваются за преступление границ дозволенного в шариате. О наказании за преступление границ дозволенного упоминается в следующем кораническом аяте: «А кто не повинуется Аллаху и Его посланнику и преступает его границы, того Он введет в огонь вечно пребывающим там, и для него–унижающее наказание» (4: 14). То есть, смысл термина «хадд» в исламском праве сводится к определенной черте в совершении того или иного деяния, преступление которой становится наказуемым с правовой точки зрения. В предписаниях, связанных с исламским шариатом, термин "хадд" имеет значение наказания, отменить которое никто из людей не правомочен. Хадд предусмотрен за пять видов грехов: 1. За прелюбодеяние (хадд аззина). Наказание за совершение прелюбодеяния применяется в том случае, если мужчина и женщина сделали это сознательно, по обоюдному согласию и находились в стране, где действует исламское законодательство. За этот грех в исламском законодательстве применяется два вида наказаний. Если уличенный в совершении прелюбодеяния мужчина был неженатым, то, в соответствии с кораническим аятом, он наказывается стократным публичным побиванием палками: «И прелюбодейку и прелюбодея–каждого из них секите сотней плетей. Пусть не охватывает вас жалость к ним во имя веры Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Судный день. А при наказании их пусть свидетелями будут некоторое число верующих» (24: 2). Аналогичное наказание предусматривается и по отношению к незамужней женщине, совершившей прелюбодеяние. В исламском законодательстве за этот вид греха предусматривается также ссылка. Однако если мужчина или женщина, совершили прелюбодеяние будучи в браке, они должны быть наказаны смертью через публичное побивание камнями (См. Раджм). Этот вид наказания за прелюбодеяние упоминается и в Ветхом Завете. В самых авторитетных сборниках хадисов (напр. у Бухари и Муслима) имеются сообщения о том, что пророк Мухаммад также отдавал распоряжения на побивание прелюбодеев камнями до смерти (раджм). Факт прелюбодеяния устанавливается на официальном суде. Для этого четверо свидетелей должны засвидетельствовать, что они своими глазами видели слияние половых органов прелюбодеев. Простое возлежание мужчины и женщины в одной постели или касание ими друг друга в категорию хадда не попадают (о прелюбодеянии см. также Зина). Наказание за совершение прелюбодеяния может быть также применено, если совершивший его человек сам признался в этом. 2. За воровство и другие виды незаконного присвоения чужого имущества (хадд ас–сиркат). Этот вид наказания применяется в отношении тех лиц, которые незаконно присвоили какуюлибо собственность других людей, если украденная ими вещь по стоимости превысила размер нисаба. В данном случае Нисаб–это стоимость определенного количества драгоценных металлов, с которого начинается применение хадд ас–сирката. В различных исламских мазхабах размер нисаба различается. В самом распространенном–ханафитском мазхабе–нисаб, при достижении которого применяется наказание за воровство, равняется 33,6 граммам серебра или 4,8 граммам золота. В трех других суннитских мазхабах размер нисаба составляет чуть более 1 грамма золота. В соответствии с аятом Корана 5: 38, уличенному в совершении воровства человеку по приговору исламского суда выносится суровый приговор. Ему отрубают кисть правой руки. Вина человека должна быть доказана на суде. При этом необходимо свидетельство как минимум двух правоверных мусульман. 3. За употребление алкоголя (хадд ашшурб). Запрет на употребление алкоголя имеется в аяте Корана: «Вино, майсир, жертвенники, стрелы–мерзость из деяний сатаны. Сторонитесь же этого, может быть, вы окажетесь счастливыми» (5: 90). Наказание за сознательное употребление мусульманином даже самого малого количества алкоголи карается публичными палочными ударами. Для доказательства вины человека необходимо свидетельство двух свидетелей, либо же согрешивший человек должен сам сознаться в содеянном. Вначале карали 40 палочными ударами, а затем, эта цифра дошла до 80. 4. За клевету в адрес какогото человека о том, что он будто бы совершил прелюбодеяние (хадд аль–казф). Любое недоказанное обвинение в прелюбодеянии или распускание слухов об этом в исламском праве подлежит наказанию, в соответствии с кораническим аятом: «А те, которые бросают обвинение в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, побейте их восьмидесятью ударами и не принимайте от них свидетельства никогда; это распутники» (24: 4). Виновный в этом грехе привлекается к ответственности по требованию потерпевшего или потерпевшей. 5. За разбой на дорогах (хадд аль–катии аттарик). Этот вид преступления расценивается как «нечестие», и также подвергается суровому наказанию на основании коранического аята: «Действительно, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них–позор в ближайшей жизни, а в последней для них–великое наказание–кроме тех, которые обратились прежде, чем вы получили власть над ними. Знайте же, что Аллах прощающий» (5: 33–34). В исламском законодательстве, если разбойник убил людей с целью грабежа, он должен быть убит, а его труп повешен на всеобщее обозрение. Если же он совершил грабеж, но не убил человека, то разбойнику отрубают конечности. В случае, если действия этих людей направлены были только для того, чтобы напугать народ, но они не совершили ни одного факта грабежа или убийства, то эти люди наказываются ссылкой.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007