Хеттская культура
Хеттская культура
Если в результате слияния и скрещения хаттских и индоевропейских племен образовался хеттский относ, то в процессе слияния культурных достижений этих двух этнических групп была создана хеттская культура, которая с самого начала характеризовалась обилием местных, хаттских традиций. В образовании хеттской культуры значительную роль сыграли хурритский и лувийский культурные элементы. На нее оказали влияние также северосирийский и шумеро-аккадский культурные миры.
Богазкейский архив сохранил нам богатую хеттскую литературу, содержащую тексты официального характера (указы царей, анналы), а также мифы, легенды. Благодаря этому архиву мы познакомились с одной из ранних автобиографий в мировой литературе — «Автобиографией Хаттусили III». В новохеттский период было переведено на хеттский язык значительное число произведений литературы народов Ближнего Востока («Эпос о Гильгамеше», хурритскпе мифы). Наибольшее значение имеют хурритское эпическое повествование о царстве на небесах, в котором рассказывается о переходе власти от одной династии богов к другой, и хурритская эпическая поэма о боге Кумарве — «Песнь об Улликумми». Эти произведения служат звеном, связывающим древние литературы Ближнего Востока с древнегреческой мифологической и поэтической традицией, в частности с «Теогонией» Гесиода. Сюжет поэмы о смене четырех поколений богов на небесах аналогичен рассказу Гесиода о переходе власти от Урана к Кроносу и от Кроноса к Зевсу. Сюжет «Песни об Улликумми» очень похож на гесиодовский миф о Тифоне.
Довольно богата хеттская мифологическая литература, включившая в себя и мифы хаттского происхождения. Один из них — мифологический рассказ протохеттского новогоднего ритуала — «Миф об Иллуянке». Ритуал передавал битву между божественным героем и его противником — драконом Иллуянкой, происходившую в связи с приближением Нового года. Эту схватку сравнивают с ритуальными сражениями, которые устраивались во время позднейших новогодних праздников разных стран мира. К хаттской традиции восходит миф о временно исчезающем и вновь воскресающем божестве — «Миф о Телепину». Одним из атрибутов культа этого божества было вечнозеленое дерево.
Памятники хеттского искусства обращают на себя внимание многообразием и оригинальностью форм и типов (серебряные и бронзовые фигурки животных, чаши и кувшины из золота, золотые орнаменты, так называемые штандарты, иногда с изображением оленя). Уникальны каменные идолы из Кюль-тепе, образцы керамики (посуда, ритоны, вазы). С периода Новохеттского царства в Центральной Малой Азии появляется монументальный стиль в разных областях искусства (рельефы на камне, изображения животных — сфинксы, львы), а также в архитектуре. Высокого уровня достигла в Хатти обработка камня, прекрасным примером которой является высеченная в скале скульптурная галерея в Язылыкая. Сохранились оригинальные образцы хеттской глиптики: па царских печатях помещены надписи, выполненные «хеттской» (на самом деле лувийской) иероглификой и хеттской клинописью.
Хеттская религия играла колоссальную роль в идеологической и хозяйственной жизни общества. Как считали сами хетты, существовала «тысяча богов Хатти», включавших божества хеттского, индоевропейского (неситского, лувийского, палайского), хурритского, ассиро-вавилонского, арийского(Арийские (т.е. индоиранские) боги достоверно упоминаются лишь среди митаннийских богов, и далеко не на нервом месте, только в договоре между государством хеттов и государством Митанни, где, как ужа говорилось, правила династия индоиранского происхождения. Поэтому в хеттский пантеон эти боги не входили.—Примеч. ред.) и другого происхождения. Главным божеством был бог грозы, именуемый «царем неба, господином страны Хатти», супругой которого считалась богиня Солнца из г. Аринны — «госпожа страны Хатти, неба и земли, госпожа царей и цариц Хатти».
Традиции хеттской культуры не исчезли и после падения Хеттской державы (см. «Расцвет древних обществ», лекция 2).
Источник: История Древнего мира, том 1. Ранняя Древность. 1983
ХЕТТСКАЯ КУЛЬТУРА
культура Хеттского царства, сформировавшаяся в результате взаимодействия культуры индоевропейского анатолийского (хеттского, палайского и лувийского) этнич. слоя и культуры первоначального населения этой терр. - хатти. Древнейшими археол. свидетельствами истоков X. к. являются памятники ритуального искусства - культовые предметы 3-го тыс. до н. э. Ранняя традиция, засвидетельствованная еще до древнехеттского царства (до 17 в. до н. э.), отражена также в расписной трехцветной керамике, изготовлявшейся вручную и представленной, в частности, сосудами в форме животных; постепенно она сменилась лощеной керамикой, изготовлявшейся с помощью гончарного круга. К истокам X. к. восходят печати, вначале сделанные под влиянием вавилонских образцов, позднее в формах, характерных только для Анатолии. На печатях с 16 в. до н. э. представлено иероглифич. письмо, зачатки к-рого видны в более ранних символах изобразит. искусства М. Азии. Позднее иероглифич. письмо использовалось для записи разговорного лувий-ского языка. Ранее 18 в. до н. э. через возможное посредничество хурритского населения Сев. Сирии из Месопотамии, по мнению одних ученых, или Сев. Сирии, по мнению других, были заимствованы клинописное письмо, а также нек-рые др. черты духовной культуры (напр., литературные жанры), ритуалы, воен. техника (орудия для осады крепостей и соответствующие приемы осады), восходящие к вавилонской традиции до Хаммурапи (18 в. до н. э.). В первых письменных памятниках X. к., наряду с влиянием месопотамских лит. образцов, сказалась местная традиция хатти. Мифы (напр., о боге грозы и его борьбе со змеем, о боге плодородия Телепинусе), заимствованные хеттами из традиции хатти, еще не отделены от соответствующих ритуалов. Со среднехеттского периода (15 в. до н. э.) началось воздействие на X. к. хурритско-лувийской культуры юж. областей Хеттского царства, создавшей монументальный стиль, к-рый стал господствующим в изобразит. искусстве новохеттского периода (14 - нач. 12 вв. до н. э.) и сохранялся после падения Хеттского царства в княжествах юга М. Азии и в Сирии. Характерным образцом этого стиля, обычно сочетавшегося с использованием хеттского иероглифич. письма, является группа рельефов на скале Язылыкая близ Богазкея. Особенностью хеттского искусства является применение скульптуры для оформления внеш. городских стен столицы - Хаттусаса. В новохеттский период на хеттский язык было переложено большое число произведений хурритской литературы. Два из них (поэма о смене династий богов на небесах и эпическая поэма о боге Кумарби) оказали влияние на др.-греч. мифологич. и эпич. традиции (напр., на "Теогонию" Гесиода). Под вавилонским влиянием у хеттов развивались зачатки лингвистики, о чем свидетельствуют фрагменты шумерско- аккадско-хеттских словарных списков, основанных на вавилонских. К концу новохеттского периода развился вид деятельности, предвосхищавший совр. документалистику: каталоги документов Богазкейского архива, этикетки к отд. документам и т. д. На воен. дело хеттов в новохеттский период существенное влияние оказало развитие коневодства у переднеазиатских арийцев; от них хетты через посредничество хурритов обучились более совершенным методам использования легких двухколесных колесниц. Лит.: Гамкрелидзе Т. В., Клинописная система аккадско-хеттской группы и вопрос о происхождении хеттской письменности, "ВДИ", 1959, No 1; Иванов В. В., Очерк истории и культуры хеттов, в кн.: Керам К. В., Узкое ущелье и Черная гора, (пер. с нем.), М., 1962; Иванов В. В., Заметки по сравнительно-исторической индоевроп. поэтике, в кн.: То honor Roman Jakobson, v. 2, The Hague-P., 1967; Akurgal E., Die Kunst der Hethiter, M?nch., (1961); Bossert H., Th., Altanatolien. Kunst und Handwerk in Kleinasien von Anf?ngen bis zum v?lligen Aufgehen in der griechischen Kultur, В., 1942; Prankfort H., The art and architecture of the ancient Orient, (Harmondsworth), 1954; Pottier В., L´art hittite, fasc. 1-2, P., 1926-31; см. также лит. в кн.: Замаровский В., Тайны хеттов, (пер. со словацкого), М., 1968, с. 311-24. В. В. Иванов. Москва.