Халиф

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Халиф
духовный глава мусульманского мира (в VII-IX вв. обладал также политической властью).

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Халиф
(арабск. – наместник, преемник) – духовный и светский глава теократического мусульманского государства (халифата). Первые халифы (632 – 661) считались преемниками пророка Мухаммеда. Начиная с 10 в. халифы превратились в мусульманских первосвященников. См. Ислам.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ХАЛИФ
духовный и светский глава мусульм. общины и теократич. мусульм. госуд. (халифата); Х. считались заместителями посланника аллаха (халифат расул аллах) Мухаммеда, а начиная с Омейядов — заместителями самого аллаха на земле. Слово «Х.» в значении «преемник», «наместник» встречается в Коране (но не как титул преемника Мухаммеда).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ХАЛИФ
устаревшее: калиф – наместник, преемник – в ряде стран мусульманского Востока титул верховного правителя, соединяющего духовную и светскую власть. В Турции (только как духовный глава мусульман) сохранялся до 1924 г. Первые X. (632– 661 гг.) считались преемниками пророка Мухаммеда, а при Омейядах (661–750 гг.) – наместниками самого Аллаха. Начиная с X в. превратились в мусульманских первосвященников.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Халиф (калиф)
титул верховного главы мусульманской общины; глава мусульманского теократического государства (халифата). Первым халифом после смерти Мухаммеда в 632 г. стал Абу Бекр. Халифами были также Омар, Осман, Али, правители государств Омейядов, Аббасидов, Фатимидов, кордовских Омейядов (с 929 г.), Альмохадов (с 1130 г.), Хафсидов (с 1258 г.), османские султаны. Халифы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями Аллаха на земле. Халиф также - преемник махди. В Турции (только как духовный глава мусульман) сохранялся до 1924 г. В странах Северной Африки халифами называют также помощников вождей племен, в некоторых мусульманских религиозных орденах халифы - представители шейха, преемники основателя ордена.

Источник: Исторический словарь

Халиф
от араб., халифатрасул Аллах — наместник посланника Бога) — духовный глава мусульман и светский правитель арабо-исламского государства (халифата). Титул х. получил уже первый преемник пророка Мухаммеда (основателя ислама и единого арабского государства) Абу Бекр. Первые халифы либо избирались (Абу Бекр, Осман, Али), либо назначались предшественником (Омар). С 660 г. в Араб, халифате правили династии халифов — сначала Османов (660—750), затем Аббасидов (750-1258). В 945 г. столица Аббасидов Багдад была захвачена Бундами, и аббасидские халифы лишились светской власти. В 1258 г. захватившие Багдад монголы казнили последнего х. из династий Аббасидов, и мусульманский мир лишился своего единого духовного владыки. Однако и до этого не все мусульмане признавали омейядских и аббасидских халифов своими правителями. Шииты, отколовшиеся от ортодоксального ислама в сер. VII в., считали своими духовными владыками имамов (потомков Али). Титул х. носили с 929 г. правители араб. Кордовского государства на Пиренейском п-ове, а также правившие Египтом Фатимиды, хотя за пределами этих государств мусульмане не признавали их высшими духовными авторитетами.
Лит.: Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М., 1988.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ХАЛИФ
араб. халифа - заместитель, наместник, преемник; мн. число - хулафа), калиф (устаревшее)- духовный и светский глава мусульм. общины и теокра-тич. мусульм. гос-ва (халифата); X. считались заместителями посланника аллаха (халифат расул аллах) - Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями самого аллаха на земле. Слово "X." в значении "преемник", "наместник" встречается в Коране (но не как титул преемника Мухаммеда).

С 1-й пол. 10 в. титул X. принимали, кроме халифов Аббасидов, также Фатимиды и Омейяды в Испании. После падения халифата Аббасидов (1258) титул X. носили в странах распространения ислама главы нек-рых гос-в - султаны, к-рые претендовали на духовный суверенитет над всеми мусульманами, в т. ч. и не подчиненными их светской власти.

Титул X. принимали предводители хариджитов.

При Сефевидах в Иране титул X. в значении заместителя шейха, правившего в качестве шаханшаха гос-вом, носили нек-рые представители крупной кы-зылбашской знати (см. Кызылбаши); титул "халиф халифов" (халифат аль-хулафа) был титулом первого заместителя шаханшаха, к-рый ведал делами ордена се-февие.

В нек-рых мусульм. дервишских орденах X. наз. представителя шейха на местах (напр., в ордене ка-дирийя) и преемника основателя ордена (тиджанийя). У махдистов X.- преемник махди; напр., во время Махдистов восстания в Судане (1881-98) X. был преемник Махди Суданского (Абдаллах ибн аль-Саид Мухаммед).

Словом "X." также обозначались: налоговые чиновники, представители центр, власти на местах в Египте в 7 в., мелкие гос. чиновники и помощники школьных учителей в Османской империи, помощники правителей городов в Марокко.

Лит. см. при ст. Халифат.

З. М. Буниятов. Баку.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Халиф
тот, кто приходит после когото и представляет его. Во множественном числе хулафа. Это официальный титул руководителя исламского государства (См. Халифат). Халиф являлся представителем пророка Мухаммада, имамом всех мусульман, хранителем и исполнителем законов Аллаха на земле. Он обеспечивал функционирование всех государственных органов в соответствии с законами шариата. В его обязанности входило поддержание законности в стране, охрана границ государства, создание всех необходимых условий для нормальной жизнедеятельности граждан, сохранность их имущества. В соответствии с положениями суннитского Ислама, халифом может быть человек, который обладает следующими качествами: 1. Быть мусульманином; 2. Быть мужчиной; 3. Быть в здравом рассудке; 4. Быть справедливым; 5. Хорошо знать все религиозные предписания и быть способным выносить необходимые жизненно важные решения; 6. Основные органы жизнедеятельности должны быть здоровыми; 7. Необходимо умение справляться с любыми опасностями; 8. Необходимо быть курайшитом. Однако если у курайшита нет всех описанных выше необходимых качеств, то позволительно сделать халифом представителя других арабских племен. А если нет достойного араба, то можно сделать халифом любого мусульманина, независимо от нации. Обладающему всеми этими качествами человеку, народ обязан подчиниться. Отказ от подчинения может иметь только в самых крайних случаях, например, если халиф отступит от Ислама. В мусульманском обществе не может быть двух и более халифов. Если такое имеет место, то истинным халифом следует считать того, что был избран первым. Первыми халифами после пророка Мухаммада были Праведные халифы (См. Абу Бакр ас–Сиддик,Омар ибн Хаттаб,Осман ибн Аффан,Али ибн Абу Талиб). После этого Халифат стал монархией (См. Омейяды и Аббасиды). Шииты признают истинными халифами (имамами) только 4–го халифа Али и его потомков. В суфизме халиф–это прямой преемник основателя ордена или его ветви. Суфийским халифам шейхи тарикатов дают разрешение (иджаза) на руководство определенной частью своих последователей.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Похожие термины:

  • Абдаллах ибн аль-Саид Мухаммед, Халиф

    Абдаллах ибн аль-Саид Мухаммед, Халиф(Khalifa, Abdallah, араб. - Muhammad al-Taaishi) (ок. 1846-99 гг.), преемник Махди. В 1883 г. Махди назначил его команд, армией, и в значит, мере благодаря ему была одержана победа над англи