ХАРИДЖИТЫ
ХАРИДЖИТЫ
представители одного из сектантских теч. в раннем исламе, к-рое возникло в халифате в нач. 2-й пол. 7 в., во время ожесточ. борьбы приверженцев Али и Муавии (претендентов на пост халифа) за верхов. власть. Х. считали, что община может избирать халифом любого «благочестивого мусульманина» и что она может также низложить царствующего халифа, если он неугоден ей. В правл. Омейядов (661 — 750) и первых Аббасидов (8 — 10 вв.) Х. возгл. антифеод. и антихалифские восстания, особенно в Ираке.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ХАРИДЖИТЫ
вышедший, восставший - сторонники одного из течений в исламе, возникшего в 50-х гг. VII в. Выступали за равенство всех мусульман, независимо от их происхождения и цвета кожи. По учению X., халифом может быть любой последователь ислама, избранный мусульманской общиной. Община же имеет право сместить неугодного халифа. X. отличались непримиримостью к политическим и идеологическим противникам, которые объявлялись явероотступниками» и подлежали уничтожению. X. встречаются в Алжире, Тунисе, Ливии, Омане.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ХАРИДЖИТЫ
от араб. хаваридж, букв. - вышедшие, возмутившиеся, мятежники) - приверженцы одной из наиболее ранних мусульм. сект. Движение X. зародилось в период острой борьбы за власть в Халифате между халифом Али и наместником Сирии Омейядом Муавией (см. Муавия I). Часть армии Али, возмущенная его нерешительностью в борьбе с Омейядами (к-рых обвиняли в расточительстве общественных фондов), склонностью к компромиссу с Омейядами, покинула лагерь Али под Куфой и в 657, обосновавшись у Нахравана (Ирак), присягнула рядовому воину Абдал-лаху ибн Вахбу, к-рого избрала халифом. Их и назвали противники хариджитами. Сами X. наз. себя истинными мусульманами (иногда наз. "шура" - люди, жертвующие собой за убеждения). В рядах X., первоначально представлявших боевую политич. орг-цию, были гл. обр. социальные низы, сперва только арабы, а позднее и неарабы (мавля). Осн. лозунг X. в этот период - "нет суда кроме божьего и нет покорности ослушавшемуся Аллаха". Лозунги X. отражали чаяния нар. масс о равенстве. Они требовали выборности халифа всей общиной, подотчетности его общине, считали, что халифом может быть даже раб, если его изберет община. В 658 у Нахравана армия Али, значительно превосходившая численностью отряд X., истребила его; погиб и ибн Вахб (мстя за него, X. в 661 убили Али). Движение X. после захвата власти Омейядами (661) усилилось. В 660-661 начались выступления в Басре, в 677-678 - в Куфе. В 684 среди X. произошел раскол, вызванный решением Абдаллаха ибн Ибада, главы течения X.-ибадитов (абадитов), занять нейтральную позицию по отношению к аз-Зубейру, признанному верхушкой населения Басры, и остаться в городе. Расценивая это решение ибадитов как уклонение от джихада, Нафи ибн аль-Азрак, возглавивший течение X.-азракитов, призвал к бойкоту ибадитов и к продолжению непримиримой борьбы с Омейядами. Азракиты покинули Басру и сделали своей базой Ах-ваз. Третий крупный отряд X. во главе с Надждой ушел в Йемаму. В 689-696 азракиты, опираясь на базу в Кермане, разбили войско Омейядов в р-не Басры, заняли Хузистан; однако наместнику Омейядов в Ираке Хаджаджу удалось нанести им поражение. В кон. 7 в. на С. Ирака сформировалось новое течение X.- софриты. Возглавлявшиеся Шабибом аш-Шайбани софриты в 696 перешли в наступление, заняли Мадаин и разбили войско Хаджаджа у Куфы; но теснимые свежими силами Омейядов вынуждены были отступить к р. Ка-рун, направляясь на соединение с азракитами. С 8 в. движение X. переплетается с борьбой оппозиционных омейядскому халифу Мервану II группировок. Так, в 745 в Мосуле софритов использовали местные феодалы в борьбе за пост правителя занятых софритами Куфы и Васита. В Хорасане и Мавераннахре в восстание X. (736-746), опиравшихся на крестьян-мавали, включились также дехканы со своими дружинами. Постепенно менялась программа X.; первоначальное требование равенства всех мусульман отошло на второй план; в идеологии X. возобладали религ. догматы. К 40-м гг. вернулись к открытой борьбе ибадиты. В 746-748 они подняли вооруж. восстание в Аравии, в 751 в Омане основали свой имамат. В 8 в. движение X. распространилось и среди племен Сев. Африки, боровшихся против нарушения Халифатом условий обращения их в ислам. В 734-742 в Марокко восстали полуоседлые племена Севера и примкнувшие к ним кочевники, а также негры оазисов Юга. Восстание привело к падению власти Омейядов в Сев. Африке. Но плодами победы воспользовалась верхушка X. Вожди нар. движения (Майсара аль-Матгари в Танжерском р-не и Иса аль-Асвад в Сиджильмасе) были казнены. X. неоднократно атаковали Кайруан и трижды овладевали им (757-761, 770-772, 944-947). В Сев. Африке X. создали неск. имаматов, наиболее крупные - имамат Ростемидов (Тахерт) и имамат в Сиджильмасе. В 909 эти имаматы пали под ударами Фатимидов. Феод. гнет последних вызвал в 936-947 в Ифрикии восстание X. - нуккаритов (поборники равенства мусульман и власти совета шейхов). X. активно участвовали во многих восстаниях в Халифате (в Зинджей восстании 869-883, Берберских племен восстании 740-742, в восстании Абу Муслима 747-750 и др.). X.-ибадиты встречаются в Ифрикии, Омане и нек-рых др. араб. странах. Лит.: Беляев E. A., Мусульманское сектантство, М., 1957; его же, Арабы, ислам и араб. халифат в раннее средневековье, 2 изд., М., 1966; Чураков М. В., Магриб накануне хариджитского восстания, в сб.; Палестин. сборник, в. 5(68), М.-Л., 1960; его же, Хариджитские восстания в Магрибе, там же, в. 7(70), М.-Л., 1962; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV вв., Л., 1966 (библ.); Жюльен Ш.-А., История Сев. Африки, пер. с франц., (т. 2), М., 1961 (библ.). М. В. Чураков. Ленинград.
Хариджиты
мятежники, раскольники. Приверженцы мусульманской секты преимущественно радикального толка. История ее возникновения восходит к правлению четвертого праведного халифа Али ибн Абу Талиба (34/656–39/661). После убийства халифа Османа мятежниками выбрали его халифом. Новому халифу, в целом, присягнули все провинции, за исключением Сирии. Ее правитель Муавия ибн Абу Суфьян (будущий халиф и основатель династии Омейядов) воздерживался от присяги, выдвинув ему несколько предварительных условий, главным из которых было требование немедленного наказания убийц халифа Османа. Для того чтобы оказать давление на Муавию, халиф Али в 35/657 году двинулся с верными ему войсками в Сирию. У населенного пункта Сиффин произошло сражение, в ходе которого Али сумел значительно потеснить силы Муавии. Но в решающей фазе сражения сирийцы нанизали на свои копья аяты Корана, призывая Али к прекращению кровопролития и решению вопроса посредством третейского суда. Али, не хотел идти на подписание мира с Муавией и был полон решимости добиться над ним полной победы. Однако значительная часть его сторонников и командиров войск была за заключение мира и оказала давление на халифа. Только после этого Али согласился на третейский суд. Но этот суд не привел ни каким положительным результатам для него и его сторонников. Тогда, недовольные решением суда сторонники халифа пожалели о том, что согласились пойти на третейский суд. Они заявили, что совершили большой грех, так как «право судить принадлежит только Аллаху» и раскаялись в этом «грехе». Затем они потребовали, чтобы и халиф Али тоже раскаялся перед Аллахом. Однако он отказался сделать это, так как не считал себя грешником. Он ответил им, что люди обладают правом судить на основании Божественных законов. Тогда, в знак своего несогласия с действиями Али, большая часть его войск (около 12000 чел.) покинула его. Они заявили, что не признают решение третейского суда в связи с тем, что «судить вправе только Бог» (ла тахким илла лиллахи). Вначале они обосновались у населенного пункта Харура. Поэтому первоначально их называли харуритами. Почти сразу секта хариджитов превратилась в мощную политическую силу, и на протяжении последующих десятилетий была главным дестабилизирующим фактором в Халифате. В борьбе со своими противниками хариджиты использовали любые средства, включая и политический террор. Хариджиты сразу объявили своими врагами, как Али, так и Муавию, начали против них активные диверсионные и военные действия. В 36/658 году халиф Али повел свои войска против них и разгромил их в сражении у Нахравана. Но жизнь этого выдающегося человека трагически оборвалась в 39/661 году. Он стал жертвой заговора хариджитов, которые приговорили его к смерти. Убийцей Али был Ибн Мулджам. Хариджиты отправили убийцу и для ликвидации Муавии, но тот заговор оказался раскрытым, и Муавия не пострадал. В последующие годы хариджиты вели вооруженную борьбу с халифом Муавией и его наследниками, к которым перешел Халифат после смерти Али. В ходе боевых действий у них сформировался культ мучеников, к отмщению которых они призывали. В повстанческой деятельности они использовали методы партизанской войны, совершая стремительные налеты, и, в случае подхода халифских войск, сразу отходили в безопасные места. Основным местом их базирования была болотистая и труднопроходимая местность аль–Батаих неподалеку от Басры (Южный Ирак). От их рук пали многие тысячи мусульман. Но среди самих хариджитов не было единства. Уже в I веке хиджры (VII в.) они распались на три соперничающие между собой секты–ибадитов, суфритов, надждитов и азракитов. Однако самой ранней группой, заложившей основы хариджитского движения, мусульманские ересиографы называют мухаккимитов. В последующие годы раскол среди них еще более углубился и к III/X веку мусульманские ересиографы описывали воззрения уже нескольких десятков хариджитских сект. Хариджитское движение в последующие десятилетия охватило Ирак, Иран, Йемен, Северную Африку. После VI/XI веков они окончательно ослабли и сошли с политической арены. В настоящее время небольшие группы ибадитов все еще проживают в Алжире, Ливии и Омане. Всем хариджитам свойственно отречение от праведных халифов Османа и Али, а также от последующих халифов. Мусульманский ересиограф VVI вв. (XXI вв.) АшШахрастани в книге Китаб алМилал ванНихал (Книга о религиях и сектах) выделил основные положения в учении ранних хариджитовмухаккимитов, отличающих их от учения мусульмансуннитов. Они касаются вопроса о политической власти в халифате. Как известно, подавляющее большинство мусульман, в соответствии с хадисами пророка, признают руководство (имамат) за представителями родного племени пророка–курайш. Все халифы Арабского халифата были родом из этого племени. Однако хариджиты придерживались других взглядов. АшШахрастани писал, что они «допускали, имамат среди некурайшитов, и каждый, кого они назначали по своему усмотрению, обходился с людьми соответственно той справедливости и тому воздержанию от несправедливости, примеры которых они показали ему,–тот был имамом. Кто выступит против него, с тем необходимо вести борьбу. Если же он изменит образ действия и отступит от справедливости, то его следует сместить или убить. Они допускали, что в мире вовсе не быть имама, если же в нем возникнет потребность, то им может быть раб или свободный, набатеец или курайшит. Первым имамом хариджитов был Абдаллах ибн Вахб арРасиби». Повстанчество и восстания против властей, которые они считали "неверными", стали обязательными в религиозной доктрине хариджитов. Если количество "истинных" мусульман, каковыми они себя считали, в какой–либо местности достигало 40 человек, то вооруженное выступление против властей становилось обязательным религиозной обязанностью. А если их было меньше, то им следовало скрывать свои вероубеждения (такия) и дожидаться пополнения своих рядов. Самопожертвование на пути веры (шира) стало одной из главных основ хариджизма. Убежденные в правоте своих идей они готовы были пожертвовать собственными жизнями ради утверждения «истины». Они считали, что шира открывает им путь в рай. Естественно, что идея ширы приводила к непрекращающимся бунтам и столкновениям с халифскими войсками. Эти столкновения приводили к огромным жертвам в среде самих хариджитских повстанцев. Это обстоятельство, в свою очередь, постепенно приводило к развитию у них культа мучеников и почитанию своих героев. Борьба с "неверным" окружением сводилась не только к бунтам, но и к прекращению всех контактов хариджитов с окружавшими их людьми. Для этого они уезжали в малонаселенные местности и создавали там свои поселения. Ссылаясь на хиджру (переселение) пророка Мухаммада они также называли себя переселенцами (мухаджирами) и из своих поселений (Дар аль–Хиджра), они "противостояли" миру неверных (Дар аль–Харб). Упорная борьба хариджитов привела к образованию ими во IIIII веках хиджры нескольких государств в Северной Африке (государства Мидраритов и Рустамидов) и Омане. Однако после прихода к власти, их лидеры не придерживались изначальных идеалов этого движения и образовали царские монархии. Наиболее известными хариджитскими сектами являются азракиты, надждиты, суфриты, аджрадиты, ибадиты. В числе вышедших из ислама хариджитских сект–маймуниты и йазидиты.