ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ
раннефеодальное государство в середине VII–конце X вв. во главе с каганом. Столица – Семендер, с начала VIII в. Итиль. В начале VIII в. – территории Северного Кавказа, Приазовья, большая часть Крыма, степные и лесостепные земли до Днепра. Торговля с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др. Религия: иудаизм, мусульманство, христианство. В 964-965 гг. разгромлен князем Святославом Игоревичем.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ
одно из первых феодальных гос-в Вост. Европы, образовавшееся в сер. 7 в. В 13 в. занимал терр. Ниж. Поволжья, Сев. Кавказа, Приазовья и Подонья. В его состав входили племена тюркоязычных хазар, болгар, буртасов, ираноязычных алан, угроязычных мадьяр. Ему платили дань вост.-славянские, фин. племена. Столица – г. Семендер (до нач. 8 в.), затем г. Итиль. В 735 разгромлен арабами. Часть населения приняла мусульманство, др. часть – иудаизм, объявленный позднее гос. религией. Осн. вид хоз-ва – кочевое скот-во. В Ниж. Поволжье развивалось земледелие и сад-во. В городах (Итиль, Семендер, Беленджер и др.) велось стр-во из дерева, кирпича и камня. Города были центрами ремесла и торговли, прежде всего международной, от к-рой каганат получал большие доходы. Один из торг. путей шел через Верх. Посурье. В 9 в. в Верх. Посурье переселились буртасы, подчинявшиеся каганату. В 965 кн. Святослав разгромил каганат, остатки к-рого были разорены гузами и печенегами. Терр. Верх. Посурья, освободившись в 10 в. от власти каганата, попала под власть Волж. Булгарии. Лит: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962; Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. 1–2. М., 1962–1967; Плетнева С. А. Хазары. М., 1976; История Пензенского края. Пенз., 1996. Г. Н. Белорыбкин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ
раннефеодальное государство (сер. VII — конец X вв.). Южный сосед восточных славян и Древней Руси. Хазары — тюркоязычный народ, оказавшийся в Вост. Европе после гуннского нашествия (IV в.). В VI в. хазары были покорены Тюркским каганатом. В VII в. они создали Хазарский каганат. Занимали в период расцвета огромную территорию Нижнего Поволжья, Сев. Кавказа, Приазовья, большую часть Крыма, степь и лесостепь Вост. Европы до Днепра. Столицей Хазарии до сер. VIII в. был г. Семендер в Дагестане, затем г. Итиль на Ниж. Волге. В VIII в. каган, его приближенные и часть населения приняли мусульманство, другая часть хазар Сев. Дагестана приняла иудаизм. Прочными были отношения хазар с Византией, что способствовало распространению христианства. В конце VIII — нач. IX в. каган объявил государственной религией иудаизм. Основным видом хозяйственной деятельности в Хазарском каганате было кочевое скотоводство. Столица Хазарии Итиль была важным центром мировой транзитной торговли. Главным противником Хазарии к X в. стала Киевская Русь. Князь Игорь дважды успешно воевал с Хазарией (913—914, 944) и опустошал в ходе походов Каспийское побережье. Окончательное поражение Хазарии нанес его сын Святослав, который в 60-е годы X в. разорил Итиль, Семендер, захватил г. Саркел. С конца X в. Хазарский каганат перестал существовать и его население растворилось в среде тюркских кочевников. Главными противниками Руси в южно-русских степях стали печенеги, которых позднее сменили половцы.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ
гос. образование раннефеод. типа в Прикаспийских и Причерноморских степях. Возник в сер. 7 в. в результате распада Тюркского каганата. Столицей Х. к. до сер. 8 в. был Семендер, с сер. 8 в. Итиль. Во главе Х. к. находился каган из тюркской династии. Известно о войне хазар с болгарами (в 7 в.): хазары покорили часть болгарских племен, др. часть к-рых под предводит. Аспаруха ушла на Дунай и основала там славяно-болгарское госуд. — Дунайскую Болгарию. Власть хазар распростр. на все степное Сев. Причерноморье, от Волги до Днепра. В кон. 7 — нач. 8 вв. хазары подчинили также ближайшие к степям вост.-славян. племена и обложили их данью. Одноврем. хазары вели борьбу с арабами за Закавказье, но утвердиться там не смогли. К 7 в. относятся столкновения хазар с Византией. К нач. 8 в. хазары отняли у Византии Таманский п-ов, Боспор, степной Крым, юго-зап. побережье Крымского п-ова, за исключ. Херсонеса. В тяжелой борьбе с арабами Византия старалась обеспечить себе поддержку со стороны хазар и, несмотря на захват хазарами визант. владений в Крыму, установила с ними союзные отношения. В кон. 8 в. правящая верхушка хазар приняла караимское вероисповедание. В составе Х. к. преобладали кочевые племена; для нек-рых из них, как и для самих хазар, хар-рными были частичный переход к оседлости и развитие земледельч. х-ва. В Хазарии складывались феод. отношения. Существовало и домашнее рабство. В 965, ослабл. внутр. противоречиями и сопротивл. покоренных народов, а также вторж. в степи Причерноморья мадьяр и печенегов, Х. к. был окончат. разгромлен Русью.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Хазарский каганат
раннефеодальное образование, возникшее в середине 7 в. на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа в результате распада Тюркского каганата (См. Тюркский каганат). Столицей Хазарского каганата до начала 8 в. был г. Селиндер в Дагестане, а затем г. Итиль на Нижней Волге. Во 2-ой половине 7 в. хазары подчинили часть приазовских болгар, а также савиров в прибрежном Дагестане. К началу 8 в. хазары владели Северным Кавказом, всем Приазовьем, большей частью Крыма, а также степными и лесостепными территориями Восточной Европы до Днепра. В 735 г. в земли Хазарского каганата через Каспийский проход и Дарьял вторглись арабы и разгромили армию кагана (См. Каган). Каган и его приближенные приняли мусульманство, которое получило распространение среди части населения каганата. В 1-ой половине 8 в. часть хазар Северного Дагестана приняла иудаизм. Основным видом хозяйственной деятельности оставалось кочевое скотоводство. В долине Нижней Волги развивалось земледелие и садоводство. Столица каганата г. Итиль стала важным центром ремесла и международной торговли. В Донно-Донецком междуречье в связи с переселением туда части северо-кавказских алан возникли оседлые поселе ния (См. Аланы). В течение 8 в. у Хазарского каганата сохранялись прочные отношения с Византией, что способствовало распространению христианства. В конце 9 в. В конце 9 в. Северное Причерноморье захватили печенеги и изгнали (895) зависимых от Хазарского каганата мадьяр к Дунаю (См. Печенеги, Мадьяры). Главной силой, противостоящей Хазарскому каганату, стало Древнерусское государство. Еще в 9 в. русские дружины проникли в Каспийское море. В 913 – 914 и 943 – 944 г.г. русские войска проходили через Хазарию и опустошили Каспийское побережье. В 60-х г.г. 10 в. русский князь Святослав Игоревич совершил поход на Волгу и разгромил Хазарский каганат, который к концу 10 в. перестал существовать. См. Хазары, Салданья.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ
раннефеод. гос. образование, возникшее в сер. 7 в. на терр. Ниж. Поволжья и вост. части Сев. Кавказа в результате распада Зап.-Тюркского каганата (см. Тюркский каганат). Во главе X. к. удержалась тюрк. династия Ашина. Столицей каганата до нач. 8 в. был г. Семендер в Дагестане, а затем г. Итиль (на Ниж. Волге). Во 2-й пол. 7 в. хазары подчинили часть входивших в гос. объединение Великая Болгария приазовских болгар (часть их после поражения ушла на Ср. Волгу, а остальные - за Днепр к Дунаю), а также царство гуннов-савиров в прибрежном Дагестане; Албания Кавказская стала данницей X. к. Византия установила союз с X. к. (заключенный еще с Зап.-Тюркским каганатом против сасанидского Ирана), направленный против утвердившегося во 2-й пол. 7 в. в Закавказье Арабского халифата. К нач. 8 в. хазары владели Сев. Кавказом, всем Приазовьем, б. ч. Крыма (отнятой у Византии), а также степными и лесостепными территориями Вост. Европы до Днепра. Одновременно они вели ожесточенную борьбу с арабами за обладание Закавказьем, неоднократно совершали туда набеги, но утвердиться там не смогли. В 735 в земли X. к. через Каспийский проход и Дарьял вторглись арабы, разгромив армию кагана (титул главы Х.к.). Каган и его приближенные были вынуждены принять ислам (т. е. фактически подчиниться арабам), к-рый, однако, получил распространение только среди части населения X. к., а сам каган и его приближенные вскоре отказались от него. С перемещением центра X. к. на Ниж. Волгу в ее долине развиваются земледелие и садоводство, а в столице каганата Итиле - ремесла и торговля. Город стал важным центром междунар. (транзитной) торговли, приносившей X. к. большие доходы. В Доно-Донецком междуречье, в связи с переселением туда части сев.-кавк. алан, возникают оседлые поселения, возрождаются города на Таманском и Керченском п-овах. Хотя осн. видом хоз. деятельности населения X. к. остается кочевое скотоводство, процесс распада родовых порядков ускоряется, складываются раннефеод. отношения. В результате поражения, нанесенного арабами армии кагана, авторитет тюркской династии в X. к. падает. Фактич. власть в гос-ве сосредоточивается в руках местных хазарских и болгарских феодалов, а каган превращается в почитаемого, но безвластного владыку. В течение 8 в. прочные отношения у X. к. сохранялись с Византией, что способствовало распространению христианства. Ей было разрешено создать на терр. X. к. церк. организацию (митрополию), в к-рую входило 7 епархий, в т. ч. епархия в Итиле, что обеспечивало Византии значит. влияние в X. к. В связи с большой междунар. ролью X. к. вопрос о его гос. религии имел важное политич. значение. Арабы безуспешно пытались утвердить там ислам, а Византия - христианство. Хазары же не связывали себя церк. узами ни с Халифатом, ни с Византией. В 1-й пол. 8 в. (ок. 731) часть хазар Сев. Дагестана приняла иудаизм (в Сев. Дагестане поселились евреи, изгнанные из сасанидского Ирана и, позднее, из Византии), в их числе некий кн. Булан. В кон. 8 - нач. 9 вв. один из его потомков - Обадия стал во главе X. к. и объявил иудаизм гос. религией. Совершенный им переворот вызвал недовольство др. хазарских князей. Началась длительная и упорная борьба, в ходе к-рой восставшие призвали на помощь из-за Волги мадьяр, а Обадия нанял кочевников гузов. Восстание было подавлено, мадьяры оттеснены за Днепр, с ними ушли уцелевшие бунтовщики (кабары). Смутой в X. к. воспользовались крымские готы, перешедшие под власть Византии, и нек-рые др. народы, платившие ранее дань хазарам (в т. ч. приднепровские славяне). В эти годы на Дону была построена крепость Саркел, предназначенная для защиты торг. пути с 3. на Итиль. В кон. 9 в. в Сев. Причерноморье прорвались печенеги и изгнали (895) в Подунавье зависимых от X. к. мадьяр. Причерноморские и донские степи оказались под властью печенегов. Этим воспользовалась Византия, заинтересованная в дальнейшем ослаблении каганата. Она начала натравливать на хазар окружавшие их кочевые племена. Но гл. силой, противостоявшей X. к., явилось Древнерус. гос-во. Еще в 9 в. рус. дружины проникали в Каспийское м., нарушая важную для хазар торговлю по Каспийско-Волжскому пути. В 913/914 и 943/944 рус. войска проходили через Хазарию и опустошили Каспийское побережье. В 964/965 рус. князь Святослав Игоревич совершил поход на Волгу и разгромил X. к. Были разорены гг. Итиль и Семендер и захвачен г. Саркел. Не имела успеха попытка хазар во 2-й пол. 10 в. спасти положение с помощью Хорезма, ценой принятия ислама, т. е. подчинения Хорезму. Ослабленный внутр. противоречиями и опустошит. вторжениями кочевых народов (печенегов, гузов), разгромом 964/965, к кон. 10 в. X. к. перестал существовать.

Лит.: Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962; Плетнева С. A., От кочевий к городам, М., 1967; Заходер Б. Н., Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. 1-2, Л., 1962-67; Коковцов П. К., Еврейско-хазарская переписка в X. в., Л., 1932; Dunlop D. M., The history of the Jewish Khazars, Princeton (N.Y.), 1954.

M. И. Артамонов. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Хазарский каганат
Падение державы волынян, разгромленной аварами, ослабило восточное славянство и привело к тому, что южные и восточные русские племена подпадают под власть хазар – полукочевых племен различного происхождения, среди которых господствующую роль играли племена тюркского происхождения.

Хазарский воин
В VIII в. складывается Хазарское государство, так называемый Хазарский каганат, занимавший обширную территорию от Закавказья на юге до Камы на севере, где его соседом было государство камских или серебряных болгар, ближайших сородичей хазар, и от Днепра и Сожа на западе до закаспийских степей на востоке.
Связи между русскими племенами и хазарами установились очень давно. Они были результатом торговых и культурных сношений населения Восточной Европы с Востоком еще в домусульманские времена, в V–VI вв. н. э. Эти связи привели восточных славян в состав хазар.
В «Истории албанов» Моисея Утийца помещен рассказ о нападении хазар на города Тбилиси и Бердаа в Закавказье, причем среди хазар были воины, называвшие жир «салом», а посуду – «шаром» или «череп» (черепок), т. е. говорившие по-русски. Это было в VII в.
Существовало ли здесь, на юге, сплошное русское, славянское население? Конечно, нет. В южных, прикавказских и приволжских областях Хазарии жили русские купцы, воины-дружинники, населявшие хазарские города. Сюда, на восток, их привлекала перспектива торговли и службы в войске могущественного хазарского кагана. Власть хазарского кагана распространилась на племена восточных славян не позднее VIII в.
Это были времена, когда каждое племя жило «особе» «и живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим», когда русские племена «свою волость имели», и каждое племя имело «княженье» свое.
Летопись датирует начало установления хазарского владычества в среднем Приднепровье смертью легендарных трех братьев, основателей Киева – Кия, Щека и Хорива.
В народном предании о Кие отразились времена походов на Дунай и в земли Византии, и речь идет не о воспоминаниях о походах Олега, Игоря и Святослава, память о которых не успела изгладиться еще в представлении киевлян летописных времен, а о походах гораздо более ранних. И летописец прав, связывая установление хазарского владычества со смертью легендарных братьев – основателей Киева, ибо это событие, действительно, имело место после упадка варварских политических образований антов, т. е. после VII в.
«По сих же летех, по смерти братья сея быша обидимы Древлями и инеми околними, и наидоша я Козаре, седящая на горах сих и в лесах, и реша Козари: „платите нам дань“».
Летопись сообщает, что до «призвания варагов» «Козари имаху на Полянех и на Северех и на Вятичех, имаху по белей веверице от дыма».
Из дальнейшего рассказа летописца мы узнаем, что и радимичи платили дань хазарам «по щьлягу». По щьлягу «от рала» платили дань хазарам и вятичи, хотя ранее летопись указывает на уплату вятичами хазарам «по белей веверице от дыма». В данном случае, по-видимому, имела место замена более древней дани «веверицами» от каждого «дыма» данью «щьлягами», т. е. деньгами, «от рала» (плуга).
Таким образом, вся восточная группа славянских племен – поляне, северяне, вятичи и радимичи – оказались под властью хазарского кагана.
Сообщение летописи подтверждается письмом хазарского царя Иосифа ученому испанскому еврею Хасдаи-ибн-Шафруту, в котором перечисляются народы, живущие в Волжско-Окском бассейне, по Дону и на левом берегу Днепра и подвластные хазарам: «На этой реке (Итишь) живут многие народы – буртас, булгар, арису (ерзя), цармис (черемисы), вентит (вятичи), савар (север, северяне), славиун (славяне)…»
В письме хазарского царя Иосифа среди хазарских данников упоминаются северяне и вятичи. Что же касается третьего племени восточных славян, подвластных кагану, а именно «славиун», то интересно отметить, что царь Иосиф перечисляет эти народы, как бы двигаясь по карте с севера на юг и на юго-восток. «Славиун» он помещает на юго-восток от северян, т. е. где-то на Северном Донце или на Дону. И это вполне понятно – под покровительством кагана, обезопасившего на долгое время от вторжений кочевников степи Восточной Европы, русское население начинает спускаться по Дону все дальше и дальше на юг.
Примитивная хазарская держава ограничивалась лишь сбором дани с покоренных славянских племен. И под властью хазарского кагана «володеюще роды своими», правя в своей земле, своим племенем, и мало считаясь с хазарским властелином, «живяху кождо с родом», племенем своим, жили и управляли племенные князья, «светлые и великие князья», «всякое княжье Руския земля», дожившее до времен Олега и Игоря.
Вовлечение в торговлю с Востоком, в походы и войны хазарских каганов привело славян в города Хазарии. И это было уже в VIII и в самом начале IX в.
Еще Ибн-Хордадбег (середина IX в.) сообщает, что «Русы, а они принадлежат к славянам…» ездят Доном и Волгой в столицу Хазарии.
В Итиле, лежавшем в устье Волги, был целый район, заселенный славянами и называвшийся «Славянской частью». Он был расположен в восточной, торговой части Итиля, в так называемом Хазеране.
Из «русов и славян», по свидетельству Масуди (X в.), формировалась стража хазарского кагана и его прислуга.
«Для славян и русов и других язычников» в Итиле был особый судья, который судил «по закону разума».
Фахр ад-дин Мубарак-шах сообщает, что у «хазар есть письмо, заимствованное у русских… И они пишут слева направо и буквы друг с другом не соединяются, и букв не больше, чем двадцать одна». Это письмо видел у одного руса в Херсонесе Константин Философ (Кирилл) во время своей поездки в Хазарию в середине IX в.
Таким образом, хазарская письменность уходит корнями в древнее русское, славянское письмо, а это свидетельствует о большой роли славянства в жизни народов Хазарии.

Источник: Славянская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
2.12 мб

Боспор и хазарский каганат в конце vii - начале viii вв

Сазанов А. В., Могаричев Ю. М.
Archaeologically the conclusion concerning the occupation of Kerch by Khazars in 679-680 and the subjection of Bosporus to them in the end of the VIIth the first half of the IXth century, was based on the following evidences: 1) a
Читать PDF
6.15 мб

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА

Чернышева Елена Валериевна
В статье раскрывается специфика Хазарии как государства, характеризующегося уникальной для средневековья религиозной терпимостью, прослеживается история и основные причины формирования толерантности, присущей Хазарскому каганату.
Читать PDF
182.77 кб

Распространение иудаизма на территории хазарского каганата

Ахунов Руслан Сергеевич, Богатырев Эдуард Дмитриевич
Вопрос распространения иудаизма среди хазар является одним из основных в изучении истории Хазарского каганата.
Читать PDF
470.11 кб

Внешняя политика хазарского каганата во второй половине VIII века

Семенов И.Г.
В статье рассматриваются некоторые вопросы взаимоотношений Хазарского каганата с Арабским каганатом, Византийской империей и кавказскими странами во второй половине VIII в.
Читать PDF
2.04 мб

Технология изготовления строительной керамики в Хазарском каганате

Токаренко Сергей Федорович, Ребров Александр Юрьевич
Работа посвящена техническому анализу строительной керамики салтово-маяцкой археологической культуры. Было исследовано несколько групп строительного археологического материала, полученного в результате раскопок и сборов В.С.
Читать PDF
619.49 кб

Редкие находки эпохи хазарского каганата (заметки о хазарско-венгерском искусстве)

Руденко К.А.
Рассматриваются уникальные находки эпохи Хазарского каганата (IX начало X в. н.э.). Это круглая накладка с изображением всадника (охотника), на левой руке которого показан ястреб.
Читать PDF
172.50 кб

К вопросу об идентификации салтово-маяцкой археологической культуры с хазарским каганатом

Резниченко Ярослав Владимирович
Локализация хазарских народов крайне неравномерна, вследствие недостаточной изученности Салтово-маяцкой культуры.
Читать PDF
1.61 мб

Контакты славянского мира и Хазарского каганата на Северском Донце: этнокультурный аспект

Колода Владимир Васильевич
Статья посвящена сложной и многогранной проблеме взаимоотношения славян с миром восточноевропейских степных и лесостепных народов в конце I тыс. н.э.
Читать PDF
196.99 кб

Хазарский каганат и сфера его влияния в IX В. (по данным «Анонимной записки» и «Книги путей и стран»

Шорохов Владимир Андреевич
На основе арабо-персидских источников первой половины IX века в статье анализируется вопрос о границах собственной территории и сферы влияния Хазарского каганата.
Читать PDF
232.82 кб

2013. 01. 039. Флёров В. С. «Города» и «Замки» Хазарского каганата: археологическая реальность / РАН

Медовичев А. Е.
Читать PDF
237.11 кб

ТРАНЗИТ СИМВОЛОВ В КОНСПИРОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ: МИФ О ХАЗАРСКОМ КАГАНАТЕ И МЕЖЭ

Л. С. Ланда, И. А. Яблоков
В статье проанализирован трансфер антиеврейской концепции заговора хазар из идеологии радикальных русских националистов в националистический дискурс народов Северного Кавказа.

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • Хазары, Хазарский каганат

    тюркоязычный народ, появился в Восточной Европе после нашествия гуннов (IV в.). Кочевали в Западном Прикаспии. В середине VII - конец X вв. образовали государство Хазарский каганат - раннефеодальное го