Халяль-индустрия на Урале
Халяль-индустрия на Урале
спец. инфраструктура по производству халяльного (разрешенного шариатом) мяса и продукции из него и последующего их сбыта. История данного вопроса не получила освещения в исторической литературе. О существовании в уральских городах в дореволюционное время спец. заведений обществ. питания информации нет. Даже во время Ирбитской ярмарки, на которую собиралось значительное число мус. предпринимателей (см. Мусульмане на ярмарках Урала), татарские купцы вынуждены были ходить на обед и послеобеденное чаепитие на 2-м этаже магазина Агафуровых, т.к. только здесь могли быть уверены, что найдут пищу-халяль. Благодаря наличию значительного количества сел с компактным проживанием мусульман в регионах Урала в дореволюционный и советский периоды истории ислама обеспечение халяльпродукцией мус. населения производилось из поголовья скота и птицы, которую держали сельские жители. Татары и башкиры, проживающие в городах Урала, до сих пор сохраняют тесную связь с родными селами и привозят оттуда мясо, забитое в соответствии с предписаниями ислама. Излишки мяса реализуются. С нач. 1990-х гг. в городах начали складываться своеобразные мини-рынки по продаже мяса-халяль. В частности, такой рынок действует напротив мечети «Маулид» Екатеринбурга. Мясо-халяль в регионы Урала завозится преимущественно из таких с/х регионов, как Курганская обл. и Башкортостан. Мусульмане Свердловской обл. нередко отправляются в Шадринский р-н Курганской обл. за бараниной, в сер. 2000-х гг. местные фермеры осуществляли целенаправленные поставки мяса-халяль для мусульман Екатеринбурга. РДУМ ЯНАО имеет в Курганской обл. собств. фермерское хозяйство, поставляющее на север УрФО мясо-халяль. Тем не менее поставки мяса не решали проблемы. Возникновение Х.и. в 1990-е гг. было обусловлено ростом числа мусульман вследствие внешней и внутренней миграции в города, а также возросшими гастрономическими потребностями мус. населения, ориентирующегося на развитую х.и. Татарстана и Башкортостана. Начало активного развития х.и. относится ко 2-й пол. 1990-х гг., когда она осуществлялась усилиями индивидуальных предпринимателей, имамов и мус. активистов. Они закупали в Татарстане, Башкортостане, др. регионах Поволжья продукты-халяль, исламскую литературу и атрибутику, на личном автотранспорте привозили закупленный товар в родные города и реализовывали в магазинчиках, которые начали открываться при мечетях. В небольших городах, таких как Златоуст и Красноуфимск, имамами были открыты спецмагазины (вне пределов мечетей), товары в которые до сих пор поставляются таким способом. В таких магазинах, действующих почти при каждой мечети в обл. центрах регионов (в частности, при мечети Исмагила и Соборной мечети Челябинска; мечетях «ар-Рахман», «Маулид», «Рамазан» Екатеринбурга; «Медной» мечети г. Верх. Пышма; Алтын-мечети г. Березовский; Соборной мечети Перми, в магазине «Халяль» при ДУМ Оренб. обл.), ассортимент халяль-продукции представлен в основном привозной консервированной и колбасной продукцией. Стремясь удовлетворить возрастающие запросы мусульман, духовные управления начали проводить переговоры с предприятиями, выпускающими продукты питания, что стало 2-м периодом развития Х.и. В Пермском крае по инициативе Централизованного религиозного управления мусульман Пермского края с марта 2005 г. Пермская кондитерская фабрика начала выпуск конфет с маркировкой «Халяль». Производство конфет, из рецепта которых исключены животные жиры и алкоголь, осуществляется под контролем ДУМЕР. В феврале 2008 г. в г. Кунгуре на базе мясоперерабатывающего завода «Телец» была запущена линия по производству продукции-халяль из мяса говядины и птицы (колбаса, полукопченая курица и разл. полуфабрикаты под торговой маркой «Халяль-Урал»). Инициатором проекта стало ДУМ Пермского края. В Свердловской обл. инициатором развития х.и. выступило Казыятское управление мусульман Свердловской обл. (КУМСО), учредившее комитет по соблюдению требований халяль к продуктам питания. С 2006 г. первоуральское предприятие ЗАО «Промтовары» наладило выпуск продуктов-халяль (пельмени, говядина, поджарка, бефстроганов и т.п.). В августе 2006 г. было налажено производство тушек цыпленка-бройлера филиалом птицефабрики «Среднеуральская» в г. Краснотурьинске. В феврале 2009 г. была торжественно открыта линия-халяль на птицефабрике «Первоуральская», где выпускается широкий спектр сырой куриной продукции и намечено наладить выпуск колбасных изделий-халяль. В Челябинской обл. одним из немногих производителей халяльпродукции является ООО «Равис – птицефабрика Сосновская», выпускающая большое наименование продуктов из мяса птицы; производство продукции контролируется Центром стандартизации и сертификации «Халяль» СМР. Челябинский муфтият ДУМ АЧР ведет переговоры с Чебаркульской птицефабрикой об организации аналогичного производства. В этот же период в урал. регионах появляются халяль-предприятия обществ. питания. Первым в Свердловской обл. стало кафе «Чайхана», организованное Р.В. Сафиным и Р.А. Сафиной в кон. 1990-х гг. в г. Красноуфимске. Кафе с таким же названием с нач. 2000-х гг. работает при молельном доме г. Красноуральска. В январе 2006 г. при детском досуговом центре «Семь звезд» открылось кафе «Халяль-пицца», где кроме пиццы, приготовленной в соответствии с законами шариата, посетители могут попробовать др. мус. блюда. С июня 2006 г. при мус. библиотеке Магнитогорска работают халяль-кафе «Татарстан». В ряде узбекских и азербайджанских кафе, работающих в крупных городах Урала, также можно найти блюда, сделанные из мяса-халяль. Но данные заведения от халяль-кафе отличает продажа спиртных напитков, рассчитанная на клиентов, не исповедующих ислам. Глобализация рынков привела к тому, что в уральские регионы стала завозиться продукция-халяль из др. регионов России или из-за рубежа, в частности из Франции и Бразилии. Подтвердить отсутствие в ней животных жиров и алкоголя духовные управления Урала не могли, поэтому начался процесс межрегионального диалога о взаимном признании стандартов-халяль. Активную роль в этом процессе играет комитет стандарта халяль ДУМ Респ. Татарстан. Так, в нач. 2006 г. в г. Первоуральске представители комитета провели переговоры с руководством КУМСО о взаимном признании сертификатов, выдаваемых предприятиям Урала и Поволжья. В ноябре 2008 г. переговоры о начале совм. работы по приведению к единому стандарту халяль-продукции, выпускаемой в Татарстане и Пермском крае, были проведены представителями комитета с ДУМПК. Тем не менее х.и. в уральских регионах остается крайне неразвитой: в региональных центрах отсутствуют мус. кафе; единичные заведения обществ. питания и предприятия, выпускающие халяль-продукцию, не могут удовлетворить все возрастающий спрос мус. населения, а их ассортимент довольно скромен по сравнению с регионами ПФО. Поэтому поиск дозволенной шариатом пищи, желание сделать ее более разнообразной остается проблемой для мусульман, особенно в небольших городах. Этим объясняется прочная связь городского населения с татарскими и башкирскими селами региона, чьи подсобные хозяйства обеспечивают халяль-продуктами горожан. Лит.: В центре Первоуральска открылось кафе «Халяль-пицца». – http://www.portal-credo.ru/site/print. php?act=news&id=39536; В Челябинской области налаживается пищевая халяль-промышленность. – http:// halal.islamtat.ru/news/2008-06-29-483; Данилов С. Кошер и халяль. – http://jjew.ru/index.php?cnt=11853; ДУМ Татарстана и Пермского края договорились унифицировать стандарты халяльной продукции. – http:// pda.tatar-inform.ru/news/2008/11/28/143765/; Ерачина О. В Прикамье разработана торговая марка мяса для мусульман. – http://ura.ru/content/perm/19-02-2008/ articles/3155.html; Кура для мусульман стоит в Екатеринбурге на 20 рублей дороже обычной. – http://www. muslim-press.ru/articles.php?lng=ru&pg=152; Материалы сайта http://www.halalpages.ru/; На Урале и в Татарстане вводится единый стандарт халяльной продукции // Истина. – Тюмень, 02.2006, № 2 (44), с. 1; Родионова А. Халяль: здоровое питание для любого вероисповедания! – http://chel.ru/incity/10911.html; Старостин А. В Первоуральске производят продукты-халяль // Истина. – Тюмень, 02.2009, № 2 (68), с. 1; Он же. Рейдерский захват мечети Красноуральска или спор хозяйствующих субъектов. – http://halal.islamtat.ru/news/2008-09-16-610; Он же. Семья Сафиных – пример служения Аллаху и своему народу. – http://pda.islamrf.ru/news/umma/faces/8459/; Таиров Н. Татары на Ирбитской ярмарке // Гасырлар авазы. (Эхо веков). – Казань, 2004, № 1. А.С.