, Иоганн Петер (Hasenclever, Johann Peter) 1810, Ремшейд, близ Золингена, Северный Рейн-Вестфалия — 1853, Дюссельдорф. Немецкий живописец. Мастер дюссельдорфской школы. С 1827 обучался в Академии художеств Дюссельдорфа, сначала архитектуре, затем обратился к живописи. Возглавлявший Академию Ф. В. фон Шадов отверг его произведения, тогда художник возвратился в Ремшейд и стал заниматься самостоятельно. В 1832 продолжил обучение в Академии Дюссельдорфа у Ф. Т. Хильдебрандта, ученика Шадова. Посещение Мюнхена (1838), где он познакомился с произведениями Д. Уилки, и Италии (1840) обогатили его впечатлениями. С 1842 жил и работал в Дюссельдорфе, писал картины на бытовые сюжеты и портреты. Принимал участие в революции 1848—1849. В раннем полотне Сцена в мастерской художника (1836, Дюссельдорф, Художественный музей) изображен эпизод в Академии художеств. Хазенклевер с иронией повествует об академической системе обучения на манекенах, принятой в Академии и утвержденной Шадовым: манекен, вытащенный в центр класса, вокруг которого собрались учащиеся Академии (среди них В. Й. Хайне), большой холст тоже олицетворяет метод обучения, неприемлемый студентами, которые отвергли большой формат академических полотен. Ноты юмора присутствуют и в полотне Инженю (Сентиментальность, 1846, Дюссельдорф, Художественный музей). Изображение задумчивой девушки, сидящей с письмом у окна при лунном свете у портрета молодого гусара, напоминает одну из героинь салонной живописи, сюжет которой высмеивает художник. Большую известность принесла Хазенклеверу серия полотен на сюжеты из Иобсиады К. А. Кортума, повествующие о жизни деревенского учителя Иобса (Дюссельдорф, Художественный музей). В духе мастеров голландской живописи очень конкретно переданы интерьеры, под влиянием Д. Уилки — мимика всех персонажей. В сценах Иобс в роли учителя (1845), Возвращение студента (1837), Иобс — студент (1840), Иобс на экзаменах (1840), Иобс — ночной сторож (1850) изображены забавные ситуации. Мастером, умеющим передавать характерное в облике моделей, Хазенклевер проявил себя и в портрете (Потрет Гертруды Шарф, 1830—1835, Ремшейд, Гор. музей; Портрет художника И. В. Прейера, 1846; Портрет Ф. Фрейлиграта, 1851, оба — Берлин, Гос. музеи). Значительную роль в развитии исторической живописи Германии XIX в. наряду с произведениями К. В. Хюбнера, В. Й. Хайне, А. Менцеля сыграло полотно Хазенклевера Рабочий магистрат (1850, Дюссельдорф, Художественный музей). В его основу положено историческое событие: 9 октября 1848 народный клуб во главе с Лассалем и Фрейлигратом ворвался в зал заседаний ратуши с требованием работы, но хозяева отказали рабочим. Противостояние двух лагерей — рабочих и магистрата — передано с помощью жестов и мимики персонажей. Художник живо и непосредственно трактует событие. Хазенклевер вводит конкретные детали — портреты регента, эрцгерцога Иоганна Австрийского, бюст короля Фридриха-Вильгельма IV, портреты господ в парижских париках, рыночную площадь за окном, где собралась протестующая толпа. Тему противостояния двух классов Хазенклевер раскрывает в духе реалистической живописи сер. XIX в.
Лит.: Cohen W. Johann Peter Hasenclever. Dusseldorf, 1925; Peters H. Meiserwerke der Dusseldorfer Galerie. Dusseldorf, 1955; Hutt W. Dusseldorfer Malerschule. 1819—1869. Leipzig, 1984.
Е. Федотова