ХЕМИНГУЭЙ
ХЕМИНГУЭЙ
Эрнест (1899–1961) — знаменитый американский писатель, воссоздавший духовную историю своего поколения. О чем бы ни писал Хемингу-эй — о войне и смерти, о верности в любви и дружбе, о борьбе республиканцев против фашизма, о «зеленых холмах» Африки — на всем лежит печать его цельной и мужественной личности. Биографический подход к творчеству — «Я знаю только то, что видел», придавал произведениям писателя убедительную достоверность и жизненную силу. В первых романах («И восходит солнце», «Фиеста», 1925; «Прощай оружие», 1929) Хемингуэй выступил как представитель и певец «потерянного поколения», разочарованного и опустошенного, испытавшего на себе всю жестокость и бессмысленность империалистической бойни — первой мировой войны. Мощный импульс творчеству писателя дало его участие в героической борьбе испанского народа про-тив итальянского и немецкого фашизма. Его испанские впечатления, встречи с бойцами Интернациональных бригад легли в основу пьесы «Пятая колонна» (1938), цикла очерков и рассказов, сценария «Испанская земля» (1938) и романа «По ком звонит колокол» (1940). В этих произведениях стиль Хемингуэя претерпел значительные изменения; от нарочито коротких «рубленых» фраз, недомолвок, до предела сгущенного повествования, внутренних монологов, воспроизводящих поток сознания его героев, — тех приемов, которым многие подражали, писатель перешел к новым художественным средствам. В их основу лег провозглашенный Хемингуэем «принцип айсберга»: не описывать явления, а «объемно и целостно, добротно и живо» изображать их, «выкидывать все, что можно выкинуть», уметь найти точную выразительную деталь, воссоздающую то, что «уходит под воду». Метод «опускать многое» в полной мере раскрылся в повести-притче «Старик и море» (1952), удостоенной Нобелевской премии, и в последнем романе Хемингуэя «Острова в океане». Писатель рассматривал их как часть единого цикла под названи-ем «Большая книга», который должен был состоять из четырех произведений, раскрывающих общественные, личные и семейные отношения людей, понятие о му-жестве и долге, любовь к человеку и веру в его силы, способность противостоять обстоятельствам. Творчество Хемингуэя, отстаивавшего «право простых людей на достойную жизнь», оказало большое воздействие на американских и европейских писателей.
ХЕМИНГУЭЙ
Hemin-gway) Эрнест Миллер (1899, Оак-Парк, близ Чикаго – 1961, Кетчум, штат Айдахо), американский писатель. Родился в семье врача, рано начал читать, в школе увлекался футболом и боксом, разделил страсть отца к охоте и рыбалке. С 1917 г. начал работать репортером в газете. Когда США вступили в 1-ю мировую войну, Хемингуэй хотел пойти на фронт, но ему помешало плохое зрение, однако он добровольно записался санитаром Красного Креста. На итало-австрийском фронте был тяжело ранен в обе ноги. Вернувшись в Америку, работал в канадской газете «Торонто стар». В 1921–28 гг. жил в Париже, куда в начале 20 в. съезжались все мировые знаменитости и где Хемингуэй стал осваивать мастерство писателя. Военный опыт определил творчество Хемингуэя, который отразил разочарование, боль, душевное смятение «потерянного поколения» в первом сборнике рассказов «В наше время» (1925) и романе «И восходит солнце» («Фиеста», 1926). В сборниках рассказов «Мужчины без женщин» (1927), «Победитель не получает ничего» (1933), книгах очерков «Смерть после полудня» (1932), «Зеленые холмы Африки» (1935), романах «Прощай, оружие!» (1929), «Иметь или не иметь» (1937) сложился творческий метод Хемингуэя, который он сам назвал «принципом айсберга»: «Надо выкидывать все, что можно выкинуть… Если писатель хорошо знает то, о чем он пишет, он может опустить многое из того, что знает, и, если он пишет правдиво, читатель почувствует все опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом». Главный герой романа «По ком звонит колокол» (1940) – американец, глазами которого читатель видит героическую борьбу испанских партизан с фашистами. Роман исполнен глубокого трагизма, так как написан уже после поражения республиканцев. Трагическое мироощущение, обусловленное как судьбой самого писателя, так и общей трагической обстановкой в мире между двумя мировыми войнами, свидетелем и участником которых он был, его упорное стремление найти в жизни и в литературе опору, позволили критикам говорить о трагическом героизме творчества писателя. Наиболее полно эта особенность прозы Хемингуэя проявилась в романе «За рекой, в тени деревьев» (1950) и повести «Старик и море» (1952), за которую он получил Нобелевскую премию (1954). Старик Сантьяго, не потерявший силы духа в тяжелом поединке с гигантской рыбой, которая унесла его в отрытое море, говорит полные гордости слова, словно подводящие итог творчеству и жизни Хемингуэя: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Неизлечимая болезнь заставила писателя покончить с собой, но не сломила его дух. После смерти изданы автобиографическая книга «Праздник, который всегда с тобой» – о жизни в Париже в начале творческого пути и роман «Острова в океане». На Кубе, в Сан-Франсиско-де-Паула, где писатель жил в 1939–60 гг., создан его мемориальный музей.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006