ХАНТЫ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХАНТЫ
самоназвания - ханти, хандэ, кантэк, устаревшее название - остяки), народ в Российской Федерации (22,3 тыс. человек), в Ханты-Мансийском (11,9 тыс.) и Ямало-Ненецком (7,2 тыс.) автономных округах и Томской области. Язык хантыйский обско-угорской группы финно-угорской семьи языков. Верующие - православные.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Ханты
(самоназвание – хантэ – человек) – народ угорской группы в ХантаМансийском (11,9 тыс. чел.) и Ямало-Ненецком (7,2 тыс. чел.) округах, а также в Томской области. Всего в Российской Федерации 22,3 тыс. чел. (1992). Говорят на хантыйском языке. Выделяются 3 этнографические группы: северные, южные и восточные. Южные (прииртышские) смешались с русским и татарским населением. Черты традиционной культуры сохранили восточные и особенно северные ханты жилище, одежда, средства передвижения, искусство). Этногенез хантов начался с конца 1 тыс. до н.э. на основе смешения аборигенов и пришлых угорских племен. Антропологически принадлежат к уральской расе. См. Уральская раса, Россияне, Угры, Устьполуйская культура.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ХАНТЫ
самоназв. хантэ - человек) - народ, родственный манси. Ок. 90% X. живет в Тюменской обл. РСФСР, из них ок. двух третей - в Ханты-Мансийском нац. окр., остальные - в Ямало-Ненецком нац. окр.; часть - на С. Томской обл. РСФСР. Общая числ. X. - 21 тыс. чел. (1970). Язык X. и манси вместе с венг. языком образует угорскую группу финно-угорских языков. В языке Х. не менее 10 диалектов, объединенных в 3 группы - сев., вост. и южную. Этнич. основой формирования X., как и манси, были племена - носители нижнеобской устьполуйской археол. культуры 2-й пол. 1-го тыс. до н. э., воспринявшие как культуру местных лесных племен, так и культуру пришлых с Ю. степных угорских племен. Терр. формирования X. лежала севернее и восточнее территории сложения манси. Несмотря на христианизацию X. в 17-18 вв., православие у них привилось слабо, нек-рые его черты лишь переплелись с дохристианскими верованиями. Х-во X. всегда было комплексным. Основу его составляли рыболовство, охота или оленеводство. Совр. X. трудятся в рыболовецких колхозах, оленеводческих совхозах и промысловых охотничьих х-вах.

Лит.: Народы Сибири, М.-Л., 1956.

З. П. Соколова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Ханты
самоназв. хантэ, кантах - чел.; устаревшее рус. назв. - остяки), народ угорской группы ур. яз. семьи. Проживают в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком авт. окр. Тюменской обл., а также в Томской обл. Числ. 22,5 тыс. чел. (1989). Делятся на три этнографические группы: сев., юж. и вост. Сев. Х. живут по Нижней Оби с притоками Полуй, Собь, Войкар, Сыня, Куноват, Казым; вост. - по Ср. Оби с притоками Пим, Аган (с Тромъеганом), Вах, Васюган, Юган, Салым; юж. - по Нижнему Иртышу с притоками Конда, Демьянка и Оби в р-не устья Иртыша. Яз. Х. относится к обско-угорской группе финно-угорских яз., характеризуется большой диалектной раздробленностью. Черты традиционной культуры и яз. сохраняют сев. и вост. Х., юж. Х. слились с рус. нас. Родственны и близки по культуре манси.    По происхождению Х. связаны с племенами древних угров, продвинувшимися в эпоху бронзы (бронз. в.) из лесостепной и степной зон У. на С. и ассимилировавшими аборигенное охотничье-рыболовческое нас. таежной зоны Зап. Сибири.    Этногенез Х. завершился к нач. II тыс. н.э. В процессе ист. развития Х. взаимодействовали с соседними народами: ненцами, селькупами, коми, манси, татарами, рус. Вследствие миграций происходило смешение отд. групп Х. между собой. В "Повести временных лет" (XII в.) Х. упоминаются наряду с манси под именем "югра". Термин "остяки" появился в рус. письменных источниках в XVI в.    Традиционное х-во Х. было комплексным, мн. его черты сохраняются до наст. времени. Х. занимаются рыболовством, охотой, оленеводством. Рыболовство доминирует по берегам Оби и низовьям притоков, охотничий промысел преобладает по ср. и верхнему течению притоков. Повсеместно практикуется сезонная летняя ловля рыбы на Оби. Наиб. древним традиционным способом является лов рыбы с использованием заграждений из кольев и прутьев, шир. применяются плетеные ловушки, сети, невода. Охотничий промысел вкл. добычу мясных и пушных животных, пушная охота издавна имеет товарное значение. У самых сев., нижнеобских Х., гл. отраслью х-ва является оленеводство. Остальные группы содержат по неск. десятков голов оленей для транспортных целей. У юж. Х. распространено жив-во, содержат лошадей, коров, овец.    В мат. и духовной культуре Х., восходящей к далекому прошлому, наиб. сильны разл. между сев. и вост. группами Х. Для каждого времени г. у Х. имелось сезонное пос. и жилище. Осн. транспортными средствами (средства передвижения) летом служили лодки, зимой - лыжи и нарты. В сер. II тыс.н.э. у Х. существовали "княжества" - Кодское, Обдорское, Казымское, Белогородское, Бардаковское. "Княжества" вкл. неск. "городков" - военно-оборонительных, адм.-полит., торг., культово-ритуальных ц. общин. В XVII-XIX вв. осн. элементами соц. орг-ции у Х. были волость, община-пос., семья. Промысловые угодья находились как в семейной, так и в общинной собственности.    Для религиозно-мифологической картины мира Х. характерно представление о трехчастном делении мира в вертикальном плане. Гл. в пантеоне божеств были Торум, Калтась, Куль. В нач. XVIII в. началась христианизация Х., однако православие получило формальное распространение. У Х. до XX в. сохранялись языческие верования, было распространено шаманство. Почитались нек-рые виды животных, птиц, особенно - медведь, в честь к-рого проводились спорадические и периодические медвежьи праздники. Самобытная культура Х. находит яркое выражение в фольклоре (в декоративно-прикладном и муз.-песенном иск-ве).    Лит.: Соколова З.П. Ханты // Вопросы истории, 1971. № 8; Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992.    Мартынова Е.П.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Этнокультурное наследие ханты Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа Югры в теорети

Рындина Ольга Михайловна, Лукина Надежда Васильевна, Курьянова Татьяна Сергеевна, Золотарёва Наталья Владимировна
Рассматривается проблема сохранения и актуализации этнокультурного наследия. Предлагается трактовка понятия с учётом международных нормативных документов и научной рефлексии.
Читать PDF
0.00 байт

Процесс становления письменности и разработки учебников на родных языках в Ханты-Мансийском округе в

Чумак Елена Григорьевна
Статья посвящена изучению становления письменности у народов Севера, подготовки и издания учебников на родных языках для национальных школ Ханты-Мансийского округа в 20-50-е гг. ХХ в.
Читать PDF
0.00 байт

Этническая идентификация народа ханты в фольклоре и традиционных представлениях

Успенская Софья Семеновна
Статья подготовлена по литературным данным с широким привлечением собственных полевых материалов автора, собранных в последние годы. Рассматриваются различные исторические названия и самоназвания народа и их происхождение.
Читать PDF
0.00 байт

Философия цветовосприятия в мировоззрении ханты

Черемисина Ксения Петровна
Цветовосприятие важная составляющая мировоззрения. Оно выражает главный философский смысл мировоззрения народа.
Читать PDF
0.00 байт

Баллистические эксперименты с репликой лука народа ханты

Денисов Сергей Александрович, Коробейников Алексей Владимирович, Митюков Николай Витальевич
Приведены результаты баллистических экспериментов с репликой лука народа ханты.
Читать PDF
0.00 байт

О развитии земледелия в Ханты-Мансийском национальном округе в годы Великой Отечественной войны

Алексеева Л. В.
В статье на основании главным образом архивных материалов рассмотрены пути и формы, определены этапы и результаты развития сельского хозяйства ХМАО в 1941-1945 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование сети музыкальных школ в Ханты-Мансийском автономном округе (1965-1970-е гг. )

Ташлыкова Марина Ивановна
В статье рассматривается такой аспект истории учреждений культуры Ханты-Мансийского автономного округа как развитие сети музыкальных школ.
Читать PDF
0.00 байт

Зеркало в руках мастера рецензия. Ханты-мансийский автономный округ в зеркале прошлого: сб. Статей /

Бауло Аркадий Викторович
Читать PDF
0.00 байт

Местные музеи в сохранении архитектурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа (середина 19

Харлова Людмила Владиславовна
В статье отражен процесс осуществления в ХМАО в середине 1960-х начале 1990-х гг. музейной политики в области охраны архитектурного наследия.
Читать PDF
0.00 байт

Этнокультурные и исторические предпосылки развития финно-угроведения в Ханты-Мансийском автономном о

Волдина Татьяна Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Образ города Ханты-Мансийска в разные эпохи

Рябий Михаил Михайлович
Статья посвящена городу Ханты-Мансийску, изображенному в летописях, воспоминаниях XVI-XX вв. и на литературных страницах окружной газеты начала 1940-х 1950-х годов.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о численности спецпереселенцев в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах в годы Великой

Алексеева Любовь Васильевна
В статье на основе новых документальных источников исследуются вопросы демографической истории, уточняется численность населения, в том числе ссыльных и депортированных народов.
Читать PDF
0.00 байт

Музеефикация археологического наследия в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Юг

Ефремова Елена Викторовн
В статье рассмотрены перспективы музеефикации памятников археологии в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа Югры.
Читать PDF
0.00 байт

Индустриализация Ханты-Мансийского округа как основной фактор развития городов нефтяников во второй

Стась Игорь Николаевич
В статье анализируются процессы индустриализации Ханты-Мансийского округа во второй половине XX века.
Читать PDF
0.00 байт

Конструирование реальной идентичности в процессе дискурсивной ассимиляции ( на примере Ханты-Мансийс

Трахтенберг А.Д.

Похожие термины:

  • ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

    до 1940 Остяко-Вогульский), в Российской Федерации, в Тюменской области. Расположен на Западно-Сибирской равнине, в бассейне Оби и Иртыша. Образован в декабре 1930. Площадь 523,1 тыс. км2. Население 1330,8 тыс.
  • Литература Ханты-мансийская

    Л. близкородственных народностей Сев. У. ханты и манси. Письменность они получают в 1930 на основе латинской, с 1937 - рус. графики. Зачинатели - хант Г.Лазарев и манси П.Еврин. Становлению Х.-М. Л. способст
  • ХАНТЫ-МАНСИЙСК

    до 1940 Остяко-Вогульск), город, центр Ханты-Мансийского автономного округа; порт на реке Иртыш. 34,6 тыс. жителей (1996). Основан в 1931 как рабочий поселок, город с 1950 (в состав Х.-М. включено село Самарово, из