Даниил (настоящее имя Ювачев Даниил Иванович; 1905, Петербург – 1942, Ленинград), русский писатель. Сын литератора И. П. Ювачева. В 1922 г. или немногим ранее начал поэтическую деятельность. Вместе с Л. С. Липавским, Я. С. Друскиным, А. И. Введенским и Н. М. Олейниковым создал группу Объединение реального искусства (ОБЭРИУ, 1927). Трагическое мироощущение выразилось в «Комедии города Петербурга» (1926–27), в которой с помощью гротеска, черного юмора Хармс соединил тему послереволюционного Петрограда с темой насилия, и в пьесе «Елизавета Бам» (1927), предвосхитившей открытия европейского театра абсурда и повествующей о беспричинном преследовании правосудием невинной героини. В годы «обэриутства» (1927–30) писатель уделяет внимание стихам и прозе. Члены ОБЭРИУ подвергаются нападкам «официальной» критики, поэтому Хармс печатается только как детский писатель в журналах «Ёж» (с 1928) и «Чиж» (с 1930): «Иван Иваныч Самовар», «Миллион», «Сказка», «Игра». Его детские произведения основаны на увлекательной игре, используют игровые жанры детского фольклора (считалки, песенки). В 1931 г. впервые арестован (по делу «детского сектора Госиздата»), находится в заключении, а потом в ссылке до конца 1932 г. На новом этапе творчества в прозе и поэзии изображает нелепые житейские ситуации и саркастически описывает реалии «совмещанского» быта в подчеркнуто реалистической манере. В 1934 г. принят в Союз советских писателей. Публикует переводы и произведения для детей, параллельно работает над повестью «Старуха», написанной в манере «фантастического реализма», в сюжете которой отражено влияние «петербургских повестей» русских писателей, а в проблематике – увлечение оккультной философией. Цикл гротесковых миниатюр «Случаи» посвящен исследованию «недочеловека» с его бессердечием и умственной ограниченностью. Осенью 1941 г. писатель был арестован за «пораженческую агитацию», умер в тюремной больнице. Реабилитирован в 1960 г.
0.00 байт
Отцы и дети в мире «Черного юмора»: Д. Хармс и О. Григорьев
Выявляются истоки появления «чёрного юмора» в русской литературе ХХ века. Отмечается отличие эстетики Д. Хармса от немецких предшественников.