Хандошкин, Иван Евстафьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Хандошкин, Иван Евстафьевич

(род. в 1747, ум. 28.III.1804 в Петербурге) — рус. скрипач-виртуоз, гитарист, балалаечник, композитор, дирижер, педагог. Родом из крепостных крестьян. Зачисленный в ученики придворного орк., учился у скрипача Тито Порто. Начав в конце 1750-х гг. службу в Петербургской театральной дирекции оркестровым скрипачом, достиг положения придворного скрипача-солиста ("камер-музикуса") и дирижера орк. Занимался также педагогической деятельностью (преподаватель муз. класса Академии художеств, Театрального училища, педагог в орк. театра Книппера. В 1785 был назначен нач. Муз. академии в Екатеринославе, по пути задержался на 2 года в Москве и в 1787 вернулся (по некоторым данным, все же выехал в 1787 из Москвы в Екатеринослав, вернулся в Петербург в 1789). Выдающийся скрипач-виртуоз и импровизатор, X. успешно концертировал в России и за границей. Ряд его произв. был издан в 1781 в Амстердаме. Творчески освоив такие жанры зарубежной музыки, как сольная скрипичная соната и концерт, создав образцы виртуозно трактованных вариаций на темы народных песен, X. вошел в историю музыки как зачинатель рус. скрипичной (а также альтовой и виолончельной) литературы и основоположник рус. скрипичной школы. Общее число соч. X. превышало 100, однако сохранилось, найдено и частично переиздано лишь несколько произведений (среди утраченных — балеты, симфонии, концерты для скр., сонаты, полонезы и др).


Соч. (сохран.): 3 сонаты для скр. соло, Соната для скр. с басом, "Чувствительная ария" для скр. соло; 18 рус. песен с вар. (из них 6 для скр. и альта), 12 песен для 2 скр. (опубл. в 3 сб.). "Калинушка", песня с 40 вар. для скр. соло; Вариации для фп. на тему "Выйду ль я на реченьку"; неск. песен для скр. соло включено в скрип. школу Ф. Байо, Т. Роде, Р. Крейцера (изд. 1812). Кроме того, X. припис. Концерт для альта со стр. орк. (1801), опубл. в 1947.





Хандошкин, Иван Евстафьевич


(1747—1804) — блестящий русский скрипач, альтист и гитарист, композитор. Происходил из крепостных, служил в придворном театре. После музыкального обучения в капелле графа Нарышкина Хандошкин за выдающиеся успехи был отправлен в Италию. Вернувшись в Петербург, 17-летний музыкант становится организатором и первым преподавателем скрипичных классов Академии художеств. Много концертировал в России и за границей, с успехом соперничал с лучшими скрипачами Европы. Современники признавали Хандошкина "первым сочинителем и игроком (исполнителем) русских песен".

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ХАНДОШКИН Иван Евстафьевич
(1747, Петербург - 30 III 1804, там же)
Судьба и творчество выдающегося русского скрипача и композитора И. Хандошкина породили множество легенд уже при его жизни. Восхищенные современники не скупились на превосходные степени в описании игры «русского Орфея», заслушиваясь его изобретательными вариациями и импровизациями. И после смерти композитора сохранялся легендарный ореол вокруг его имени, в то время как произведения Хандошкина, документальные свидетельства о его жизни, постепенно утрачивались. В наши дни настойчивые поиски советских исследователей возвращают музыку Хандошкина слушателям, но достоверных сведений о его жизни обнаружено немного.
Неизвестны дата и место рождения композитора. Лишь недавно удалось установить, что знаменитый музыкант происходил из семьи украинского крестьянина. Отец Хандошкина играл на валторне и служил учителем музыки в капелле П. Шереметева. Скрипичное мастерство юноша осваивал в течение семи лет под руководством итальянского педагога Т. Порты. В архиве сохранилось прошение Порты об уплате ему «за обучение на скрипке отданного ему ученика Ивана Хандошкина, который ныне употребляется в камери гоф-музыках, с прочими музыкантами, за семилетнее время - 420 р». Дарование юного скрипача рано обратило на себя внимание: в 1760 г. Хандошкин был принят в оркестр будущего императора Петра III в качестве «музыкантского ученика», а с 1762 г. играл в оркестре придворного итальянского театра. Вскоре представился случай попробовать силы на новом поприще - педагогическом: в 1764 г. Хандошкин организовал преподавание скрипки во вновь открытых музыкальных классах Академии художеств, однако через несколько месяцев, уйдя из Академии, стал учителем музыки в публичном театре К. Книппера. Начало 1780-х гг. - первый расцвет музыкальной деятельности скрипача: его концерты становятся заметным событием в культурной жизни Петербурга. Помимо службы в качестве придворного камер-музыканта и театрального капельмейстера, Хандошкин участвует в работе Петербургского музыкального клуба как его почетный член. В этот же период появляются первые изданные произведения выдающегося скрипача.
Казалось, жизненная перспектива ясна и не сулит неожиданностей. Но в середине 80-х гг. в судьбе музыканта произошел резкий поворот: могущественный вельможа екатерининских времен Г. Потемкин, задумавший открыть на юге России университет, поручил Хандошкину организацию музыкального дела. «Наместник Таврический» писал Екатерине II: «Как в Екатеринославском университете, где не только науки, но и художества преподаваемы быть имеют, должна быть Консерватория для музыки, то приемлю смелость всеподданнейше просить об увольнении туда придворного музыканта Хандошкина с пожалованием за долговременную его службу пенсию и с награждением чина мундшенка придворного». Вскоре Хандошкин выехал к месту назначения. Однако планы культурного развития южного края в те годы не были осуществлены. Поэтому музыкант надолго поселился во второй столице, где руководил выступлениями оркестра в московском Благородном клубе. В те годы газета «Московские ведомости» печатала сведения о продаже нот. Поместил свое объявление и Хандошкин: «Из придворных камер-музыкантов первый сочинитель и игрок русских песен г. Хандошкин издал два Польских (полонеза) с отменным вкусом... которые были играны в торжественный день в Санкт-Петербурге, в публичном маскараде в первый раз и от почтенной публики удостоены отменною похвалою».
В конце 80-х гг. музыкант возвратился в Петербург, затем вторично приезжал в Москву в 1801-02 гг. Об этом периоде жизни Хандошкина известно немногое: продолжалась его педагогическая деятельность, появлялись в печати новые его произведения, принося автору известность и убытки (в те годы издание каких-либо сочинений обходилось авторам очень дорого). Умер знаменитый скрипач «внезапно, придя в кабинет за пенсионом».
Творчество Хандошкина невелико по объему, но драгоценно для истории отечественной камерно-инструментальной музыки. Ограничившись музыкой для своего любимого инструмента - скрипки, мастер очень разнообразно использовал ее выразительные и технические возможности.
В трех известных нам сонатах для скрипки solo, а также в единственной сонате для скрипки с басом музыкант-виртуоз предстает перед слушателями во всеоружии композиторского мастерства, пленяя слушателей эмоциональной щедростью, благородством тона и лирической задушевностью. Сонаты для скрипки solo задуманы как циклические произведения из трех частей - медленной первой, оживленной второй и быстрого танцевального финала.
Наиболее самобытна Первая соната, которая проникнута «мужественной патетикой, глубиной и благородством чувства и может быть сопоставлена с таким выдающимся явлением русской музыки конца XVIII века, как музыка Фомина к мелодраме "Орфей и Эвридика"« (Ю. Келдыш).
Иначе выстроена Соната для скрипки с басом: она двухчастна, причем ее 2 часть напоминает большую виртуозную каденцию и тем самым дает некоторое представление о выдающемся даре импровизации, неизменно поражавшем современников в игре Хандошкина.
Излюбленной и самой обширной областью творчества были для композитора циклы вариаций на темы народных песен. Число вариаций в цикле - от трех до сорока. Композитор разрабатывал песенные мелодии с глубоким пониманием их природы, с неистощимой изобретательностью в обновлении исходного напева, мастерски используя сложную скрипичную технику. Замечательный музыкант научил скрипку петь привольные русские мелодии, передавать зажигательную стихию народного танца.
С исторической дистанции все отчетливей виден масштаб достижений первого выдающегося русского виртуоза-скрипача и композитора. Прав современный исследователь, утверждая: «Хандошкин был художником большого дарования и высокой профессиональной культуры... Некоторые из его творческих находок остались непревзойденными в русской музыке вплоть до Глинки». /Н, Заболотная/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.