ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ
свод законов рабовладельческого государства, названный по имени царя Вавилонии в 1792–1750 гг. до н. э. Памятник древневосточного права, отразивший характерные черты рабовладельческого законодательства.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ
свод законов Вавилонии, созданный в кон. царствования Хаммурапи, ок. 1760 до н.э.; важнейший памятник др.-вост. права. Оригинал. текст законов, начерт. клинописью на диоритовой стеле, был найден при раскопках на месте столицы Др. Элама — г. Суз, куда он, видимо, был увезен эламитянами в кач-ве воен. трофея. Хранится в Лувре. Известно также много фрагментов более поздних копий этих законов, найденных при раскопках Суз, Ниневии и др. городов Месопотамии. Текст законов состоит из пролога, 282 статей и эпилога (нумерация статей введена при науч. издании текста). В структуре законов имеется определ. система. Хотя клинописное право не знало деления на «гражд.», «уголовное» и т.п., статьи сгруппированы тематич. (предметно: процесс, собственность, царская служба, брак и семья, обязательства и т.д.), причем каждая тема трактуется как с «уголовно»-правовой, так и с «гражд.»-правовой точки зрения. Су-бъектами права признаются только свободный общинник (авилум — «человек») и неполноправный свободный, находящ. на царской службе (мушкенум — «падающий ниц»). Нек-рыми правами (напр., правом на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщи-ны. Рабы и дети рассматр. лишь как объекты права. Неск. ограничивалась долговая кабала: устанавливался размер процента при займе у купцов и тарифы заработной пла-ты для наемных работников. Наказания за преступл., как правило, суровы: смертная казнь, членовредит., огромные штрафы. Преступл. против личности карались обычно по принципу талиона («Равным за равное»). Законы Хаммурапи содержат важные сведения о структуре др.-вавилон. общества. Из них видно, что царь уделял особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами (смертная казнь за укрыват. беглого раба), частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. Они позволяют также сделать вывод о весьма значит. развитии товарно-денежных отношений в этот период. В науч. лит-ре Х. з. одни исследователи рассматр. как сборник действовавшего права, другие — как юридич. трактат, изображ. картину идеальной справедливости, нек-рые — как ответ царя Хаммурапи перед богами о своей деятельности и т.п. Из них наиболее обоснов. представляется первая точка зрения. На Х. з., возможно, оказали влияние более древ. (20 — 19 вв. до н.э.) законы из Ура, Эшнунны и Исина. Сами же они отразились на позднейших законодат. Др. Азии.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ
свод законов Вавилонии, созданный в коя. царствования Хаммурапи, ок. 1760 до н. э.; важнейший памятник древневост. права. Оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, был найден при раскопках на месте столицы древнего Элама - г. Суз, куда он, видимо, был увезен эламитянами в качестве воен. трофея. Хранится в Лувре. Известно также много фрагментов более поздних копий этих законов, найденных при раскопках Суз, Ниневии и др. городов Месопотамии. Текст законов состоит из пролога, 282 статей и эпилога (нумерация статей введена при научном издании текста). В структуре законов имеется определенная система. Хотя клинописное право не знало деления на "гражданское", "уголовное" и т. п., статьи сгруппированы тематически (предметно): процесс, собственность, царская служба, брак и семья, обязательства и т. д., причем каждая тема трактуется как с "уголовно"-пра-вовой, так и с "гражданско"-правовой точки зрения. Субъектами права признаются только свободный общинник (авилум - "человек") и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкенум - "падающий ниц"). Нек-рыми правами (напр., правом на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права. Несколько ограничивалась долговая кабала; устанавливался размер процента при займе у купцов и тарифы заработной платы для наемных работников. Наказания за преступления, как правило, суровы: смертная казнь, членовредительство, огромные штрафы. Преступления против личности карались обычно по принципу талиона ("равным за равное"). Законы Хаммурапи содержат важные сведения о структуре древневавилонского общества. Из них видно, что царь уделял особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами (смертная казнь за укрывательство беглого раба), частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. Они позволяют также сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в этот период. В науч. лит-ре X. з. одни исследователи рассматривают как сборник действовавшего права, другие - как юридич. трактат, изображающий картину идеальной справедливости, нек-рые - как отчет царя Хаммурапи перед богами о своей деятельности и т. п. Из них наиболее обоснованной представляется первая точка зрения. На X. з., возможно, оказали влияние более древние (20-19 вв. до н. э.) законы из Ура, Эншунны и Исина. Сами же они отразились на позднейших законодательствах древней Передней Азии. Текст X. з. в рус. переводе: "Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства", пер. и комментарии под ред. И. М. Дьяконова, "ВДИ", 1952, No 3; "Законы вавилонского царя Хаммурапи", пер. Л. А. Липина, в кн.: Хрестоматия по истории Древнего Востока, М., 1963, с. 196-219.

Лит.: Gordon С. Н., Hammurabi´s Code, N. Y., 1957; Nougayrol J., Les fragments en pierre du Code Hammourabien, "Journal asiatique", 1957, t. 245, No 4; 1958, t. 246, No 2; Wiseman D. J., The laws of Hammurabi again, "Journal of Semitic Studies", 1962, v. 7, No 2; Finet A., Le Code de Hammurapi, Limoges, 1973. См. также лит. при ст. Вавилония.

В. А. Якобсон. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976