вид земельного налога, подать
Харадж
ХАРАДЖ
государственный поземельный налог в странах Ближнего и Среднего Востока, взимавшийся в средние века и новое время. Впервые введен Сасанидами. В Арабском халифате первоначально взимался с покоренного немусульманского населения, а затем и с мусульман. В Османской империи в конце XVIII в. слился с джизьей.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ХАРАДЖ
поземельный налог в странах Бл. и Ср. Востока, взимавш. госуд. В Сасанидов госуд. — поземельный налог (хараг), введенный в результате налоговой реформы Кавада I — Хосрова I Ануширвана. На терр. раннего Халифата термин «Х.» употреблялся также как синоним джизьи для обозначения фиксиров. налога-дани с завоев. арабами немусульм. населения.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Харадж
поземельный налог в странах Ближнего и Среднего Востока в средние века. Первоначально харадж, как и джизья, - дань, которую должно было платить арабскому государству покоренное немусульманское население. Однако уже с 7 в. хараджем назывался поземельный налог, который платило (в основном натурой) население завоеванных территорий, даже если оно принимало ислам.
Источник: Исторический словарь
Харадж
государственный налог, который взимается за пользование землей. Этот вид налога брался с иноверцев–владельцев земель, которые были завоеваны мусульманами. Таким образом, иноверцы платили как подушный налог (См. Джизья), так и земельный налог–харадж. Если иноверцы принимали Ислам, то они освобождались от выплаты джизьи, но харадж они продолжали платить. Этим харадж отличается от джизьи, которую платят немусульманские граждане в обмен на предоставление им защиты и неприкосновенности со стороны мусульманского государства. Мусульманские правоведы были единогласны в том, что немусульмане должны платить со своих земель харадж, а мусульмане–ушр (См. Ушр). Однако если мусульманин покупает земли немусульман, то согласно ханафитскому мазхабу, он должен продолжать платить харадж с этих земель. Но ушр с них он не должен выплачивать. То есть, с одних и тех же земель нельзя платить эти два вида налога одновременно. Однако в других суннитских школах–маликитском, шафиитском, ханбалитском мазхабах, харадж и ушр может выплачиваться с одной и той же земли. Можно также передавать эти земли в аренду. Ушр передается нуждающимся мусульманам, а харадж идет в бюджет государства. Харадж бывает двух видов: 1. Харадж аль–муваззафа, который предусмотрен для пригодных для земледелия территорий. В период правления халифа Омара I, размер муваззафы был в размере 18 кг и 1 дирхема с территории 1600 квадратных метров. Эта цифра могла меняться в зависимости от объективных условий. 2. Харадж аль–мукасама, которая выплачивалась с урожая земель, с которых брали харадж. Размер мукасамы зависел от количества собранного урожая и мог составлять как его половину, так и треть или четвертую часть. Этот вид налога был установлен пророком Мухаммадом, который после завоевания мусульманами оазисов Хайбар и Фадак, обязал иудеев выплатить половину собранного ими урожая.
ХАРАДЖ
араб., возможно, от греч. xorngia - расходы, средства) - поземельный налог в странах Бл. и Ср. Востока, взимавшийся гос-вом. В Сасанидов государстве - поземельный налог (хараг), введенный в результате налоговой реформы Кавада I - Хосрова I Ануширвана. На терр. раннего Халифата термин "X." употреблялся также как синоним джизьи для обозначения фиксированного налога-дани с завоеванного арабами немусульм. населения. В Халифате харадж как поземельный налог взимался не только с немусульманского, но и с мусульм. населения, владевшего землями. Мусульм. законоведы различали Х.-мисаха (взимался с единицы площади) и Х.-мука-сама (с урожая в виде 1/4, 1/3 или 1/2 доли, в зависимости от качества земли и способов ее орошения). Х.-мисаха, в свою очередь, делили на Х.-мисаха I и Х.-мисаха II. Первый взимался в твердых ставках с единицы площади земли (был распространен в визант. владениях до завоевания их арабами). При сборе второго ставки колебались в зависимости от видов выращиваемых культур, соотношения обработанной и необработанной земли, плодородия, отдаленности от рынка, способов орошения и др. факторов. В Халифате до Аббасидов взимался преим. Х.-мисаха. Со 2-й пол. 8 в. в нек-рых частях Халифата преобладающим видом обложения стал Х.-мукасама, введенный при аль-Мах-ди (775-785). В Османской империи X. к кон. 18 в. слился с джизьей. В Египте в 1907 X. был заменен подоходным налогом. Источн.:Абу Йусуф Йакуб ибн Ибрахим, Китаб аль-харадж (Книга о харадже), Каир, 1885; Abou Yousof Ya´koub, Le livre de l´imp?t foncier, trad. par E. Fagnan, P., 1921; Yahya ibn Adam. Le Livre de l´imp?t foncier, publ. par Th. W. Juynboll, Leide, 1896; Al-Mawardi, Maverdii Constitutiones politicae, ex. recen M. Engeri, Bonnae, 1853. Лит.: L?kkegaard F., Islamic taxation in the classic period, Gph., 1950 (Diss); Dennett D. С, Conversion and the poll tax in early Islam, Camb., 1950. Л. И. Надирадзе. Москва.