Хадж

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Хадж
паломничество мусульман в Мекку.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Хадж
ар. – примирение) – мусульманское паломничество в Мекку к святыне Каабе или в Медину к гробу Мухаммеда, подвиг благочестия и смирения в исламе.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Хадж
паломничество мусульман в Мекку к храму Кааба (в определенные священные месяцы) для поклонения. Одна из основных обязанностей мусульманина, гарантирующая ему прощение за все грехи и достижение вечного блаженства в загробной жизни. Каждый мусульманин, по учению Мухаммеда, обязан хотя бы раз в жизни совершить хаджж.

Источник: Исторический словарь

ХАДЖ
паломничество – поклонение Мекке с ее древним храмом Каабой, сопряженное с рядом церемоний: прослушивание проповеди у горы Арафат, символическое метание камней в дьявола, семикратный обход вокруг Каабы, молитва, питье воды из источника Зам-зам и др. Является одной из пята основных обязанностей мусульманина, который «в состоянии совершить его». Приурочивается к празднику жертвоприношения – курбан-байраму . Посещение Мекки в другое время с совершением всех ритуалов X., кроме жертвоприношения, называется умрой – малым паломничеством.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Хадж
паломничество, поездка в Мекку в строго определенное время и стояние там некоторое время на Арафате. После этого посещается и обходится Кааба (См. Мекка,Масджид аль–Харам и Кааба). Это один из пяти столпов Ислама, совершение которого стало необходимой обязанностью мусульман (фардом) с 9 года хиджры. Об этом говорится в кораническом аяте: «Поистине, первый дом, который установлен для людей,–тот, который в Бекке,–благословенным и в руководство для миров! Там–ясные знамения для людей–место Ибрахима, и тот, кто вошел в него, безопасен. А у Аллаха–на людях обязательство хаджа к дому,–для тех, кто в состоянии совершить путь к нему. А кто не верует … то ведь Аллах–богат, превыше миров!» (3: 96–97). История хаджа восходит к древнейшей монотеистической традиции, которую основал Ибрахим (Авраам) и его сын Исмаил. Однако спустя некоторое время их потомки стали язычниками, наполнили Каабу идолами и извратили изначальную сущность хаджа. После сокрушения идолов пророком Мухаммадом, первоначальное значение хаджа было восстановлено и этот обычай снова стал монотеистическим, каким он был во времена Ибрахима и Исмаила. Каждый здоровый, совершеннолетний и свободный мусульманин, имеющий необходимые для поездки средства, обязан совершить хадж в месяце Зульхиджа хотя бы один раз в своей жизни. Материально нуждающиеся люди, дети, а также душевнобольные освобождаются от совершения хаджа. В случае, если материально обеспеченный человек по каким-то объективным причинам не может выехать в хадж, то ему позволяется отправить туда, вместо себя, другого человека, оплатив все необходимые для этого расходы. Женщины могут отправляться в паломничество только в сопровождении своего ближайшего родственника мужского пола, за которого она не может выйти замуж (например, брата, дяди или мужа). Совершать хадж позволительно ежегодно в месяцы Шавваль, Зулькада и Зульхиджа (до 10 числа этого месяца). Паломничество вне этого срока является не хаджем, а умрой. Различают следующие виды хаджа: 1. Хадж аль–ифрад. Паломник намеревается совершить только хадж. 2. Хадж аттаматту. Совершается после малого паломничества (умры). После завершения умры, паломник выходит из ихрама, но домой не возвращается. 8–го Зульхиджа он снова облачается в ихрам и совершает большое паломничество (хадж). Этот вид хаджа является наиболее предпочтительным. 3. Хадж аль–киран. Паломник намеревается совершить одновременно и умру и хадж. До наступления дней хаджа он совершает в качестве умры обход Каабы (таваф) и хождение (сай) между холмами Сафа и Марва (См. Сафа и Марва). После этого, не выходя из ихрама, уже в дни хаджа повторяет эти ритуалы. Специальную одежду–ихрам паломники одевают сразу по прибытии на границу священной территории (микат) с намерением совершения хаджа (См. Микат). Ихрам представляет собой два куска непрошитой материи: изара, которым опоясываются вокруг пояса; и рида, которую накидывают на туловище. После облачения в ихрам паломнику запрещается совершать некоторые действия, например: вступать в половую связь заключать брак, совершать греховные поступки, носить шитую одежду, бриться, стричь волосы, охотиться, рубить деревья. После вхождения в ихрам паломники вступают на священную территорию громко повторяя специальную молитвуталбию (См. Талбия). Женщины повторяют эту молитву шепотом. После прибытия в Мекку паломники должны совершить полное омовение (См. Гусл) и подготовиться к обходу Каабы. Семикратный обход Каабы (См. Таваф) является обязательным условием хаджа. Этот обряд совершается в состоянии ритуальной чистоты (См. Вуду и Гусл). До тавафа паломник должен оголить правое плечо. Обход начинается со стороны Черного камня (См. Хаджар аль–Асвад). В начале каждого тавафа желательно поцеловать Черный камень. Во время обхода разрешается читать аяты Корана. После завершения ритуала желательно совершить намаз из двух ракатов в Макам аль–Ибрахиме (См. Макам аль–Ибрахим), а также выпить воду из источника Замзам, который находится на территории мекканской мечети (См. Замзам). После обхода Каабы, паломники совершают семикратный бег между холмами Сафа и Марва. Бег необходимо начинать от холма Сафа. Те паломники, которые не совершают этот ритуал, должны в качестве искупления зарезать жертвенное животное. При совершении малого паломничества–умры, паломнику, после бега, необходимо постричь волосы. На этом малое паломничество заканчивается. На 8 день месяца Зульхиджа, который называется «тарвия», паломники отправляются в долину Мина (См. Мина). Это действие является очень желательным (сунной), но не обязательным. В дороге они поминают Аллаха, взывают к Нему и произносят «талбию». В этой долине они совершают полуденную, послеполуденную, вечернюю и ночную молитвы, и остаются там на ночь. Эти молитвы совершаются в сокращенном виде. На 9–й день месяца Зульхиджа, в Мине необходимо совершить утреннюю молитву и не выходить из долины до восхода солнца. Девятый день месяца Зульхиджа называется «Арафа». В этот день паломники отправляются в местность Арафат. По пути они поминают Аллаха и произносят «талбию». Это действие является обязательным элементом хаджа. Время стояния там наступает в полдень 9 дня месяца Зульхиджа, и продолжается до рассвета 10 дня этого месяца. Для паломника достаточно простоять лишь часть этого времени либо днем, либо вечером. После заката солнца, паломники, произнося «талбию», медленным шагом устремляются в долину Муздалифа (См. Муздалифа). Это деяние является желательным (сунной). Там они совершают вечернюю и ночную молитву вместе и остаются до утра, совершая молитвы. Десятый день месяца Зульхиджа является днем праздника жертвоприношения (тюркс. Курбанбайрам) (См. Идайн). Жертвенное животное не должно иметь явных недостатков и не должно быть старым. В жертву можно приносить верблюда, корову, либо овцу (См. Удхия). Верблюда и корову можно купить на семерых паломников поровну. В этот же день паломники совершают символический акт побивания камнями шайтана (дьявола). Для этого в большой столб (джамрат аль–кубра), символизирующий шайтана, они бросают по 7 камешков. После этого паломники выходят их ихрама. С этого времени им разрешается совершение всех запретных на период хаджа дел, за исключением интимных отношений со своими женами. Это называется первым освобождением. Выйдя из ихрама они одевают обычную одежду и отправляются в мекканскую мечеть Масджид аль–Харам и совершают там таваф. После этого тавафа им разрешается иметь интимные отношения с женами. Это называется вторым освобождением. Следующим обрядом хаджа является ночевка в долине Мина на протяжении 3 дней с 11 по 13 Зульхиджа. 11 числа, после полудня паломники забрасывают камешками 3 столба, символизирующие шайтана. Вначале забрасывается малый столб (джамрат ас–сугра), затем средний–джамрат аль–вуста, и, наконец, большой–джамрат аль–кубра. Окончив все обряды в долине Мина, паломникимужчины должны постричь волосы. Женщины лишь несколько укорачивают их. Последним обрядом хаджа является прощальный семикратный обход (таваф) Каабы–таваф аль–вада. Он обязателен для всех паломников. После этого тавафа обряд хаджа считается законченным. До и после хаджа считается сунной (богоугодным деянием) посетить город Медину, где находится могила пророка Мухаммада. Этот город мусульмане часто называют Мадинат аль–Мунаввара–Медина Лучезарная (См. Медина). В мечеть пророка нужно войти в состоянии ритуальной чистоты и совершить в ней 2–х ракатный намаз. После совершения намаза паломники подходят к могиле пророка Мухаммада и приветствуют его. После этого мусульманесунниты подходят к могилам Праведных халифов Абу Бакра и Омара, и также приветствуют их. Помимо посещения мечети пророка считается Богоугодным деянием посещение мечетей Куба и Киблатайн, а также кладбища Баки, где похоронены многие сподвижники пророка, видные деятели раннего периода исламской истории. Таким образом, хадж совершается в следующей последовательности: – Вхождение в ихрам в микате, совершение 2 ракатного намаза, принятие намерения о совершении хаджа, произнесение мольбы и тальбии. – Въезд в Мекку, вхождение в Масджид аль–Харам в состоянии ритуальной чистоты, приветствие Хаджар аль–Асвада, совершение тавафа и намаза в Макам Ибрахиме, питье воды из источника Замзам. – Совершение сая между холмами Сафа и Марва, прибытие в Мину 8–го Зульхиджа, Прибытие на Арафат 9–го Зульхиджа, поездка в Муздалифу после захода солнца, провождение там ночи и собирание там 70 камешков. Затем, 10–го Зульхиджа, совершив в Муздалифе утренний намаз нужно возвратиться в Мину и закидать там камешками столб «джамра». После этого совершается жертвоприношение. – После совершения жертвоприношения постригаются волосы. Затем паломники возвращаются в Мекку и совершают таваф. С 11 по 13 Зульхиджа паломники пребывают в Мине и закидывают камешками столбы «джамра». После этого они опять возвращаются в Мекку, совершают в Масджид аль–Хараме прощальный таваф и двухракатный намаз, а затем отправляются в Медину.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
0.00 байт

Хадж: происхождение и сущность

Ханмагомедов Я. М.
Статья посвящена анализу сущности и происхождения хаджа - классической формы мусульманского паломничества.
Читать PDF
0.00 байт

Хадж мусульман Башкортостана: история и современные тенденции

Хабибуллина З. Р.
Ислам крупнейшая по числу последователей религия в Республике Башкортостан. Мусульманские традиции паломничества к святым местам прошли здесь длительный период становления и развития.
Читать PDF
275.81 кб

Хадж советских мусульман в 1953 – 1955 гг

Ахмадуллин Вячеслав Абдулович
В статье рассматриваются особенности совершения хаджа советскими мусульманами в 1953 – 1955 гг., анализируются ошибки, допущенные специалистами в области советских государственно-исламских отношений.
Читать PDF
0.00 байт

Хадж из России: опыт и проблемы государственно-конфессиональных отношении

Бекмурзаев Б. А.
В статье на основе богатого фактического материала раскрывается история и опыт организации па- ломничества дагестанцев в Мекку в прошлом и на современном этапе.
Читать PDF
0.00 байт

Хадж глазами этнографа

Албогачиева Макка
Читать PDF
197.80 кб

2017. 01. 008. Кейн А. Русский хадж: империя и паломничество в Мекку. Kane E. Russian Hajj: Empire a

Большакова О.В.
Читать PDF
0.00 байт

Хадж: социально-экономический и медико-эпидемиологический аспекты

Ханмагомедов Я. М.
В статье с использованием литературы и источников, в т. ч.
Читать PDF
0.00 байт

2012. 01. 057. Мао Юйфэн. Мусульманский взгляд на китайское национальное государство: хадж китайских

Лисицына А. А.
Читать PDF
204.95 кб

2018.03.009. ХАДЖ КАСЕМ. ПО СЛЕДАМ ВОСПОМИНАНИЙ ХАДЖ КАСЕМА СОЛЕЙМАНИ. - ТЕГЕРАН: ЙА ЗАХРА, 1394 (20

Норик Б.В.
Читать PDF
402.08 кб

Хадж как форма странничества в отечественной мусульманской культуре

Ильина Алина Юрьевна
Статья посвящена феномену странничества в отечественной мусульманской культуре. Паломничество в Мекку (хадж) рассматривается через экспликацию личности основателя ислама пророка Мухаммада.

Похожие термины:

  • Омар ибн Сайд Тал или Хадж Омар, Омар Тал

    Омар ибн Сайд Тал или Хадж Омар, Омар Тал(Umar ibn Said Tal) (ок. 1797-1864 гг.), мусульм. правитель гос-ва Мали (1848-64), полководец и религ. деятель. Основал гос-во тукулер. Ок. 1820 г. совершил паломничество в Мекку, где
  • МЕССАЛИ ХАДЖ

    Ахмед (р. 1898) - деятель нац.-освободит. движения в Алжире 20 - нач. 50-х гг. В 1918-21 служил во франц. армии. Участвовал в создании (1926) нац.-револю- ционной орг-ции "Североафриканская звезда", единоличным лиде
  • ХАДЖ ОМАР

    аль-хадж Омар (1797 - 1864), - зап.-афр. полководец и мусульм. религ. деятель; глава гос-ва тукулеров - одного из народов фульбе. С 40-х гг. 19 в. возглавлял завоеват. походы тукулеров под флагом джихада в района