отсечение, отторжение – в иудаизме – проклятие, отлучение, связанное с унижающим человеческое достоинство ритуалом. X. обрекал человека на презрение со стороны единоверцев и на социальную изоляцию, а его труды, произведения – на уничтожение. 10 лет X. тяготел над вольнодумцем Дакостой, был проклят раввинами философ Спиноза.
ХЕРЕМ
ХЕРЕМ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ХЕРЕМ
высшая мера осуждения в еврейской общине. Как правило, заключается в полном исключении порицаемого еврея из общины. Слово «херем» в Торе означает предмет (включая человека), запретный для использования или даже прикосновения.
В Библии указываются две причины подобного запрета:
– вещь или человек отвратительны перед лицом Бога («отрицательный херем»);
– вещь посвящена Богу и потому не может быть использована людьми («положительный херем»).
В дальнейшем наибольшее распространение получило понятие «отрицательного херема».
Под херем попадали евреи, отступившие от культа Единого Бога. Их надлежало уничтожать, причем вместе со скотом и имуществом. Все это – убитый скот и вещи – подлежало сожжению.
Также, согласно Торе, под херем попали все коренные народы, населявшие территорию Ханаана до еврейского вторжения и не признавшие над собой власть евреев. Эти народы должны были быть полностью уничтожены, включая все их имущество (кроме предметов из металла, которые были переданы для богослужения).
В еврейской диаспоре распространенным наказанием был ниддуй – временное отлучение от общины, сопровождающееся разными ограничениями. Херем толковался как крайний случай ниддуй, то есть не как временное, а как постоянное отлучение, «гражданская смерть».
В Средние века были введены ступени херема – от 30-дневного, но полного отлучения от общины (включая запрет на посещение синагоги и т. и., в отличие от менее строгого ниддуй) и вплоть до полного и окончательного разрыва всех отношений с общиной. Высшую и самую тяжелую степень херема называют «Шаммата».
В Библии указываются две причины подобного запрета:
– вещь или человек отвратительны перед лицом Бога («отрицательный херем»);
– вещь посвящена Богу и потому не может быть использована людьми («положительный херем»).
В дальнейшем наибольшее распространение получило понятие «отрицательного херема».
Под херем попадали евреи, отступившие от культа Единого Бога. Их надлежало уничтожать, причем вместе со скотом и имуществом. Все это – убитый скот и вещи – подлежало сожжению.
Также, согласно Торе, под херем попали все коренные народы, населявшие территорию Ханаана до еврейского вторжения и не признавшие над собой власть евреев. Эти народы должны были быть полностью уничтожены, включая все их имущество (кроме предметов из металла, которые были переданы для богослужения).
В еврейской диаспоре распространенным наказанием был ниддуй – временное отлучение от общины, сопровождающееся разными ограничениями. Херем толковался как крайний случай ниддуй, то есть не как временное, а как постоянное отлучение, «гражданская смерть».
В Средние века были введены ступени херема – от 30-дневного, но полного отлучения от общины (включая запрет на посещение синагоги и т. и., в отличие от менее строгого ниддуй) и вплоть до полного и окончательного разрыва всех отношений с общиной. Высшую и самую тяжелую степень херема называют «Шаммата».
Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф
ХЭРЕМ
1) Уничтожение, погибель. 2) Посвящение Господу. 3) Анафема, отлучение. Наряду с жертвоприношением принят был у древних евреев X., то есть посвящение вещей и даже людей небу: "Всякий X., что обрекает человек Господу из собственности его, из людей ли или скота, или из поля своего владения, не продается и не выкупается, всякое посвященное свято Господу" (Лев. XXVII, 28). И в значении уничтожения: "...жертвующий богам, кроме Господа, да будет истреблен — йохорам" (Исх. XXII, 19). А о городе, все жители которого стали поклоняться идолам, указала Тора: "Избей жителей города того острием меча, уничтожь его и все, что в нем, и скот его, острием меча" (Втор. XIII, 1.). В городах, завоеванных в священной войне, уничтожалось все живое и сжигались все трофеи, а сам город и металлы, найденные в нем, — святы Господу (ИбН. VI, 18—19). Города, посвященные Господу, запрещено восстанавливать, а города, уничтоженные Господом, оставались в развалинах, и запрещалось селиться в них. Царь Шаул был наказан за то, что сжалился над Агагом, царем Амалека*, и над стадами его, и не уничтожил их. X. объявлялся чрезвычайно редко. В эпоху Эзры* X. на людей не возлагался. С переменами в общественно-административном устройстве в Эрец Исраэль, выразившимися в замене светской государственной власти теократией, необходимо было подыскать новые реальные карательные меры для поддержания национальной дисциплины. X. был признан подходящим для этой цели. X. угрожал ослушникам: на все их имущество мог быть объявлен X., а сами они могли быть изгнаны из общества. Пру-шим, которые по сути своей были менее суровы, чем цдуким, и особенно гуманны в своих судебных приговорах, возобновили "нидуй" (отлучение), представлявший собой своего рода X. и заменявший его. "Нидуй", правда, отлучал грешника от общества, но лишь на определенное время, и имущество его не конфисковалось. В период Второго Храма X. использовался нечасто даже в виде "нидуй". Но после разрушения Храма, когда поколебались основы закона и права, лидеры нации видели свою важнейшую задачу в укреплении фундамента религии, которая объединит народ и обеспечит его существование при всех опасностях уничтожения, подстерегающих его. Лидерам нации необходимы были моральные орудия, которые могли бы заменить мощь государственной власти, утраченной с разрушением Храма. Необходимо было любой ценой поддержать авторитет лидеров, и умножились случаи, когда им пришлось, против своей воли, прибегать к X., хотя и в его новом обличий — отлучении ("нидуй"). С увеличением внешнего давления на еврейскую традицию усиливалась необходимость в религиозно-законодательных ограничениях, направленных на укрепление общественной дисциплины. Уже в эпоху Мишны был возложен нидуй на виновных в пропаганде отступнических воззрений. И если дисциплина падала, то восставших против мнения большинства не щадили, даже если они были великими мудрецами и праведниками. Акавья бен Магалалэль был отлучен и умер в отлучении, а гроб его, по приговору суда, был побит камнями. Р. Элиэзер бен Гурканос, великий знаток Торы, также был отлучен за неповиновение решению большинства. В Талмуде упомянуты четыре вида X.: собственно X., нидуй, шамта (анафема) и незифа (порицание). Хэрем - одна из самых суровых мер наказания. При провозглашении X. говорят о виновном: "Да будет проклят". Проклятому запрещено вступать в какие-либо контакты с людьми. Ему строжайше запрещено обучать Торе или сидеть с учениками и учиться. Его родственникам запрещалось оплакивать его смерть. Нидуй: отлученному дозволялось слушать Тору в синагоге, но ему полагалось входить через особый вход и носить траурные одежды. В отличие от X., нидуй длится только тридцать дней; его продлевают, если отлученный не раскаялся в течение тридцати дней отлучения, и только после двух отлучений накладывают X., если отлученный не раскаялся. В Вавилонии отлучали только на семь дней. Шамта: смысл этого слова неясен. Более других представляется достоверным толкование "шмадета", что означает "уничтожение". О различиях между отлучением и шамта мнения расходятся. По мнению Раши*, шамта легче отлучения. По мнению Ташбаца и Райвада, шамта суровее отлучения, а по мнению Рамбама*, оба эти наказания равны по степени суровости. Незифа означает выговор, порицание. Незифа, по-видимому, была введена во II веке как дисциплинарная мера против проявлений непочтительного отношения к наси. Незифа была в силе в течение семи дней, а в Вавилонии — в течение одного дня. Достаточно было, если учитель сердился на ученика, чтобы тот почувствовал себя подвергшимся порицанию, то есть пребывал бы в одиночестве в своем доме и уклонялся от встреч с людьми. Неохотно и с сознанием всей тяжести акта объявлял глава ешивы* нидуй или шамта. Раввин Папа гордился тем, что ни разу не провозгласил шамта на ослушника. И если заслуживал ослушник анафемы, р. Папа отлучал прежде самого себя, и лишь затем — ослушника. Иногда использовали мудрецы оружие X., чтобы придать особую силу установлениям. Во время второго крестового похода собрались сто пятьдесят раввинов и объявили X. на каждого еврея, который вызовет другого еврея на суд христиан и не удовлетворится решением раввинского суда. В XIII веке несколько раввинов наложили X. на всех, изучающих книгу Рамбама "Морэ Невухим", и на всех, изучающих светские науки или толкующих Тору не в соответствии с духом традиции. В XVII веке голландские раввины наложили X. на Уриэля Акосту, а затем и на Баруха Спинозу за то, что они высказывали еретические суждения, противоречащие еврейскому традиционному мировоззрению. Особое явление представляет собой X. Рабейну Гершома, Светоча диаспоры. После завершения Талмуда были отменены разные формы X. и оставлена была единственная форма, существовавшая почти до наших дней.
Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983