, Рауль (Hausmann, Raoul) 1886, Вена — 1971, Лимож. Немецкий художник. С 1900 жил в Берлине, где обучался живописи под руководством своего отца. Ранние живописные работы отмечены влиянием экспрессионизма и кубизма. Сблизившись с кружком, сложившимся вокруг журнала Дер Штурм, принимал активное участие в обсуждении проблем современного искусства, часто выступал как теоретик и художественный критик. С началом Первой мировой войны определились его левые социально-политические ориентации, выразившиеся в публикациях журналов Ди Акцьон и Ди Фрайе Штрасе. В 1918 вместе с Й. Баадером и Г. Рихтером основал берлинский "Клуб дада" и его печатный орган Дада. Деятельность Хаусмана отличается характерной для направления дадаизма многогранностью, обусловленной стремлением к уничтожению границ между различными видами искусства. Он занимался живописью, скульптурой, фотографией, архитектурой, поэзией, участвовал в групповых акциях художников-дадаистов. В манифесте Синтетическое кино живописи (1918) отстаивал принцип объединения разных художественных форм; его конкретным воплощением стал фотомонтаж. В отличие от кубистического коллажа фотомонтажи Хаусмана насыщены острым социально-критическим содержанием. Протест против милитаризма, буржуазной косности, бездушного механизма современной цивилизации передается посредством комбинации фотофрагментов, наделенных символическим смыслом (Художественный критик, 1919—1920, Лондон, галерея Тейт; Дада побеждает, 1920, Нью-Йорк, частное собрание; ABCD (Портрет художника), 1923—1924, Париж, Нац. музей современного искусства). В фотоколлаже Татлин дома (1920) мастерская художника уподобляется научной лаборатории, а его мышление — сложному, блистательному в своем совершенстве механизму. Динамичные, насыщенные множеством деталей композиции Хаусмана являются параллелью монтажному кино, в котором последовательность кадров определяется логикой метафорического мышления. Фотомонтаж, возникший как модификация принципов живописного коллажа, вскоре был освоен в печатной графике, стал широко применяться в агитационно-политическом, а затем и рекламном плакате. Будучи одним из основоположников фонетической и леттристской поэзии, Хаусман создавал поэмы-афиши, которые затем расклеивал на улице. Вместе с Хех и Швиттерсом Хаусман совершил несколько турне по Германии и Чехии с чтением лекций и дадаистскими представлениями. Его сеансы танца предвосхитили такие формы, как перформанс и боди-арт. Приход к власти нацизма вынудил художника эмигрировать. С началом Второй мировой войны обосновался во Франции. В 1945 возобновил контакты со Швиттерсом, вместе они приступили к созданию антологии дадаизма. Интерес к творчеству Хаусмана возобновился в 1960-х, когда обнаружилось внутреннее родство художественной практики дадаизма с программой авангарда новой волны.
Лит.: Hausmann R. Courrier Dada. Paris, 1958; Giroud M. Raoul Hausmann: "Je ne suis pas un photographe". Paris, 1975; Benton T. Raoul Hausmann and Berlin Dada. Ann Arbor, 1987.
В. Крючкова
0.00 байт
Образ Пьеро в пьесе Л. Хаусмана и Х. Г. Баркера «Прунелла, или любовь в голландском саду»
Рассматривается модификация образа Пьеро в пьесе Лоуренса Хаусмана и Харли Грэнвилла Баркера «Прунелла, или Любовь в голландском саду» (1906), проводится сравнение с итальянскими и французскими вариациями образа, а также раскрываю