ХАСМОНЕИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХАСМОНЕИ
Маккавеи — жреч. род, возгл. в 167 до н.э. нар.-освободит. борьбу в Иудее против налогового и политич. гнета Селевкидов и в теч. 130 лет правивший Иудеей (167 — 37 до н.э.). После смерти главы рода Мататии (166) вооруж. борьбой руководили поочередно его сыновья: Маккавей Иуда, Йонатан и Симон. При Иуде Маккавее были отменены религ. преследования и восстановлена религ. автономия (162). После гибели Иуды Маккавея (161) при Йонатане (первосвященник со 152) Иудея добилась значит. налоговых облегчений, а при Симоне (первосвященник 142 — 134) — политич. независимости (142). Решением нар. собрания (140) Симон был назначен наследств. первосвященником, этнархом и стратегом. Последующие Х., опиравш. на саддукеев, вели завоеват. войны, и Иудея все более приобретала черты эллинистич. монархии. Сын Симона Гиркан I (135 — 104) создал профессион. армию из иноземных наемников. Его сын Аристобул I (104 — 103) принял титул царя. При его брате Александре-Яннае Иудея достигла апогея терр. экспансии. Огромные тяготы, легшие на плечи народа, привели к возгл. фарисеями массовым нар. восстаниям (90 — 84), с величайшей жестокостью подавл. Яннаем. Вдова Янная царица Александра-Саломея (76 — 67) привлекла фарисеев к управлению госуд. и вела осторожную внеш. политику. После смерти Саломеи началась гражд. война между ее сыновьями: Аристобу-лом II (опирался на саддукеев) и Гирканом II (опирался на фарисеев). Борьба завершилась вмешательством Рима и завоев. Иудеи Гн. Помпеем (63 до н.э.). Последний из Х. Антигон (40 — 37) был отстранен от власти и убит Иродом I, основавшим под рим. протектором свою династию.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ХАСМОНЕИ
Маккавеи, жреческий род, возглавивший в 167 до н. э. нар.-освободит. борьбу в Иудее против налогового и политич. гнета Селевкидов и в течение 130 лет правивший Иудеей (167-37 до н. э.). После смерти главы рода Мататии (166) вооруж. борьбой руководили поочередно его сыновья: Маккавей Иуда, Ионатан и Симон. При Иуде Маккавее были отменены религ. преследования и восстановлена религ. автономия (162). После гибели Иуды Маккавея (161) при Йонатане (первосвященник со 152) Иудея добилась значит. налоговых облегчений, а при Симоне (первосвященник 142-134) - политич. независимости (142). Решением нар. собрания (140) Симон был назначен наследственным первосвященником, этнархом и стратегом. Последующие X., опиравшиеся на саддукеев, вели завоеват. войны, и Иудея все более приобретала черты эллинистич. монархии. Сын Симона Гиркан I (135-104) создал профессиональную армию из иноземных наемников. Его сын Аристобул I (104-103) принял титул царя. При его брате Александре-Яннае Иудея достигла апогея территориальной экспансии. Огромные тяготы, легшие на плечи народа, привели к возглавленным фарисеями массовым нар. восстаниям (90-84), с величайшей жестокостью подавленным Яннаем. Вдова Янная царица Александра-Саломея (76-67) привлекла фарисеев к управлению гос-вом и вела осторожную внеш. политику. После смерти Саломеи началась гражд. война между ее сыновьями: Аристобулом II (опирался на саддукеев) и Гирканом II (опирался на фарисеев). Борьба завершилась вмешательством Рима и завоеванием Иудеи Гн. Помпеем (63 до н. э.). Последний из X. Антигон (40-37) был отстранен от власти и убит Иродом I, основавшим под рим. протекторатом свою династию.

Лит.: Bickermann E., Der Gott der Makkab?er. Untersuchungen ?ber Sinn und Ursprung der makkab?ischen Erhebung, В., 1937; его же, From Ezra to the last of the Maccabees, N. Y., 1970; Stern M., The documents of the history of the Hasmonaean revolt, Tell-Aviv, 1965.

И. Д. Амусин. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ХАСМОНЕИ

Династия царей и первосвященников, правившая в Иудее в 166-37 гг. до Р. Х.
Завоевания Набукудурриуцура II положили конец Первому Иудейскому царству. После этого евреи на протяжении четырехсот лет не имели своей государственности. Иудея последовательно входила в состав Нововавилонского и Персидского царств, была захвачена Александром Макеконским, а позже принадлежала птолемеевскому Египту. В 170 г. до Р. Х. страной завладел царь Сирии Антиох IV Эпифан, причем иудеи, недовольные владычеством египтян, сами открыли перед ним ворота своей столицы. Но в 168 г. до Р. Х. Антиох опять подступил к Иерусалиму и обманом захватил его, выдав свой приход за совершенно мирный. Сирийцы разграбили Иерусалимский храм, не оставив даже священной утвари, и опустошили сокровищницу. Равным образом разграбили они и весь город, причем часть жителей перебили, других же вместе с женами и детьми увели в плен, так что более 10 тысяч человек стали рабами. Лучшие здания города Антиох предал огню, а городские стены велел срыть. Наконец, поставив на месте, где происходили жертвоприношения, алтарь, царь заклал на нем свинью, то есть совершил с точки зрения иудеев ужасное святотатство. Все жители страны должны были отказаться от своей исконной религии и поклоняться греческим богам (в каждом городе и в каждом селении им посвящали жертвы и воздвигали алтари). Было запрещено совершать обряд обрезания мальчиков. Ослушников жестоко наказывали. Многие, отчасти добровольно, отчасти от страха перед наказанием, стали исполнять эти царские повеления. Однако наиболее выдающиеся и благородные из иудеев не отказались от древних обычаев. Ежедневно нескольким из них приходилось подвергаться пыткам и умирать в жестоких мучениях. Их бичевали, терзали и затем живьем пригвождали к крестам; женщин же и детей, которые были наперекор царскому повелению обрезаны, подвергали казни через удушение и вешали затем тела их на шею пригвожденным к крестам мужьям и родителям. Тот, у кого находили книгу со священными законами, умирал жалкой смертью, а книга уничтожалась.
В это время в иудейской деревне Модии жил священник Маттафия. В 167 г. до Р. Х. в Модию явились царские чиновники, чтобы принудить иудеев исполнять предписания царя и принести установленные Антиохом жертвы. Чиновники стали добиваться от Маттафии, чтобы он первый принес жертвы и тем показал пример односельчанам. Однако Маттафия наотрез отказался сделать это, заявив, что он со своими сыновьями никогда не изменит древнему благочестию. Не успел еще Маттафия закончить свою речь, как кто-то из иудеев вышел из толпы и принес требуемую Антиохом жертву. Тогда Маттафия и его сыновья в гневе бросились на него с мечами в руках, и старик убил не только этого иудея, но и царского военачальника Апеллеса, принудившего того к жертвоприношению, а вместе с ним нескольких солдат. Разрушив затем алтарь, Маттафия воскликнул: "Кто еще привержен родным обычаям и истинному богопочитанию, тот пусть следует за мною". С этими словами он в сопровождении сыновей удалился в пустыню. Вслед за ним в пустыню ушли многие жители деревни и поселились там в пещерах. Вскоре Маттафия собрал вокруг себя значительную рать, разрушил жертвенники и стал убивать всех, кто навлекал на себя грех жертвоприношения греческим богам.
Через год он умер, а предводителем восставших стал его старший сын Иуда Маккавей. Когда против него выступил наместник Самарии, Иуда сразился с ним, поразил его самого и многих его воинов. Затем он победил наместника Келесирии. Вся страна вскоре была охвачена восстанием. Узнав об этом, Антиох IV отправил против иудеев большую армию во главе со своим полководцем Горгием. Иуда внезапно напал на сирийцев под Эммаусом и разбил их. В 165 г. до Р. Х. он вернул себе Иерусалим (после антиохового разгрома город был в запустении, а в храме уже проросли деревья). Маккавей снабдил храм новой утварью, светильником, столом и алтарем, сделанным из золота, заготовил новые завесы на двери, навесил новые створы дверей и укрепил храм стенами. (Иерусалимский замок оставался в руках сирийцев). Из Иерусалима Иуда стал совершать походы на окрестные племена, постепенно покоряя их себе.
В 162 г. до Р. Х. в Иудею вторгся сирийский полководец Лисий (вместе с ним был малолетний царь Антиох V, над которым он был регентом). Иуда сразился с ним под Вефсурой, но не смог одолеть многочисленного войска и отступил к Иерусалиму. Осада города была долгой и упорной. Против каждого осадного орудия, которое царь возводил у стен города, защитники ставили свое. Однако вскоре у них стали заканчиваться съестные припасы. Поэтому, когда Лисий и Антиох предложили Иуде мир на достойных условиях, он согласился его принять. Евреи вновь признали власть сирийского царя, который, в свою очередь, предоставил им право жить по их собственным древним законам. Гонения на иудейскую веру были прекращены. Но в том же году сирийский престол захватил Деметрий I. Война с иудеями возобновилась. А поскольку первосвященник Алким выступил на стороне сирийцев, народ передал первосвященство Иуде. Тот принял посвящение, однако властью своей пользовался недолго. Война приняла неудачный для иудеев оборот. Полководец Деметрия Никанор захватил Иерусалим и разбил Иуду у деревни Каферсаламы. В 161 г. до Р. Х. другой сирийский полководец, Бакхид, нанес ему поражение у деревни Вифзифы. Иуда, храбро отбивавшийся от врагов, пал в этом бою.
Ему наследовал брат Ионат, который продолжил войну с Бакхидом. Положение повстанцев поначалу было очень тяжелым. Сирийцы взяли Иерихон, Эммаус, Гадару и многие другие иудейские города. Ионат и его сподвижники должны были в течение нескольких лет скрываться. Только в 153 г. до Р. Х., когда у Деметрия I началась война с другим претендентом на престол, Александром Балсой, Ионат смог овладеть Иерусалимом и укрепил его стенами. Затем, воспользовавшись усобицами в Сирии, он в 148 г. до Р. Х. захватил Яффу, Азот и Аскалон. В 145 г. до Р. Х. он принял сторону очередного претендента на сирийский престол Антиоха VI, отложился от правившего тогда царя Деметрия II и начал против него войну. В 142 г. до Р. Х. сирийцы были разбиты на равнине Асор. Тогда же Ионат стал возводить мощные укрепления вокруг Иерусалима и приступил к осаде Иерусалимской крепости, которая находилась в руках сирийцев еще со времен Антиоха IV. Одержав столько славных побед на поле боя, он пал жертвой подлого коварства. В 141 г. до Р. Х. один из полководцев Антиоха VI Диодот Трифон пригласил Ионата в Птолемаиду. Тот не увидел в этом никакого подвоха и приехал на встречу всего с I тысячей воинов. Но как только иудеи вступили в город, жители по данному Трифоном сигналу заперли ворота и набросились на них. Всех спутников первосвященника перебили, а сам он оказался в плену и вскоре был казнен.
Узнав об этом печальном событии, иудеи избрали первосвященником младшего из сыновей Маттафии - Симона. При нем Иудейское государство настолько усилилось, что перестало платить сирийцам дань. В первый же год своего правления он взял Иерусалимскую крепость и велел срыть ее до основания. Накопив силы, Симон постарался отомстить Трифону, который в 140 г. до Р. Х. убил Антиоха VI и провозгласил себя царем. Когда против него выступил один из селевкидских принцев - Антиох VII, Симон стал одним из самых преданных его друзей, дал Антиоху много денег и съестных припасов. Но едва в 138 г. до Р. Х. Антиох утвердился на престоле, он начал думать о том, как вновь покорить себе Иудею. Однако до тех пор, пока был жив Симон, все попытки в этом направлении не приносили успеха. В 134 г. до Р. Х. этот последний из сыновей Маттафии был коварно умерщвлен во время пира его зятем Птолемеем. Тогда же были убиты два старших сына первосвященника, но самый младший из них, Гиркан, успел бежать в Иерусалим. Здесь при поддержке горожан он унаследовал звание и власть отца.
Первые годы правления Гиркана прошли в войне с Птолемеем, укрывшимся в крепости Дагон. Затем в 132 г. до Р. Х. против него выступил сирийский царь Антиох VII. Опустошив и разграбив всю Иудею, он запер Гиркана в Иерусалиме и осадил город. Успех ему, впрочем, принесла не сила войска, а его благочестие. Когда наступил великий иудейский праздник кущей, Антиох послал Гиркану драгоценные жертвенные дары, а войску - угощение. В ответ на эту любезность Гиркан отправил к царю посольство с просьбой оставить иудеям их прежнее государственное устройство. Антиох согласился, но потребовал, чтобы осажденные сложили оружие, предоставили ему право взимать дань, выдали ему заложников, выплатили 500 талантов серебра и срыли городские укрепления. Хотя условия были очень тяжелые, Гиркан их принял. В дальнейшем он был верным союзником сирийского царя и участвовал вместе с ним в парфянском походе 130 г. до Р. Х. Но сейчас же после смерти Антиоха (в 129 г. до Р. Х.) Гиркан восстал против сирийцев и начал завоевывать соседние города. После шестимесячной осады он завладел Мидавою, занял Самегу и Сихем. Затем он взял идумейские города Адару и Мариссу и, подчинив себе всех идумеев, приказал им принять обрезание и жить по иудейским законам. Свершив это, он приступил к сильно укрепленной Самарии, окружил ее рвом, двойной стеной и стал стеснять горожан тяжелой осадой. Селевкиды были заняты тогда внутренними войнами, и им было не до Иудеи. Несколько раз их полководцы пытались прийти на помощь самарянам, но каждый терпел поражение и отступал с уроном. После годичной осады Гиркан взял город, разорил и разрушил его до основания. Затем до самой смерти он правил в покое и сумел накопить значительные богатства.
Сын Гиркана I, Аристобул I, взойдя на престол, положил начало Второму Иудейскому царству. Это был правитель жестокий и деспотичный. Рассорившись со своей матерью из-за власти, он велел бросить ее в темницу и уморить голодом. Следующего за ним по возрасту брата Антигона, который был его соправителем, Аристобул, заподозрив в измене, велел убить. Младшие братья также были посажены в тюрьму. Впрочем, правил Аристобул всего год и вскоре умер от какой-то тяжелой болезни. За свое короткое царствование он успел покорить значительную часть Итуреи и принудил ее жителей принять обрезание и иудейские законы. Вдова Аристобула Александра Саломея освободила от оков его брата Александра Янная и провозгласила его царем.
Александр начал свое правление с того, что с помощью кипрского царя Птолемея Лафура подчинил себе правителя Газы Зоила. Затем между ними, в свою очередь, началась война. Неподалеку от Иордана произошло решительное сражение, в котором иудеи потерпели тяжелое поражение. Потеряв до 30 тысяч солдат, Александр бежал с поля боя, а Птолемей захватил Газу и опустошил всю Иудею. На помощь Александру пришла мать Лафура, египетская царица Клеопатра III, которая уже многие годы враждовала с сыном. При ее поддержке Александр вторгся в Келесирию, взял после девятимесячной осады Гадару, потом овладел Амафунтом, Анфедоном и Газой. Разгневавшись на жителей последней за то, что они перешли на сторону Лафура, он предал город жестокому разгрому и перебил большую часть его жителей (в 96 г. до Р. Х.). Но когда Александр выступил против набатейского царя Ободата I, войско его попало в горной теснине в засаду и понесло большие потери. Сам царь едва сумел бежать в Иерусалим. В довершение несчастий против него восстали собственные подданные, и царь во главе войска наемников вел с ними упорную шестилетнюю войну. За это время, по свидетельству Иосифа Флавия, он перебил не менее пятидесяти тысяч иудеев. Когда последние стали изнемогать, они призвали к себе на помощь царя Дамаска Деметрия Эвкера. Тот явился во главе большого войска. Александр выступил против него, и возле Сихема произошел бой. В нем пали все 6 тысяч наемников Александра. Александр бежал в горы и вскоре собрал новое войско. Деметрий, который понес в первой битве большие потери, не стал с ним сражаться и отступил. А Александр овладел Бемеселисом, где укрывались последние из его врагов. Восемьсот пленников он привел в Иерусалим и здесь велел всех их распять. В то время когда эти несчастные умирали столь мучительной смертью, царь велел изрубить на их глазах жен и детей. Водворив таким образом мир, Александр вновь приступил к внешним завоеваниям: взял Дий, Ессу, Гауланию, Селевкию, Стратонову Башню, Азот, Рафию, Скифополь и некоторые другие города. Последние три года он страдал лихорадкой, но, несмотря на болезнь, не прекращал походов и умер во время осады Рагавы.
Царицей после него стала его жена Александра Саломея, а первосвященником - старший сын Гиркан II. Чтобы удержаться на престоле, Александра постаралась помириться с прежними противниками мужа - сектой фарисеев. Последние получили при ней огромное влияние. Прежние сторонники Александра Янная были очень недовольны таким положением дел и настроили против матери ее младшего сына Аристобула. В 67 г. до Р. Х., узнав о болезни матери, он поднял против нее восстание. Менее чем за пятнадцать дней его сторонники овладели 22 городами. В разгар этого мятежа царица умерла. Аристобул беспрепятственно вступил в Иерусалим и провозгласил себя царем. Его старший брат, Гиркан, сначала признал его власть, но потом бежал к арабскому царю Харитату III, который встретил его очень дружественно. Харитат выступил против Аристобула II и победил того в сражении. Аристобул укрылся в Иерусалиме, а арабы начали осаду города. В разгар этих событий в Иудею по поручению Помпея прибыл римский полководец Эмилий Скавр. Аристобул, дав взятку 400 талантов, привлек того на свою сторону, и Скавр освободил его от осады. После ухода римлян обратно в Сирию Аристобул напал на своих противников и разгромил их при Папироне. Тем временем Помпей, ознакомившись с положением дел в Иудее, принял сторону Гиркана как старшего брата. В 63 г. до Р. Х. он подступил к Иерусалиму. Аристобул выехал к нему навстречу и обещал сдать город. Однако когда римляне подошли к Иерусалиму, его ворота были заперты - жители отказались пустить их. Помпей заподозрил обман и приказал взять Аристобула под стражу. Его войско приступило к осаде. Иудейская столица была хорошо укреплена, но римляне разбили таранами стену, ворвались внутрь и перебили до 12 тысяч иудеев. Помпей низложил Аристобула и провозгласил первосвященником Гиркана II. Все города за пределами Иудеи (в том числе Гиппос, Скифополь, Пеллу, Дий, Самарию, Азот, Арефусу) он велел вернуть прежним обитателям. Приморские города Газу, Яффу, Дору, Стратонову Башню и некоторые другие он объявил независимыми и включил в состав римской провинции. Таким образом, могуществу Иудейского царства был положен конец, и оно вернулось в свои древние пределы. Сделав все эти распоряжения, Помпей вернулся в Киликию, а Аристобула и его семью велел отправить в Рим. Вскоре Аристобул бежал, вернулся в Иудею и начал против римлян войну. Многие евреи взялись тогда за оружие, но вскоре были разбиты и рассеяны. Аристобул во второй раз попал в плен, вновь был отослан в Рим и содержался там до самой смерти в темнице.
Новый правитель Иудеи Гиркан II был человеком медлительным и апатичным. Всю жизнь он находился под большим влиянием своих приближенных, в особенности идуменянина Антипатра. Когда в Риме началась гражданская война между Цезарем и Помпеем, Гиркан по совету Антипатра принял сторону Цезаря и не прогадал - победитель обласкал его и осыпал наградами. Но после того как в 44 г. до Р. Х. Цезарь был убит, в Иудее началась усобица. Не обращая внимания на слабого Гиркана, отдельные наместники городов и полководцы вступили между собой в борьбу за власть. Союзниками первосвященника в этой войне выступали сыновья Антипатра Фасаил и Ирод (сам Антипатр был тогда уже отравлен своими врагами), а одним из основных противников Гиркана стал его племянник, сын Аристобула II, Антигон. Ирод сразился с ним и изгнал из Иудеи. Тогда в 40 г. до Р. Х. Антигон привлек на свою сторону парфянского царевича Пакора. Он обещал парфянам тысячу талантов и пятьсот женщин из наиболее знатных семейств, если они лишат Гиркана власти и убьют приверженцев Ирода. Ввиду этого парфяне пошли войной на Иудею - сам Пакор двинулся по прибрежной полосе, а его сатрап Барзафарн вторгся во внутренние области страны. Некоторые города принимали Антигона, другие, напротив, закрывали перед ним ворота. В Иерусалиме враги Гиркана попытались взять штурмом царский дворец, но Фасаил и Ирод отразили это нападение. Впрочем, установить контроль над всем городом они были не в силах. Ежедневно между ними и их противниками происходили кровопролитные стычки. Вскоре в Иерусалим приехал с небольшим отрядом Пакор. Он, сделав вид, что хочет решить дело миром, предложил Гиркану и Фасаилу отправиться для переговоров к Барзафарну. Тот сначала принял их очень любезно, а потом приказал заключить в оковы. Узнав об этом, Ирод оставил Иерусалим. Парфяне овладели городом и разграбили царский дворец.
Таким образом, Антигон утвердился у власти. А чтобы никто не попытался вернуть на престол его дядю, он велел отрубить у него уши (по древнему иудейскому закону первосвященником не мог быть человек, страдающий каким-либо телесным недостатком). Но успех Антигона не мог быть длительным. Получив власть при помощи парфян, он тем самым сделался врагом римлян. Воспользовавшись этим, Ирод отправился в Рим с жалобой на Антигона и был там при поддержке Антония провозглашен иудейским царем. Весной 39 г. до Р. Х. он высадился в Птолемаиде, набрал из наемников и иудеев значительное войско и вторгся в Галилею. По мере того как он продвигался вперед, могущество его росло с каждым днем, и за малым исключением к нему присоединились вся Галилея, Идумея и Самария. В 38 г. до Р. Х. парфяне были изгнаны из страны, Пакор погиб. Положение Антигона после этого резко ухудшилось. Но поскольку Ирод должен был на некоторое время уйти из Иудеи, чтобы принять участие в парфянском походе Антония (здесь он сумел отличиться при осаде Самосаты и тем заслужить еще большую дружбу триумвира), Антигон сумел отчасти поправить свои дела. Под Иерихоном он разгромил младшего брата Ирода Иосифа (тот пал в бою). После чего в Галилее опять поднялось восстание. Назначенных Иродом сановников приверженцы Антигона проволокли к морю и там утопили. Но когда Ирод вернулся из похода с двумя римскими легионами, он у деревни Иканы, мстя за брата, устроил страшное избиение своих врагов. Весной 37 г. до Р. Х. он осадил Антигона в Иерусалиме. В течение пяти месяцев тот отважно оборонялся, но не смог сдержать натиска превосходящего войска. В конце концов римляне ворвались в город и устроили на его улицах жестокую резню. Антигон сдался в плен, но это не спасло его от кары - по приказу Антония (которого об этом очень просил Ирод) он был вскоре обезглавлен. На нем пресеклась династия Хасмонеев. Власть в Иудее перешла к Ироду и его наследникам Иродиадам.

Источник: Справочник. Все монархи мира: Древний Восток. 2001