археологическая культура бронзового века середины З-го-1-й поло-вины 2-го тысячелетия до н. э. в Индии и Пакистане Название по находкам в Хараппе. Руины городов крепостей, морских портов и др.
ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Хараппская цивилизация
цивилизация долины Инда, - археологическая культура середины 3 тыс. - 16 в. до н.э. на северо-западе Индостана (на территории современных Индии и Пакистана). Названа по г. Хараппа. Раскопками открыто около 500 памятников: руины столичных городов (Хараппа, Мохенджо-Даро, Калибанган), морских портов, пограничных крепостей, остатки сельских поселений. Основной строительный материал – сырцовый кирпич, для возведения фундаментов крепостей использовался камень. Города имели регулярную застройку, прямоугольные кварталы, водопровод и канализационную систему. Одно- и двухэтажные дома из 4 – 6 помещений группировались вокруг центрального дворика и колодца. Цитадель города укреплялась стеной с башнями. Основой экономики было скотоводство (буйволы, свиньи) и ирригационное земледелие (пшеница, просо, ячмень, горох, позднее – рис). О развитии ремесла свидетельствуют находки медных и бронзовых орудий (ножи, серпы, долота, пилы и др.), оружия (наконечники стрел и копий, короткие мечи), разнообразной керамики. В Лотхале открыты остатки дока площадью 7740 м2и найдены глиняные модели парусных лодок. Изображения кораблей известны из Мохенджо-Даро. Произведения прикладного искусства представлены печатями с изображениями животных и пиктографическими знаками (не расшифрованы), женскими украшениями из слоновой кости, драгоценных камней и металлов (ожерелья, серьги, кольца, браслеты). Скульптура передает внешний облик создателей цивилизации. Погребальный обряд изучен по могильникам Хараппы и Лотхала. Характерны одиночные и парные погребения в вытянутом на спине положении в грунтовых ямах с погребальным инвентарем, главным образом керамикой. Носители цивилизации поклонялись богине-матери, богу – прототипу Шивы, огню, деревьям, животным. Отсутствие письменных источников затрудняет изучение социально-политического строя. Судя по аналогии в материальной культуре и хозяйстве цивилизаций Передней Азии, Хараппская цивилизация была раннеклассовым обществом с рабовладельческим укладом. Политиче ский строй, вероятно, - деспотия. Упадок Хараппской цивилизации предположительно определялся несколькими причинами: тектоническим сдвигом и наводнением, истощением и заболачиванием почв, эпидемиями и войнами. Генетически связанной с Хараппской цивилизацией считают постхараппскую культуру. См. Джхангар, Джхукар, Рана-Гхундай, Рангпур.
ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
цивилизация долины Инда, - 1) высокоразвитая гор. цивилизация, существовавшая примерно с сер. 3-го тыс. до н. э. до 17-16 вв. до н. э. на С.-З. Индостана. Совр. исследования, однако, показали, что эта цивилизация распространялась далеко за пределами долины Инда: от Суткаган-Дор в Юж. Белуджистане (Пакистан) на З. до Аламгирпура в шт. Уттар-Прадеш (Индия) на В. и от Рупара в Пенджабе (Индия) на С. до Бхагтрава в Гуджарате (Индия) на Ю. Территория X. ц. была гораздо большей, чем территория цивилизаций долин Нила, Евфрата и Тигра, вместе взятых. Открытие (в 1921) и первые систематич. исследования памятников X. ц. связаны с именами инд. ученых Р. Сахни, Р. Банерджи, англ. ученых - М. С. Ватса, Д. Маршалла, Э. Маккея, М. Уилера и др. В наст. время памятники X. ц. исследуются учеными археол. службы Индии и Департамента археологии Пакистана в содружестве с учеными других стран. Из открытых археологами поселений X. ц. особенно значительны Хараппа. Мохенджо-Даро и Чанху-Даро в Пакистане и в Индии - Лотхал, Калибанган и Рупар. В результате исследований вырисовывается картина жизни высококультурного и организованного народа, к-рый жил в хорошо распланированных городах и деревнях, занимался земледелием, скотоводством и ремеслами создал прекрасные образцы иск-ва, имел собственную письменность. Самой характерной чертой планировки городов X. ц. были прямые (имевшие направление с С. на Ю. и с В. на З.) пересекающиеся улицы. Дома обычно строили из обожженного кирпича; в деревнях и маленьких поселениях употребляли также кирпич-сырец В Мохенджо-Даро, где производились обширные раскопки, выяснилось, что рядовые дома обычно состояли из центр. двора, вокруг к-рого располагались от 4 до о жилых комнат, а также кухни и комнаты для омовения. Сохранившиеся в нек-рых домах пролеты лестниц позволяют предположить, что существовали двухэтажные дома. Многие дома имели собственные колодцы. Для отвода сточных вод через улицы были проложены сточно-канализац. трубы из обожженного кирпича. Гл центры X. ц. (напр., Хараппа, Мохенджо-Даро, Калибанган) имели цитадели. В Хараппе цитадель была окружена стеной из сырцового кирпича ширина к-рои у основания равнялась примерно 14 м. Эта стена с уклоном 13-20° от вертикали как с внешней, так и с внутр. стороны даже и теперь достигает высоты св. 15 м. С внеш. стороны стена была облицована обожженным кирпичом и укреплена в узловых пунктах прямоугольными башнями. Внутр. часть цитадели Хараппы изучена еще недостаточно, но есть основания полагать, что постройки там стояли на платформе из сырцового кирпича (или каждая из них на своей собственной платформе). Под защитой цитадели к С. от нее последовательно располагались ряды жилищ ремесленников, круглые помосты-мукомольни и большое зернохранилище с площадью пола более 800 м2. В Мохенджо-Даро внутри цитадели расположено несколько зданий из обожженного кирпича. Одно из них было обществ. бассейном для омовений (т. н. "Большой бассейн"), к-рый был окружен верандой с колоннами и комнатами для раздевания. Рядом находилось другое здание, размером 81 на 23 м, к-рое состояло из центр. двора, нескольких комнат и двух лестниц. Предполагают, что это резиденция "верховного жреца". Построек, специально предназначенных для религ. целей, в Мохенджо-Даро не обнаружено. Внутри цитадели Мохенджо-Даро находилось также зернохранилище, несколько большее по размеру, чем в Хараппе, и многоколонный зал, по-видимому, предназначенный для собраний. В Калибангане внутри цитадели найден ряд облицованных глиной очагов, причем внутри каждого из них находился столбик из обожженной глины. Поблизости от очагов располагался колодец и неск. помостов для омовения. По-видимому, весь комплекс имел ритуальное назначение. Основой экономики населения X. ц., как и большинства совр. ей мировых цивилизаций, было с. х-во. Обилие рек в сочетании с мягким климатом, к-рый в те времена был более благоприятным, чем теперь, позволяло населению собирать высокие урожаи пшеницы, ячменя, гороха, дынь, бананов и др. Развито было скотоводство (буйволы, овцы, свиньи). Есть основание утверждать, что были приручены собаки, кошки и, возможно, слоны. Относительно приручения верблюдов и лошадей твердых доказательств нет. Установлено, что население изготовляло ткани из хлопка. Можно предполагать, что мужчины в то время носили дхоти, а верхним одеянием им служила шаль, являющаяся непременным атрибутом и совр. сельских жителей Индии и Пакистана. Женщины широко пользовались различными украшениями (ожерелья, серьги, браслеты, кольца, пояса, ножные браслеты и т. д.). Для X. ц. характерно значит. развитие различных ремесел и прикладного искусства. Изготовлялись разнообразные медные и бронз. изделия (лезвия ножей, серпы, долота, рыболовные крючки, резцы, пилы, бритвы и др. предметы хоз. и бытового назначения, наконечники стрел, короткие мечи, копья и др. оружие). Разнообразным и красочным было гончарное произ-во. Высокого развития достигло иск-во скульптуры и вырезывания печатей. На последние наносились надписи, напоминающие пиктографию. Надписи еще не расшифрованы, но установлено, что писали во время X. ц. справа налево. По находкам надписей на бытовых гончарных изделиях можно судить о том, что грамотность, возможно, не была достоянием только избранных. Находки большого числа гирь и измерительных реек (из слоновой кости) свидетельствуют о значит. развитии торговли. Найденные на поселениях предметы, характерные для стран Зап. Азии, говорят о том, что имели место междунар. торг. связи, осуществлявшиеся караванными путями, а возможно, и морскими. Ок. Лотхала были обнаружены остатки дока (215 на 36 м), выложенного обожженным кирпичом. Там же была найдена печать, характерная для поселений этого же времени на берегах Персидского зал. Изображения корабликов на одной печати и на черепке из Мохенджо-Даро делает предположение о существовании морской торговли еще более правдоподобным. Антропологич. состав населения, особенно в городах, был весьма смешанным. Здесь были представлены различные расовые типы: средиземноморский, альпийский, негро- австралоидный. Существовали различные религ. культы. Кроме ритуала, о к-ром свидетельствуют огненные алтари, поклонялись, по-видимому, божеству - прототипу Шивы. Имело место почитание Богини-Матери, а также поклонение деревьям, потокам, животным и т. д. До недавнего времени упомянутые выше печати, найденные в древних поселениях Месопотамии (Ур, Киш, Тель-Асмара), служили единственным источником для датировки X. ц. Они показали, что существовали усиливавшиеся с течением времени связи между X. ц. и Месопотамией начиная с эпохи Саргонидов (ок. 24-23 вв. до н. э.). Правильность этой датировки была подтверждена совр. методом датирования с помощью радиоактивного углерода, к-рый установил общий период X. ц. с 2400 по 1700 до н. э. Совр. уровень наших знаний не дает ответа на вопрос, почему погибла X. ц. Найденные на жилой части Мо-хенджо-Даро в странных позах скелеты часто приводят как доказательство резни, учиненной вторгшимися в город ариями. Но это предположение бездоказательно, ибо не все скелеты принадлежат последним жителям Мохенджо-Даро и не удалось отыскать никаких остатков культуры, к-рая непосредственно сменила бы побежденную цивилизацию. Вероятнее предположить, что X. ц. пала вследствие ряда причин: истощение почвы, наступившее в результате непрерывной эксплуатации, разрушительные наводнения, эпидемии и др. X. ц. не исчезла бесследно. Об этом свидетельствуют находки из Лотхала и Рангпура. Ее влияние можно проследить, изучая историю формирования культуры совр. народов Индии и Пакистана, Б. Б. Лал. Дели. 2) X. ц. наряду с древними культурами Египта, Шумера, Элама и иньского Китая является одной из древнейших гор. цивилизаций Старого Света, рисующих закономерный характер ист. процесса. Она, по-видимому, возникла в результате освоения долины Инда земледельческими общинами, но культура этих общин еще мало изучена. Дохараппские слои Кот Дижи и Калибангана в нек-рых отношениях обнаруживают связи с X. ц. (использование металла, гончарного круга), но в других заметно от нее отличаются. Отсутствие письменных источников затрудняет определение экономич., социального и политич. строя X. ц. Однако, исходя из того, что общество Хараппы имело много общих черт с обществом Шумера (найдены ценные хоз. архивы), можно допустить, что X. ц. являлась раннеклассовым обществом с рабовладельческим укладом. Эксплуатации, по-видимому, подвергалось прежде всего осн. производящее население страны, объединенное в общины. Это было обусловлено необходимостью коллективного труда при освоении территории, при сооружении ирригац. сети, что и создавало предпосылки для зависимого положения осн. массы производящего населения и для образования обширного гос. х-ва. В основе экономич. структур раннеклассовых обществ (к к-рым относится и X. ц.), возникших в долинах великих рек, лежало высокопродуктивное земледелие и скотоводство, опиравшееся на искусств. орошение. Открытие в Лотхале (Гуджарат, Индия) искусств. канала длиной в 2,5 км позволяет предположить существование ирригац. системы. Население X. ц. снимало два урожая в год. Но и при одном весеннем урожае, напр., жители Мохенджо-Даро (население к-рого составляло, по мнению ученых, несколько десятков тыс. чел.) получали, вероятно, значит. излишки зерна. Специализированное ремесло (металлургия, гончарное произ-во, деревообделочные промыслы), иск-во (объемная скульптура, коропластика), архитектура, внутригородской и международный торговый обмен - все это свидетельствует о наличии в обществе X. ц. имущественного и социального неравенства, подобно тому как это было в городах-государствах древнего Шумера. Политич. организация X. ц., по-видимому, была аналогична деспотическим режимам в других странах Др. Востока. А. Я. Щетенко. Ленинград. Лит.: Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф., Древняя Индия, М., 1969; Массон В. М., Средняя Азия и Древний Восток, М.-Л., 1964; Проблемы социально-экономической истории древнего мира, М.-Л., 1963; Алексеев В. П., Антропологический состав населения древней Индии, в сб.: Индия в древности, М., 1964; Щетенко А. Я., Древнейшие земледельческие культуры Декана, Л., 1968; Маккей Э., Древнейшая культура долины Инда, пер. с англ., М., 1951; Чайлд Г., Древнейший Восток в свете новых раскопок, пер. с англ., М., 1956; Дикшит С. К., Введение в археологию, пер. с англ., М., 1960; Mohenjo-daro and the Indus civilization, ed. J. Marshall, v. 1-3, L., 1931; Vats M. S., Excavations at Harappa, v. 1-2, Delhi, 1940; Mackay E., Further excavations at Mohenjo-daro, v. 1-2, Delhi, 1937-38; Riggott S., Prehistorie India to 1000 b. с, Harmondsworth, 1950; Mode H., Das fr?he Indien, Weimar, 1960; Wheeler M.. The Indus civilization, 3 ed., L.- Camb., 1968; Ghatterjee В. К. and Kumar G. D., Comparative study and racial analysis of the human remains of Indus Valley civilization with particular reference to Harappa, Calcutta, 1963; Casal J. M., La civilisation de l´Inde et ses ?niemes, P., 1969; Fairservis W. A., The roots of Ancjent India, N. Y., 1971.