самоназвания - ханти, хандэ, кантэк, устаревшее название - остяки), народ в Российской Федерации (22,3 тыс. человек), в Ханты-Мансийском (11,9 тыс.) и Ямало-Ненецком (7,2 тыс.) автономных округах и Томской области. Язык хантыйский обско-угорской группы финно-угорской семьи языков. Верующие - православные.
ХАНТЫ
ХАНТЫ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Ханты
(самоназвание – хантэ – человек) – народ угорской группы в ХантаМансийском (11,9 тыс. чел.) и Ямало-Ненецком (7,2 тыс. чел.) округах, а также в Томской области. Всего в Российской Федерации 22,3 тыс. чел. (1992). Говорят на хантыйском языке. Выделяются 3 этнографические группы: северные, южные и восточные. Южные (прииртышские) смешались с русским и татарским населением. Черты традиционной культуры сохранили восточные и особенно северные ханты жилище, одежда, средства передвижения, искусство). Этногенез хантов начался с конца 1 тыс. до н.э. на основе смешения аборигенов и пришлых угорских племен. Антропологически принадлежат к уральской расе. См. Уральская раса, Россияне, Угры, Устьполуйская культура.
ХАНТЫ
самоназв. хантэ - человек) - народ, родственный манси. Ок. 90% X. живет в Тюменской обл. РСФСР, из них ок. двух третей - в Ханты-Мансийском нац. окр., остальные - в Ямало-Ненецком нац. окр.; часть - на С. Томской обл. РСФСР. Общая числ. X. - 21 тыс. чел. (1970). Язык X. и манси вместе с венг. языком образует угорскую группу финно-угорских языков. В языке Х. не менее 10 диалектов, объединенных в 3 группы - сев., вост. и южную. Этнич. основой формирования X., как и манси, были племена - носители нижнеобской устьполуйской археол. культуры 2-й пол. 1-го тыс. до н. э., воспринявшие как культуру местных лесных племен, так и культуру пришлых с Ю. степных угорских племен. Терр. формирования X. лежала севернее и восточнее территории сложения манси. Несмотря на христианизацию X. в 17-18 вв., православие у них привилось слабо, нек-рые его черты лишь переплелись с дохристианскими верованиями. Х-во X. всегда было комплексным. Основу его составляли рыболовство, охота или оленеводство. Совр. X. трудятся в рыболовецких колхозах, оленеводческих совхозах и промысловых охотничьих х-вах. Лит.: Народы Сибири, М.-Л., 1956. З. П. Соколова. Москва.
Ханты
самоназв. хантэ, кантах - чел.; устаревшее рус. назв. - остяки), народ угорской группы ур. яз. семьи. Проживают в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком авт. окр. Тюменской обл., а также в Томской обл. Числ. 22,5 тыс. чел. (1989). Делятся на три этнографические группы: сев., юж. и вост. Сев. Х. живут по Нижней Оби с притоками Полуй, Собь, Войкар, Сыня, Куноват, Казым; вост. - по Ср. Оби с притоками Пим, Аган (с Тромъеганом), Вах, Васюган, Юган, Салым; юж. - по Нижнему Иртышу с притоками Конда, Демьянка и Оби в р-не устья Иртыша. Яз. Х. относится к обско-угорской группе финно-угорских яз., характеризуется большой диалектной раздробленностью. Черты традиционной культуры и яз. сохраняют сев. и вост. Х., юж. Х. слились с рус. нас. Родственны и близки по культуре манси. По происхождению Х. связаны с племенами древних угров, продвинувшимися в эпоху бронзы (бронз. в.) из лесостепной и степной зон У. на С. и ассимилировавшими аборигенное охотничье-рыболовческое нас. таежной зоны Зап. Сибири. Этногенез Х. завершился к нач. II тыс. н.э. В процессе ист. развития Х. взаимодействовали с соседними народами: ненцами, селькупами, коми, манси, татарами, рус. Вследствие миграций происходило смешение отд. групп Х. между собой. В "Повести временных лет" (XII в.) Х. упоминаются наряду с манси под именем "югра". Термин "остяки" появился в рус. письменных источниках в XVI в. Традиционное х-во Х. было комплексным, мн. его черты сохраняются до наст. времени. Х. занимаются рыболовством, охотой, оленеводством. Рыболовство доминирует по берегам Оби и низовьям притоков, охотничий промысел преобладает по ср. и верхнему течению притоков. Повсеместно практикуется сезонная летняя ловля рыбы на Оби. Наиб. древним традиционным способом является лов рыбы с использованием заграждений из кольев и прутьев, шир. применяются плетеные ловушки, сети, невода. Охотничий промысел вкл. добычу мясных и пушных животных, пушная охота издавна имеет товарное значение. У самых сев., нижнеобских Х., гл. отраслью х-ва является оленеводство. Остальные группы содержат по неск. десятков голов оленей для транспортных целей. У юж. Х. распространено жив-во, содержат лошадей, коров, овец. В мат. и духовной культуре Х., восходящей к далекому прошлому, наиб. сильны разл. между сев. и вост. группами Х. Для каждого времени г. у Х. имелось сезонное пос. и жилище. Осн. транспортными средствами (средства передвижения) летом служили лодки, зимой - лыжи и нарты. В сер. II тыс.н.э. у Х. существовали "княжества" - Кодское, Обдорское, Казымское, Белогородское, Бардаковское. "Княжества" вкл. неск. "городков" - военно-оборонительных, адм.-полит., торг., культово-ритуальных ц. общин. В XVII-XIX вв. осн. элементами соц. орг-ции у Х. были волость, община-пос., семья. Промысловые угодья находились как в семейной, так и в общинной собственности. Для религиозно-мифологической картины мира Х. характерно представление о трехчастном делении мира в вертикальном плане. Гл. в пантеоне божеств были Торум, Калтась, Куль. В нач. XVIII в. началась христианизация Х., однако православие получило формальное распространение. У Х. до XX в. сохранялись языческие верования, было распространено шаманство. Почитались нек-рые виды животных, птиц, особенно - медведь, в честь к-рого проводились спорадические и периодические медвежьи праздники. Самобытная культура Х. находит яркое выражение в фольклоре (в декоративно-прикладном и муз.-песенном иск-ве). Лит.: Соколова З.П. Ханты // Вопросы истории, 1971. № 8; Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992. Мартынова Е.П.