Хандошкин Иван

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Хандошкин Иван

Хандошкин (Иван) - первый в России замечательный виртуоз на скрипке и плодовитый композитор (1765 - 1804). Сын бедного портного, Х., благодаря содействию мецената Л.А. Нарышкина, ездил в Италию, где занимался у известного Тартини. Достиг в игре такого совершенства, что мог соперничать со знаменитыми в то время скрипачами Виотти, Местрино и Дицом. Вернувшись в Россию, Х. был сделан придворным камерным музыкантом. Написал более 100 сочинений для скрипки преимущественно вариаций на русские песни, приводившие в восторг высшее общество времен Екатерины II . Кроме того, написал три сонаты. Сочинения его издавались в XVIII веке И.Д. Герстенбергом и даже позже Ф. Стелловским. Несколько лет состоял на службе в дирекции императорских театров, от которой, по ходатайству Г.А. Потемкина , уволен в 1785 г. и назначен в Екатеринославскую музыкальную академию, которая должна была состоять при Екатеринославском университете, оставшемся, однако, только в проекте. Музыкальная же академия существовала независимо от университета в течение нескольких лет и содержалась на счет сумм, отпускавшихся на нее из кабинета Ее Величества, но после смерти князя Потемкина (1791) дела академии пошатнулись, самое существование ее сделалось сомнительным. Х. был в этой академии преподавателем и некоторое время даже начальником, замещая профессора Сарти, который нередко отлучался, получая от Потемкина различные командировки по музыкальным делам. Ср. "Архив дирекции императорских театров" (выпуск I, Санкт-Петербург, 1892); М.М. Владимиров "Первое столетие города Екатеринославля" (Екатеринославль, 1887); А. фон Доммер "Руководство к изучению истории музыки" (с приложением очерка истории музыки в России З. Дурова , Москва, 1884); Владимир Михневич "Очерк истории музыки в России" (Санкт-Петербург, 1879).

Источник: Биографический словарь. 2008

Хандошкин, Иван

— композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз и камер-музыкант, пользовавшийся огромным успехом при дворе императрицы Екатерины II, род. в 1765 г., умер в 1804 г. Сын бедного петербургского портного, он происходил из крепостного звания. Уже в раннем детстве Х. обнаружил большие музыкальные дарования, выучившись превосходно играть на балалайке, а затем пристрастившись к игре на скрипке. Первоначально он обучался в Петербурге у Тито Порто, камер-музыканта скрипача, состоявшего 40 лет на службе дирекции императорских театров; после этого, благодаря содействию известного мецената Л. А. Нарышкина, для усовершенствования ездил за границу, где так же брал уроки и достиг такого совершенства, что состязался с первыми европейскими скрипачами: Биотти, Местрино и др., и затмевал их своей игрой, вполне оправдывая данное ему современниками прозвание "русского Паганини". Игра его отличалась "сильной техникой и особенно гениальным порывом". Как композитор Х. был очень плодовит и написал много сонат, концертов и вариаций для скрипки с фортепиано; ему приписывают до 100 сочинений для скрипки, но о них не имеется почти никаких сведений, за исключением нескольких вариаций на русские песни, изданных в конце XVIII в. магазином И. Д. Герстенберга в Петербурге; затем одна его соната была издана значительно позднее Ф. Стелловским. О времени поступления Хандошкина на службу дирекции императорских театров ничего не известно, но в 1783 г. он уже получал жалованья 1100 руб. в год и кроме того квартирные и дровяные деньги, вознаграждение для того времени очень хорошее. В феврале 1784 г. Х. просил о выдаче ему квартирных и дровяных денег за три года, с 1781 г., следовательно можно предположить, что служба его началась не позже этого времени; продолжалась же она до 1 марта 1785 г., когда с Высочайшего соизволения, по ходатайству кн. Г. А. Потемкина, Х. был уволен от службы дирекции для определения в проектированный в Екатеринославле университет, с награждением чином придворного мундшенка. Согласно этому состоялось постановление дирекции Хандошкина от службы уволить и дать ему о добропорядочном поведении аттестат; на его же место был назначен скрипач Сыромятников. О назначении Хандошкина в Екатеринославский университет имеются некоторые данные, кроме архива дирекции, также и в архиве Екатеринославской городской управы. В ордере кн. Потемкина правителю наместничества Екатеринославского от 26 апреля 1785 г., между прочим, сказано, что Х. "уволен к определению в Екатеринославский университет с награждением чином придворного мундшенка, который чин ему от Правительствующего Сената и объявлен". Достоверных сведений о деятельности Хондошкина в Екатеринославле не имеется. В одном из своих прошений в дирекцию императорских театров он называет себя начальником Екатеринославского университета, но, как известно, учреждение этого университета осталось лишь в проекте, хотя для него была уже ассигнована определенная сумма и приглашены некоторые преподаватели, которым производилось даже жалованье. Что же касается долженствовавшей состоять при нем академии художеств и музыки, то она под названием Екатеринославской музыкальной академии существовала независимо от университета в течение нескольких лет и содержалась на счет сумм, которые отпускались на нее из Кабинета ее Величества, но после смерти кн. Потемкина (4 октября 1791 г.) дела академии пошатнулись и самое существование ее было более чем сомнительным. Вот в этой-то академии Хандошкин, вероятно, и был преподавателем и некоторое время начальником, исполняя последние обязанности за известного композитора Сарти, который по контракту, заключенному 10 февраля 1787 г. с кн. Потемкиным, обязался быть "директором музыки, состоящей при учрежденном в г. Екатеринославле университете, обучать там сочинению оной и самому сочинять музыкальные пьесы, в коих будет надобность"; но впоследствии, именуясь уже директором Екатеринославской музыкальной академии, часто совершал, по поручению кн. Потемкина, продолжительные поездки по делам музыки, на время которых, очевидно, и должен был кому-либо передавать свои обязанности по управлению академиею.


Архив дирекции имп. театров, вып. I, СПб., 1892. — М. М. Владимиров, "Первое столетие города Екатеринославля", Екатеринославль, 1887. — "Руководство к изучению истории музыки А. фон Доммера", с приложением очерка истории музыки в России, З. Дурова, Москва, 1884. — Вл. Михневич: "Очерк истор. музыки в России", СПб., 1879. — "Русск. энциклоп. словарь" Березина. — "Биографич. лексикон русск. композиторов" (Рубец), СПб., 1879. — "Biographie universelle des musiciens", par F. Y. Fétis, t. VII.


Н. Л—с—кий.


{Половцов}





Хандошкин, Иван


— первый в России замечательный виртуоз на скрипке и плодовитый композитор (1765—1804). Сын бедного портного, X. благодаря содействию мецената Л. А. Нарышкина ездил в Италию, где занимался у известного Тартини. Достиг в игре такого совершенства, что мог соперничать со знаменитыми в то время скрипачами Виотти, Местрино и Дицем. Вернувшись в Россию, X. был сделан придворным камерным музыкантом. Написал более 100 сочинений для скрипки, преимущественно вариаций на русские песни, приводивших в восторг высшее общество времен Екатерины II. Кроме того, написал три сонаты. Сочинения его издавались в XVIII в. И. Д. Герстенбергом и даже позднее Ф. Стелловским. Несколько лет состоял на службе в Дирекции императорских театров, от которой, по ходатайству Г. А. Потемкина, уволен в 1785 г. и назначен в Екатеринославскую музыкальную академию, которая должна была состоять при Екатеринославском унив., оставшемся, однако, только в проекте. Музыкальная же академия существовала независимо от Университета в течение нескольких лет и содержалась на счет сумм, отпускавшихся на нее из кабинета ее Величества, но после смерти кн. Потемкина (1791) дела Академии пошатнулись и самое существование ее сделалось сомнительным. X. был в этой Академии преподавателем и некоторое время даже начальником, замещая профессора Сарти, который нередко отлучался, получая от Потемкина различные командировки по музыкальным делам.


Ср. "Архив Дирекции императорск. театров" (вып. I, СПб., 1892); M. M. Владимиров, "Первое столетие г. Екатеринославля" (Екатеринослав, 1887); А. фон Доммер, "Руководство к изучению истории музыки" (с приложением очерка истории музыки в России 3. Дурова, М., 1884); Вл. Михневич, "Очерк истории музыки в России" (СПб., 1879).


{Брокгауз}





Хандошкин, Иван


— первый русский замечательный скрипач и плодовитый композитор для своего инструмента; род. 1765 (вероятно, раньше!), ум. 1804. Сын бедного портного (дворового кн. Потемкина?), Х., по некоторым известиям, на средства Л. Нарышкина учился в Италии и даже будто бы у Тартини, что невозможно, ибо Тартини ум. 1770. По данным "Архива Дирекции Имп. Театров", Х. учился в СПб. у камер-музыканта скрипача Тито-Порто, прослужившего в СПб. 40 лет. Затем он поступил на службу при Имп. театрах скрипачом и позднее капельмейстером; в 1783 он получал уже 1100 руб. жалованья. В 1785 Х. по ходатайству кн. Потемкина был уволен со службы Дирекции и определен в Екатеринославский университет (т. е. в музык. академию при нем) с награждением чином "мундшенка". Университет, как известно, не осуществился; да вряд ли на деле существовала и академия, хотя по штатам ее до 1791 отпускалось жалованье. Х. считался даже помощником и заместителем директора академии, Сарти. В игре на скрипке Х. соперничал с Виотти, Местрино и Дицом. Он написал больше ста сочинений для скрипки, большинство которых — вариации на русские мелодии и могут быть отнесены к лучшим первым сочинениям в этом роде. Сочинения Х. издавались (далеко не все) И. Герстенбергом и Стелловским. В новейшее время изданы П. Юргенсоном 3 сонаты для одной скрипки (op. 3, Х. назван на заглавном листе Antoine). По красоте музыки и строгой выдержанности стиля сонаты эти относятся к лучшему типу тогдашней европейской виртуозно-скрипичной музыки и вполне заслуживают внимания и в наши дни. Ср. "Архив дирекции имп. театров", СПб., 1892, вып. 1—3); М. Владимиров, "Первое столетие Екатеринослава" (Екатеринослав, 1887).


{Риман}





Хандошкин, Иван


виртуоз и комп. врем. Екат. II; камер-музыкант; р. 174?, † 1818 г. 4 фев.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008