Халдеи
Халдеи
семитические племена, жившие в Южной Месопотамии в I тыс. до н.э. Вели борьбу с Ассирией за власть над Вавилоном. Халдейская династия основала Нововавилонское царство.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Халдей
природный житель Халдеи. Поскольку Халдея была в свое время средоточием восточной мудрости, в некоторых местах этим словом в Писании называются ученые люди-астрологи (Дан 2.2,10; 4.4; 5.7,11). (См. волхвы)
ХАЛДЕИ
семитические племена, жившие в первой половине 1-го тысячелетия до н. э. в Южной Месопотамии. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В 626–536 гг. в Вавилоне правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Халдеи
семитские племена, жившие в 1-й половине 1-го тыс. до н.э. в Южной Месопотамии. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В 626- 538 гг. до н.э. в Вавилоне правила халдейская династия (Навуходоносор II и др.), основавшая Нововавилонское царство. В Древней Греции и Древнем Риме халдеями называли жрецов и гадателей вавилонского происхождения.
Источник: Исторический словарь
Халдеи
греч. форма семитского назв. арамейского племени, которое в 612 до н. э. при Навуходоносоре в союзе с мидийцами свергло ассирийское господство и основало Новое Вавилонское царство. Мидийская жреч. каста магов и халдейские жрецы считались в античные времена представителями ближневост. тайных учений, поэтому их имена заимствованы античной астрологией и магией. В частности, своим назв. им обязаны неоилатонич. «халдейские оракулы».
Источник: Словарь античности. 1989
ХАЛДЕИ
семитич. племя, пришедшее в кон. 2-го тыс. до н.э., по-видимому, из Аравии и утвердивш. на берегу Персидского зал., к Ю. от Вавилонии (совр. Ирак), в недоступной, болотистой местности. Халдейские вожди и знать делали неоднократные попытки овладеть городами Вавилонии. В 721 до н.э. халдейский царь Мардукапалиддин (Меродах-Баладан), разбив в союзе с Эламом ассир. царя Саргона II, изгнал ассирийцев из Вавилонии. Позднее Х. полностью ассимилиров. с вавилонянами.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Халдеи
семитские скотоводческие племена, расселившиеся в 1-ой половине 1 тыс. до н.э. на окраинах Вавилонии (на северо-западном берегу Персидского залива). Предположительно арамейского, менее вероятно южноаравий ского происхождения. Языковая принадлежность их спорна, поскольку знать халдеев быстро вавилонизировалась и носила аккадские имена, а письменных текстов, которые можно считать халдейскими нет (в Библии халдейским языком называли вавилонско-арамейский диалект). Обосновавшиеся в южной части Месопотамии, халдеи постепенно перешли к оседлости и образовали ряд княжеств, названных именами основателей. В союзе с Эламом халдеи с 9 в. до н.э. вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном, в результате которой халдейские князья в течение 8 – 7 в.в. до н.э. неоднократно захватывали вавилонский престол, но изгонялись затем ассирийцами. С 626 по 538 г.г. до н.э. в Вавилоне правила халдейская династия (Набопаласар, Навуходоносор II и др.), создавшая могущественное Нововавилонское государство. В Древней Греции и в Риме халдеями называли жрецов и гадателей вавилонского происхождения. См. Семиты.
ХАЛДЕИ
группа независимых семитских скотоводческих племен, обитавших на окраинах Вавилонии (на сев.-зап. берегу Перс. зал.) в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. X. - предположительно арамейского, менее вероятно - южноаравийского происхождения; языковая принадлежность их спорна, поскольку знать X. быстро вавилонизировалась и носила аккадские имена, а письменных текстов, к-рые с достоверностью можно было бы считать халдейскими, нет (в Библии и в послебиблейской традиции халдейским языком наз. вавилонско-арамейский диалект). Обосновавшиеся в юж. части Месопотамии X. постепенно перешли к оседлости и образовали ряд княжеств, названных б. ч. по именам основателей: Бит-Якин, Бит-Даккури, Бит-Адини, Бит-Амуккани и др. Из них самым крупным и влиятельным было кн-во Бит-Якин. В союзе с Эламом X. с 9 в. до н. э. вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном, в результате к-рой халдейские князья (Мардук-апал-иддин и др.) в течение 2-й пол. 8 - нач. 7 вв. до н. э. неоднократно захватывали вавилонский престол, но изгонялись затем ассирийцами. В ходе этой борьбы Ассирия неоднократно принуждала X. к уплате дани и признанию ассир. господства, чему они активно сопротивлялись. В правление Ашшурбанипала произошло наиболее крупное антиассирийское выступление X., присоединившихся к восстанию Шамашшумукина. С 626 по 538 до н. э. в Вавилоне правила халдейская династия (Набопаласар, Навуходоносор II и др.), создавшая независимое и могущественное Ново-Вавилонское царство. В Др. Греции и Др. Риме X. наз. жрецов и гадателей вавилонского происхождения. В кон. 19 - нач. 20 вв. термин "X." ошибочно применялся в ист. лит-ре по отношению к шумерам. Лит. см. при статьях Ассирия и Вавилония. И. М. Дьяконов. Ленинград.
ХАЛДЕИ
• Chaldaei,
?????????, собственно были жители Вавилонской страны между Евфратом и Тигром, по всей вероятности вышедшие из горных стран Армении. Хеn. Суr. 3, 1, 24. Strab. 12. р. 549. От них названа была X. каста жрецов в Вавилоне. Лукуллом они были покорены под власть римлян (Liv. 97, 46.), и т. к. они отличались знанием астрономии, то после того как начали различать астрономию от астрологии (ср. Astrologia, Астрология), X. называли в Риме всех тех, которые будто знали искусство — по положению звезд определять будущее. Другие названия их были: Babylonii, astrologi, mathematici, genethliaci, planetarii, ????????????????; их искусство называлось: mathesis, ??????????? ???????? (ср. ниже), ?????????????, ????????????, ???????????????. По их учению, звездами благоприятными и означавшими счастье (??????????? ????????) были: Venus, Iupiter, Luna, Virgo, Libra, Taurus; предвещавшими несчастье (?????????, malefici) считались: Saturnus, Mars, Scorpio, Capricornus; напротив, Mercurius мог означать и счастье и несчастье, смотря по положению других звезд (?????????? ??????). В основание предсказания полагался час рождения, и затем делалось сравнение господствовавшей в данный час звезды с положением прочих. При этом пользовались известными календарными таблицами (???????, почему это искусство и называлось ????????, в противоположность ????????, т. е. астрономии), в которых на каждый отдельный день показывались восхождение и захождение, движение и расстояние светил небесных (positus ас spatia. Tac. ann. 6, 21). Но чтобы подвести это к часу рождения, для этого опять существовали счетные таблицы, из которых они, кроме того, исчисляли также время, благоприятное для начала какого-нибудь предприятия; отсюда выражения: numeri Babylonii, и Thrasylli, Chaldaicae rationes (Horat. Od. 1, 11, 2. Juv. 6, 576. Cic. div. 2, 47). Дальнейшее нам неизвестно. Хотя X. оказывались нередко обманщиками, которые с корыстной целью пользовались легковерием и естественным стремлением людей приподнять завесу будущего, и хотя древние авторы часто говорят о ничтожности и ненадежности их знания, тем не менее рядом с этим даже у людей, отличавшихся серьезным направлением мыслей, замечается склонность к вере в это искусство. На этом основании стечение к ним народа было удивительное и влияние их для каждого властителя было опасно, чем опять объясняются постоянно возобновлявшиеся гонения против них, изгнание их из Рима и Италии и даже смертная казнь их. Все это, однако, не могло искоренить ни этого направления, ни веры в астрологию и пользования ею, тем более что императоры, подчиняясь воззрениям и понятиям своего времени, первые нарушали свои собственные повеления (большой, напр., известностью пользовался X. Thrasyllus, друг Тиберия, Tac. ann. 6, 21). Поэтому они до позднейших времен римского язычества то и дело появлялись опять, и, таким образом, сбылись слова Тацита (Tac. hist. 1, 22.): mathematici, genus hominum potentibus infidum, sperantibus fallax, quod in civitate nostra et vetabitur semper et retinebitur.
?????????, собственно были жители Вавилонской страны между Евфратом и Тигром, по всей вероятности вышедшие из горных стран Армении. Хеn. Суr. 3, 1, 24. Strab. 12. р. 549. От них названа была X. каста жрецов в Вавилоне. Лукуллом они были покорены под власть римлян (Liv. 97, 46.), и т. к. они отличались знанием астрономии, то после того как начали различать астрономию от астрологии (ср. Astrologia, Астрология), X. называли в Риме всех тех, которые будто знали искусство — по положению звезд определять будущее. Другие названия их были: Babylonii, astrologi, mathematici, genethliaci, planetarii, ????????????????; их искусство называлось: mathesis, ??????????? ???????? (ср. ниже), ?????????????, ????????????, ???????????????. По их учению, звездами благоприятными и означавшими счастье (??????????? ????????) были: Venus, Iupiter, Luna, Virgo, Libra, Taurus; предвещавшими несчастье (?????????, malefici) считались: Saturnus, Mars, Scorpio, Capricornus; напротив, Mercurius мог означать и счастье и несчастье, смотря по положению других звезд (?????????? ??????). В основание предсказания полагался час рождения, и затем делалось сравнение господствовавшей в данный час звезды с положением прочих. При этом пользовались известными календарными таблицами (???????, почему это искусство и называлось ????????, в противоположность ????????, т. е. астрономии), в которых на каждый отдельный день показывались восхождение и захождение, движение и расстояние светил небесных (positus ас spatia. Tac. ann. 6, 21). Но чтобы подвести это к часу рождения, для этого опять существовали счетные таблицы, из которых они, кроме того, исчисляли также время, благоприятное для начала какого-нибудь предприятия; отсюда выражения: numeri Babylonii, и Thrasylli, Chaldaicae rationes (Horat. Od. 1, 11, 2. Juv. 6, 576. Cic. div. 2, 47). Дальнейшее нам неизвестно. Хотя X. оказывались нередко обманщиками, которые с корыстной целью пользовались легковерием и естественным стремлением людей приподнять завесу будущего, и хотя древние авторы часто говорят о ничтожности и ненадежности их знания, тем не менее рядом с этим даже у людей, отличавшихся серьезным направлением мыслей, замечается склонность к вере в это искусство. На этом основании стечение к ним народа было удивительное и влияние их для каждого властителя было опасно, чем опять объясняются постоянно возобновлявшиеся гонения против них, изгнание их из Рима и Италии и даже смертная казнь их. Все это, однако, не могло искоренить ни этого направления, ни веры в астрологию и пользования ею, тем более что императоры, подчиняясь воззрениям и понятиям своего времени, первые нарушали свои собственные повеления (большой, напр., известностью пользовался X. Thrasyllus, друг Тиберия, Tac. ann. 6, 21). Поэтому они до позднейших времен римского язычества то и дело появлялись опять, и, таким образом, сбылись слова Тацита (Tac. hist. 1, 22.): mathematici, genus hominum potentibus infidum, sperantibus fallax, quod in civitate nostra et vetabitur semper et retinebitur.