Хеттское царство

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Хеттское царство
государство в Малой Азии в XVIII — нач. XII в. до н. э., основной соперник Египта в борьбе за господство в Передней Азии. Около 1200 г. до н. э. погибло в результате вторжения “народов моря”.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО
государство в Малой Азии в XVIII–начале XII вв. до н. э. Основано хеттами в восточной Анатолии, в период расцвета (XIV–XIII вв.) охватывало обширную территорию. Соперник Египта в борьбе за господство в Передней Азии. Распалось.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Хеттское царство
древнее государство в Малой Азии (18 - начало 12 вв. до н.э.). Основано хеттами в восточной Анатолии; в период расцвета (14- 13 вв.) охватывало обширную территорию. При царе Суппилулиуме (около 1380 г. до н.э.) Хеттское царство соперничало по могуществу с Древним Египтом; царь захватил Сирию и покорил большую часть Ханаана. Его потомок Муватали выстоял в битве при Кадеше (1285 г.) с фараоном Рамсесом II. Илл. см. на стр. 782.

Источник: Исторический словарь

ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО
древнее гос-во в М. Азии, существовавшее в 18 - нач. 12 вв. до н. э. Предшественниками X. ц. были малоазийские политич. объединения 20-19 вв. до н. э., упоминаемые в док-тах на староассир. диалекте аккадского яз., найденных в торг. центрах, где были колонии ассир. купцов: Канес (хеттское; ассир. - Каниш), Хаттусас (хеттское; ассир.- Хаттушаш), Бурусханда (хеттское; ассир. - Бурушханда). Эти объединения, как позднее и X. ц., включали население, принадлежавшее к разным этнич. группам: хеттам, хатти и др.

Ранний период (1-я пол. 18 в. до н. э.). При хеттском царе г. Куссара - Аниттасе (ок. 18 в.) началось гос. объединение нек-рых областей Анатолии, бывших до этого центрами торг. колоний. Аниттас завоевал г. Heca (по к-рому хеттский яз. назывался песийским), Хаттусас. Вассалом Аниттаса стал г. Бурусханда. Столицей X. ц. при нем и др. первых царях X. ц. был Куссар. Найденные в Богазкейском архиве надписи позволяют заполнить пробел между Аниттасом и основателем древнехеттской династии Лабарной (или Табарной) (нач. 17 в.; его имя было титулом хетт. царей).

Древнее X. ц. (2-я пол. 18-16 вв. до н. э.). Как сообщают тексты позднейшего времени, Лабарна расширил границы X. ц. "от моря до моря". Правителем Бурусханды он назначил своего сына. При преемнике Лабарны - Хаттусили I (сер. 17 в.) окончательно были включены в состав X. ц. Цальпа и ряд юго-вост. областей М. Азии. Столица была перенесена в Хаттусас. В ряде док-тов древнего X. ц., начиная с "Анналов" Хаттусили I, упоминается борьба хеттов с городом Халаб или Халпа (в Сев. Сирии, совр. Халеб (Алеппо)). Этот город был завоеван царем Мурсили I (кон. 17 в.) - сыном Хаттусили I, по более поздним источникам - внуком, при к-ром воен. мощь X. ц. достигла наивысшего подъема. Ок. 1595 (или по др. хронологии - ок. 1650) Мурсили I взял Вавилон. При его преемнике Хантили I каскайские племена совершили опустошительный набег на северную часть X. ц. и угрожали его столице. Охватывающий примерно сто лет период, который следовал за царствованием Мурсили I, был заполнен междоусобицами, актами кровной мести и дворцовыми переворотами. Последним крупным царем древнего X. ц. был Телепину (кон. 16 в.).

Судя по "Завещанию" Хаттусили I из Богазкейского архива, власть царя в то время не была безграничной. Значит. полномочиями обладало собрание панкус (хеттское pankus - собрание всех), объединявшее всех свободных членов общества, способных носить оружие. К собранию царь обращался по вопросам престолонаследия. Хаттусили I в своем "Завещании" обращается к собранию по поводу изменения порядка наследования: вместо племянника царя по женской линии он объявляет наследником сына царя и заявляет, что впредь никто не должен назначать наследником сына своей сестры (это можно рассматривать как отражение процесса перехода от счета родства по матери к счету родства по отцовской линии). Хаттусили I предписывал будущему царю советоваться с собранием по делам, связанным с преступлениями, особенно религ. характера.

Стремясь положить конец эпохе смут, кровопролитных междоусобиц и распрей в царском роде, Телепину возродил права собрания, к-рое (как и во времена Хаттусили I) вновь должно было разбирать споры царя с членами царского рода. В период, предшествовавший воцарению Телепину, преступления, совершавшиеся представителями высшей знати, оставались безнаказанными. Фактически высшие сановники перестали быть подсудными собранию, что было следствием обнаруживавшегося уже в текстах 17 в. неравноправия высших сановников и рядовых придворных. При Телепину собрание получило право судить не только высших сановников, но и царя - в случае, если тот посягнет на жизнь членов своего рода. Закрепляя реформу порядка наследования царской власти, начатую Хаттусили I, Телепину установил нормы, действовавшие на протяжении последующей истории X. ц.

К эпохе Древнего X. ц. относится один из вариантов хеттских законов, где сообщается, что при "отце царя" (возможно, Телепину) имела место реформа законодательства, приведшая к значит. смягчению наказаний и отмене древних обычаев. К этому времени хеттское право начало ориентироваться не столько на наказание виновного, сколько на возмещение пострадавшему. В период Древнего X. ц. часть земель составляла собственность царя. Непосредственно царю (или уполномоченным лицам царя) подчинялись две категории лиц - царские служащие ("люди службы") и царские работники. Существовала система дарений земель высшим сановникам, получавшим иммунитет, в частности, от общегос. повинности (luzzi). Члены общин несли повинность luzzi, "люди службы" и "главы рабынь и рабов", подчинявшиеся непосредственно царю, - . В хеттских законах отражено различие социального положения свободных и рабов, в частности разница между наказаниями за преступление, совершенное по отношению к свободному человеку, и за аналогичное преступление, совершенное по отношению к рабу. Ко времени составления древних хеттских законов (ок. 16 в.) тремя осн. частями X. ц. были его центр. область - "страна хеттов" (хетт. ) с центром в Хаттусасе, Лувия (хетт. , область на Ю.-З. М. Азии; в одном из вариантов хетт. законов используется позднейшее назв. страны на юге М. Азии - Арцава) и Пала - обл. на С.-В. М. Азии. В каждой из этих обл. был свой язык (соответственно хеттский, лувийский и палайский), причем для области Пала и "страны хеттов" сохранял еще значение и древний язык аборигенов - хатти. Осн. языком всего X. ц. уже стал к тому времени хеттский, т. н. несийский язык. Среднее X. ц. (15 - нач. 14 вв. до н. э.). В этот период резко возросла роль юж. областей с преобладающим лувийским и хурритским населением. Имена царей среднехеттского периода, сохранившиеся в списках царей, - лувийские. Скудость данных об этом периоде, сводящихся преим. к дарственным грамотам на землю и перечням имен царей, можно объяснить тем, что в это время особенно возросла роль юж. лувийских областей и соответственно иероглифич. лувийских надписей, видимо, в то время писавшихся на дереве и поэтому до нас не дошедших, в отличие от клинописных хеттских глиняных табличек. Один док-т хеттского царя Нового X. ц. Мурсили II (14 в.) можно истолковать как сообщение о том, что он повелел писать на клинописных таблицах те религ. установления, к-рые до этого (при царях Среднего царства) искажались по вине писцов, писавших иероглифами на дереве. Этот текст согласуется с гипотезой об искусств. восстановлении в начале Нового X. ц. хеттской языковой традиции и хеттской клинописи в стране, где преобладающая роль уже принадлежала не хеттам. Назв. "X. ц." в этот период являлось уже условным, но оно имело известное оправдание в том, что хеттский (несийский) язык оставался главным офиц. языком канцелярии хеттских царей, столица к-рых по-прежнему именовалась Хаттусас, хотя гибель ее и всей воплощавшейся в ней собственно хеттской традиции подготавливалась уже с конца Древнего царства благодаря возвышению юж. лувийско-хурритских областей. С 15 в. X. ц. во все большей степени испытывало начавшееся еще со времени Хаттусили I влияние культуры хурритов, выступавших в Сев. Сирии и Месопотамии в качестве наиболее мощных противников хеттов.

Новое X. ц. (14 - нач. 12 вв. до н. э.). Хеттские цари этого времени были хурритами: при рождении они получали хурритские имена, а хеттские имена им давались по восшествии на престол. Близ столицы Хаттусас в скульптурной галерее Язылыкая, являющейся памятником хурритско-лувийского мону- ментального стиля, лувийскими иероглифами записаны хурритские имена богов и богинь. У писцов, записывавших хеттские тексты, в это время обычно были лувийские и хурритские имена. Первым крупным царем Нового X. ц. был Суппилулиума I (нач. 14 в.), к-рый после длит. войны победил Митанни, сделал своим вассалом Угарит. Его сыновья начали править сирийскими гос-вами - Халабом и Каркамишем (см. Кархемиш). Царь Мурсили II осуществил ряд походов, приведших к полному восстановлению хеттского воен. могущества. Начиная с царствования Мурсили II, Египет и X. ц. как две наиболее мощные державы Бл. Востока вступили в единоборство за преобладание в Сирии. После сражения между египтянами и хеттами при Кадеше ок. 1312 (по др. хронологии, ок. 1291) египтяне были вынуждены смириться с мощью хеттских царей. При Хаттусили III между Египтом и хеттами в 1296 (по др. хронологии, 1269) был заключен договор о дружбе, по которому Египет признавал права хеттов на Сев. Сирию. Против X. ц. выступили: при хеттском царе Тудхалии IV - Ахиява, ранее поддерживавшая дружественные отношения с X. ц.; при царе Арнуванде III (кон. 13 в.) на западе М. Азии - коалиция гос-в, включавшая Ахияву и Арцаву. В кон. 13 - нач. 12 вв. X. ц. пало в основном по причинам внутр. характера. Благодаря усилившимся центробежным тенденциям властители вассальных областей и союзные царьки отложились от гл. центра Х.ц., что привело к его гибели, не помешавшей, однако, длит. сохранению культурной традиции в юж. вассальных областях с лувийским населением. Толчком к падению X. ц. послужило переселение на восток М. Азии т. н. "народов моря".

В период Нового царства центр X. ц. был окружен цепью союзных и вассальных гос-в, игравших роль буфера между хеттами и их могуществ. противниками (такими, как Египет). Сходство гос. договоров с наставлениями должностным лицам может считаться свидетельством того, что последние могли рассматриваться как особая категория вассалов хеттского царя. Иерархич. организация всего гос-ва, где отд. областями правили наместники, получившие их от царя, соответствовала в масштабе всего общества структуре наделов (дарений), при к-рой получавшие зем. наделы должны были нести соответствующую хоз. повинность (хеттское ) или воен. службу. Рабы составляли относительно небольшую часть всего населения. Между рабами и свободными хеттами существовало промежуточное социальное сословие военнопленных, к-рым давались особые зем. наделы. Наличие этого сословия, а также роль двух специфич. форм повинности ( и luzzi), аналогичных вассалитету, выделяют хеттское общество среди др. древневосточных обществ. близких к рабовладельческим. В качестве особых социальных сословий, помимо царя и высших должностных лиц, выступают "воины" (хеттское tuzzi - войско) и "жрецы" (хеттское sankunni). Х-во общины, обеспечивавшей себя всем необходимым, носило замкнутый самодовлеющий характер; она могла охватывать ряд разбросанных угодий, включала в свой состав не только скотоводов и земледельцев, но и ремесленников.

В период Нового царства власть царя стала неограниченной, он приобрел черты обожествляемого вост. деспота. Воен. подвиги царей в анналах рассматриваются как выражение мощи, ниспосылаемой богами. Представление о божественном происхождении власти царя явственно выражено в молитве о царе, согласно к-рой бог грозы - владетель неба, земли и народа отдал страну хеттов царю, чтобы тот правил ею. В этой молитве отношения между богом и царем описываются в тех же терминах, к-рые обычно употребляются в хеттских текстах, когда речь идет об отношениях между хеттским царем и его вассалами.

Правители хеттского царства. Ранний период (1-я пол. 18 в. до н. э.): Питханас; Аниттас.

Древнее царство (2-я пол. 18-16 вв. до н. э.): Тудхалия I (1740-10); Пу-саррума (1710-1680); Лабарна I (1680-50); Лабарна II (Хаттусили I) (1650-20); Мурсили I (1620-1590); Хантили I (1590-60); Циданта I (1560-1550); Аммуна (1550-30); Хуцция (1530-25); Телепину (1525-1500).

Среднее царство (15 - нач. 14 вв. до н. э.): Аллувамна (1500-1490); Хантили II (1490-80); Циданта II (1480-70); Хуцция II (1470-60); Тудхалия II (1460-40); Арнуванда I (1440-20); Хаттусили II (1420-1400); Тудхалия III (1400-1380).

Новое царство (14 - нач. 12 вв. до н. э.): Суппилулиума I (1380-40); Арнуванда II (1340-39); Мурсили II (1339-06); Муватали (1306-1282); Урхи-Тешуб (Мурсили III) (1282-75); Хаттусили III (1275-50); Тудхалия IV (1250-20); Арнуванда III (1220-1190); Суппилулиума II (1190-80).

Примечание. Датировка дана в соответствии с работами хеттологов Б. Грозного, О. Герни, А. Гетце. Датировка, предлагаемая др. хронологией, основывающейся на общей хронологии для всей Передней Азии, расходится с данной прибл. на 60 лет для Древнего царства и прибл. на 30 лет - для Нового царства. Периоды царствования большинства царей даны приблизительно.

Лит.: Менадбе Э. A., Хеттское общество, Тб., 1965; Гиоргадзе Г. Г., Очерки по социально-экономической истории. Хеттского государства, Тб., 1973; Замаровский В., Тайны хеттов, (пер. со словацкого), М., 1968 (библ. сост. В. В. Ивановым); Neuere Hethitenforschung, hrsg. von G. Walser, Wiesbaden, 1964; Friedrich J., Die hethitischen Gesetze, Leiden, 1959; G?tze A., Kleinasien, 2 Aufl., M?nch., 1957; Gurney O. R., The Hittites, 2 ed., L., 1961; Otten Н., Das Hethiterreich, в кн.: Kulturgeschichte des Alten Orients, Stuttg., 1961.

В. В. Иванов. Москва. —***—***—***—

Хеттское царство
хеттское цво

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976