, Ян ван дер (Heyden, Jan van der) 1637, Горинхем — 1712, Амстердам. Голландский живописец, гравер. С 1650 жил и работал в Амстердаме, занимал пост главного брандмейстера города. Благодаря техническим изобретениям в пожарном деле и в области городского освещения приобрел крупное состояние, стал известен за пределами Голландии, побывал в Кельне, Брюсселе, Дюссельдорфе при дворе курфюрста Пфальцского, и в Южной Франции. Писал обычно недатированные городские виды, пейзажи и натюрморты. Занимался офортом. По сравнению с произведениями старших современников — братьев Беркхейде, городские пейзажи Хейдена более уютные и живописные по цвету, а в композиционном построении не столь топографически точны. Отдавая дань воображению, мастер вводит в общий вид города мотивы, заимствованные из другой местности, или меняет расположение зданий. Он изображает массивы зелени, воду, населяет их фигурками. Наряду с изображением городских улиц, площадей, ворот (Ворота Св. Антония в Амстердаме; Вид города на берегу реки; Улица в Кельне, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж, повторение последней картины — Лондон, Нац. галерея, там же — Вид на Вестеркерк в Амстердаме, ок. 1660) Хейден писал богатые загородные поместья в окружении сельской природы, красивые благоустроенные замки на холмах, ухоженные парки и сады (Укрепленный замок на берегу реки, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Голландский садик, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Среди эрмитажного собрания особенно привлекательна полная движения картина Замок Гаудестейн, где большая красная лодка скользит по каналу мимо зрителя, в воде отражаются берег и облака, сквозь листву и стволы деревьев просвечивает нарядное дворцовое здание. Хейден обращался и к жанру натюрморта. Он писал так называемые "ученые натюрморты", в которых изображались книги, географические картины, глобусы, ученые приборы. Связанный первоначально с университетским городом Лейденом, этот тип натюрморта распространился в XVII в. в других голландских городах, в том числе и в Амстердаме. Близкий по символическому содержанию натюрморту Vanitas (аллегория бренности), он предназначался для подготовленного зрителя. Картина кисти Хейдена Кабинет ученого (1710) отличается точностью изображения географического атласа известного картографа Яна Блау, небесного и земного глобусов, изготовленных, по-видимому, отцом картографа Виллемом Блау, учеником Тихо де Браге.
Лит.: Personnages et paysages dans peinture hollandaise du XVII-eme siecle. Exposition. Bruxelles, 1977—1978; Olbriche H., Mobius H. Hollandishe Malerei des 17. Jahrhunderts. Leipzig, 1990.
Т. Каптерева
0.00 байт
Концепция «Престижных технологий» Брайана Хейдена и некоторые проблемы социальной структуры древних
В статье рассматривается концепция «престижных технологий» канадского антрополога Брайана Хейдена (Университет Саймон Фрэзер, Британская Колумбия), посвященная анализу лидерства и происхождению социального неравенства в древних и