Харламов Алексей Алексеевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ХАРЛАМОВ Алексей Алексеевич
1.11 (20.10). 1840 (по другим данным - 1842) (с. Диячевка Петровского уезда Саратовской губ.) - апрель 1925 (Париж). Живописец. Из мещан. Первым наставником в искусстве считал живописца В. Я. Афанасьева. С 1857 учился в АХ у профессора А. Т. Маркова. Получил несколько серебряных медалей, в 1868 - 1-ю золотую медаль, звание художника и заграничное пенсионерство за картину «Возвращение блудного сына». В 1869 выехал за границу и поселился в Париже. Учился у Леона Бонна. В 1871-72 совершил поездку в Бельгию и Голландию, по поручению Совета АХ исполнил в Гааге копию с картины «Урок анатомии » Рембрандта. В Париже подружился с И. С. Тургеневым, который ввел его в литературнохудожественные круги Франции. Создал портреты Тургенева (1875, ГРМ), Полины Виардо-Гарсиа, Луи Виардо, Альфонса Додэ. Писал заказные салонные портреты, женские и детские головки. В 1874 прислал на академическую выставку в Петербург картины «Бедный музыкант», «Головка итальянки» и «Головка мордовки», получил звание академика. Во время поездки Александра II в Эмс добился разрешения портретировать царя ( 1874). Ежегодно выставлялся в салоне Общества французских художников, участвовал в международных выставках в Вене (1873; бронзовая медаль) и Париже (1878, 1889). С 1879 был экспонентом ТПХВ, с 1882 - членом товарищества; до 1917 участвовал почти во всех его выставках. В 1877 стал одним из учредителей Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже (Общество русских художников им. И. С. Тургенева), участвовал в его выставках; с 1896 был председателем, позже - почетным председателем общества. Награжден орденом св. Владимира IV степени и орденом Почетного легиона. Похоронен 13 апреля 1925 на кладбище Пер-Лашез в Париже. Завещал свой архив и работы русской певице Фелии Литвин. Представлен в ГРМ и ГТГ («Портрет Е. А. Третьяковой, жены С. М. Третьякова», 1875). В 1970-е репродукции картин публиковались в журнале «Apollo».

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999

Харламов, Алексей Алексеевич

— живописец, преимущественно портретист; род. в 1842 г. в Саратове; двенадцати лет от роду начал посещать классы Императорской академии художеств, в которой числился учеником проф. А. Т. Маркова. Во время прохождения академического курса получил за свои успехи в рисовании и живописи малые серебрян. медали в 1857 и 1862 г., две большие серебр. медали в 1863 г. и за написанную по программе картину "Крещение киевлян" малую золот. медаль в 1866 г. За исполнение другой картины на заданную конкурсную тему: "Возвращение блудного сына в родительский дом" (наход. в музее Академии) был в 1868 г. удостоен больш. золот. медали и на следующий за тем год отправился в чужие края в качестве пенсионера Академии. Посетив Берлин, работал в Париже под руководством Л. Бонна, отсюда сделал экскурсию в Бельгию и Голландию, где, в Гааге, написал, по заказу СПб. акд. худ., превосходную копию с картины Рембрандта "Урок анатомии" (нах. в муз. Акад.). После того поселился в Париже, в котором живет и в настоящее время. В 1874 г., за присланные в СПб. на академическую выставку картины: "Головка итальянки", "Бедный музыкант" и "Голова мордовки", а также за вышеупомянутую копию, получил звание академика. С 1872 г. состоит членом Товарищества передвижных художественных выставок, на которых и являются его новые произведения почти ежегодно. Специальность X. составляют портреты, грациозные женские и детские головки и несложные сцены из жизни детей. Характером своей живописи, колоритной и сочной, он несколько походит на своего парижского руководителя, Бонна. Как на известнейшие его работы можно указать на портреты И. С. Тургенева (в Русск. музее импер. Александра III в СПб.), Е. А. Третьяковой (в Третьяковской гал., в Москве), М. Н. Галкина-Врасского (в Радищевск. музее в Саратове) и на картины: "Итальянка" (у наследн. Д. П. Боткина, в Москве), "Женская головка" (у Государыни Императрицы Марии Федоровны) и "Головка мальчика-цыгана" (в Муз. имп. Александра III).


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Харламов Алексей Алексеевич

Харламов (Алексей Алексеевич) - живописец, преимущественно портретист, родился в 1842 г. в Саратове, двенадцати лет от роду начал посещать классы Императорской Академии Художеств, в которой числился учеников профессора А.Т. Маркова . Во время прохождения академического курса получил за свои успехи в рисовании и живописи малые серебряные медали в 1857 и 1862 гг., две большие серебряные медали в 1863 г. и за написанную по программе картину "Крещение киевлян" малую золотую медаль в 1866 г. За исполнение другой картины на заданную конкурсную тему: "Возвращение блудного сына в родительский дом" (находится в музее академии) был в 1868 г. удостоен большой золотой медали и на следующий за тем год отправился в чужие края в качестве пенсионера академии. Посетив Берлин, работал в Париже под руководством Л. Бонна, отсюда сделал экскурсию в Бельгию и Голландию, где, в Гааге, написал, по заказу Санкт-Петербургской Академии Художеств, превосходную копию с картины Рембрандта "Урок анатомии" (находится в музыкальной академии). После того поселился в Париже, в котором живет и в настоящее время. В 1874 г., за присланные в Санкт-Петербург на академическую выставку картины: "Головка итальянки", "Бедный музыкант" и "Голова мордовки", а также за вышеупомянутую копию, получил звание академика. С 1872 г. состоит членом товарищества передвижных художественных выставок, на которых и являются его новые произведения почти ежегодно. Специальность Х. составляют портреты, грациозные женские и детские головки и несложные сцены из жизни детей. Характером своей живописи, колоритной и сочной, он несколько походит на своего парижского руководителя, Бонна. Как на известнейшие его работы можно указать на портреты И.С. Тургенева (в русском музее императора Александра III в Санкт-Петербурге), Е.А. Третьяковой (в Третьяковской галерее, в Москве), М.Н. Галкина-Врасского (в Радищевском музее в Саратове) и на картины: "Итальянка" (у наследника Д.П. Боткина, в Москве), "Женская головка" (у Государыни Императрицы Марии Федоровны ) и "Головка мальчика-цыгана" (в музее императора Александр III).

Источник: Биографический словарь. 2008