народ, живший в центральной части Малой Азии. Основали Хеттское царство. В широком значении – все население Хеттского царства.
Хетты
ХЕТТЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Хетты
древний народ, живший в центральной части Малой Азии. Основали Хеттское царство. Хетты были первым известным нам народом, выплавлявшим железо и торговавшим железными орудиями. Способ изготовления железа они держали в секрете.
Источник: Исторический словарь
Хетты
Хетты (Hittites), древн. народ М. Азии, достигший процветания в 1700-1200 гг. до н.э. X. были индоев-роп. народом, пришедшим, вероятно, из Сев. Причерноморья и расселившимся в Анатолии к кон. 3-го тыс. до н.э. Они основали Хаттушаш, столицу гос-ва, и постепенно распространили свое влияние на большую часть Анатолии и Сирии. Мурсилис I даже достиг Вавилона ок. 1595 г. до н.э., но после его смерти гос-во раздирали внутр. распри. Вершина расцвета и могущества X. была достигнута в период правления Суппилу-лиумы (ок. 1375-1335 гг. до н.э.). Прибл. в 1285 г. X. встретились с египтянами в знаменитом, но не принесшем победы ни той, ни др. стороне сражении при Каде-ше. Впоследствии две великие державы заключили мир, но ок. 1200 г. до н.э. империя X. рухнула под натиском "народов моря". На месте Хаттушаша (близ совр. Бо-газкея) обнаружена бесценная коллекция памятников хеттской клинописи.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Хетты
Заимствованное в Ветхом завете (перевод Лютера) назв. племен и народов, населявших Сирию и Ю.-В. М. Азии в 1-м тыс. до н. э. В настоящее время назв. «X.» применяется для обозначения индоевропейских носителей государства Хатти 2-го тыс. до н. э. (государство возникло в 1700 до н. э. в центральной части М. Азии и распространилось затем почти по всей М. Азии, а также Сев. Сирии). Столицей государства была Хагтуса (совр. Богазкей, 150 км юго-западнее Анкары), вблизи нее находилось украш. рельефами святилище (Язылыкая). В области религии и в литературе наблюдалось прежде всего хурритское влияние. Из отдельных хеттских княжеств в излучине р. Галис образовалось государство, которое имело еще сильные родовые пережитки, но развивалось в сторону абсолютной монархии. Экспансия X. началась в 17 в. до н. э. (Хаттусили I, Мурсили I) и была направлена прежде всего через Тавр в Сев. Сирию. После периода междоусобицы, обусловл. внутр. противоречиями, экспансия возобновилась, ее результатом стало создание великого Хеттского царства, которое просуществовало почти 150 лет в столкновениях с Мшанни и Египетской державой, поглотив часть Сирии вплоть до Ливана. Ок. 1200 до н. э. государство X. погибло в результате вторжения «народов моря».
Источник: Словарь античности. 1989
ХЕТТЫ
(англ. Hittites), или хатти, в египетских источниках — Kheta, народ, около 2000 г. до н.э. проникший с севера в Анатолию и Левант. Подробности их происхождения более чем неясны. История X. распадается на три периода. Во время Древнего царства (1750–1450 гг. до н.э.) они образовали государство в Центральной Турции со столицей в Куссаре, затем в Богазкее. Мурсили I в 1600 г. до н.э. опустошил Северную Сирию и продвинулся до Вавилона, но его достижения были эфемерными. В 1450–1200 гг. до н.э. на большей части территории Анатолии — Северной Сирии было создано более стабильное государство, которое вытеснило царство Митанни и успешно соперничало с Ассирией и Египтом (битва при Кадете, 1286 г. до н.э.). Падение хеттского царства произошло внезапно, в 1200 г. до н.э., когда в регионе началось крупное передвижение народов, часть которых достигла Египта в лице «народов моря». Хеттские пункты в Северной Сирии тем не менее сохранились, образовав цепочку сиро-хеттских или неохеттских городов-государств (Кара-тепе, Синджерли, Сакче-Гези, Малатия, Атчана и наиболее важный — Кархемыш), все они были аннексированы Ассирией в 8 в. до н.э. X. представляют интерес с различных точек зрения. Их открытие составило одну из наиболее блестящих глав археологической и филологической идентификации. Из основных языков империи хеттский и хеттский иероглифический были в значительной степени индоевропейскими, наиболее ранними из известных. Хуррийский (язык хурритов) не был индоевропейским, как и аккадский, широко распространенный в торговых и дипломатических отношениях. Встречается также аккадская клинопись, хотя для монументальных надписей использовались главным образом местные иероглифы. Хеттское искусство довольно примитивно, однако впечатляет внутренней энергией, которая особенно заметна в резных рельефах. На них подчеркнута круглоголовость, отличавшая X. от их предшественников в Анатолии. Следует отметить, что именно X. открыли способ плавки железа, секрет, который они ревниво оберегали вплоть до своего падения.
Источник: Археологический словарь. 1990
ХЕТТЫ
народ, населявший центр. часть Хеттского царства. Хеттский, или несийский, яз. (от г. Heca - древнего центра X.), на к-ром говорили X., принадлежал к анатолийской (хетто-лувийской) ветви индоевропейской семьи языков; поэтому обычно считается, что X. (как и носители др. анатолийских языков - лувийские племена и палайцы) или их предки - носители диалектов общеанатолийского языка, от к-рого произошли все эти три языка, переселились в М. Азию либо через Балканы ("западная" теория), либо через Кавказ ("восточная" теория). В пользу вост. (кавказского) пути переселения говорит преимуществ. роль вост. городов X. в Древнем Хеттском царстве (2-я пол. 18-16 вв. до н. э.) и нек-рые свидетельства архаичных ритуалов (напр., образ солнца, встающего из-за моря). По др. гипотезе, X. принадлежали к древнейшему населению М. Азии, что предполагает более южную первонач. область расселения для носителей всех индоевропейских диалектов. Судя по заимствованиям из языка X. и собственным именам, встречающимся в док-тах на староассирийском диалекте аккадского языка, найденных в торг. центрах Анатолии, где были колонии ассир. купцов, X. к рубежу 3-2-го тыс. до н. э. уже находились в М. Азии. Памятники изобразит. искусства X. 2-го тыс. до н. э. свидетельствуют о том, что их антропологич. облик к этому времени обнаруживает следы смешения сдр. этнич. группами, а хеттская культура - следы взаимодействия с культурой хатти та позднее - с культурой хурритов. В период Нового царства (14 - нач. 12 вв. до н. э.) X. уже не были господствующим этнич. слоем, хотя хеттский язык (с нек-рым числом лувийских вкраплений) оставался осн. языком гос. док-тов Хеттского царства. После падения царства X. (12 в. до н. э.) прямые свидетельства о них прекращаются (носители "позднехеттской" культуры на юго-востоке М. Азии и в Сев. Сирии, иногда называемые "хеттами" в иноязычных текстах, в частности ветхозаветных, по языку были лувийцами). Засвидетельствованный в Лидии памятниками 1-го тыс. до н. э. лидийский язык особенно близок (по сравнению с ликийским и др. позднеанатолийскими) к языку X. и в нек-рых отношениях может считаться его продолжением. В более широком смысле термин "X." употребляется для обозначения всех жителей Хеттского царства, а также исторически связанных с ним позднейших гос. образований Сирии. Лит.: Гиоргадзе Г. Г., "Текст Анитты" и нек-рые вопросы ранней истории хеттов, "ВДИ", 1965, No 4(94); Schaeuble J., Zur Anthropologie der Hethiter, "Mitteilungen der Anthropologischen Gesellschaft in Wien", 1957, Bd 87; Sommer P., Hethiter und Hethitisch, Stuttg., 1947. В. В. Иванов. Москва.
ХЕТТЫ
общее назв. племен и народностей, населявших цент. и вост. части М. Азии и Сев. Сирию во 2-м — нач. 1-го тыс. до н.э. (ассирийцами применялось также к жителям Финикии и Палестины). Назв. «Х.» относилось первонач. к племенам или племени хатти (протохеттам), жившим в излучине р. Галис (совр. Кызыл-Ирмак) вокруг г. Хаттушаш и говорившим на языке, принадлежавшем к числу кавказских). В сер. 2-го тыс. термин «Х.» начинает применяться к населению Хеттского царства. Язык хатти к этому времени вымер, вытесн. индоевроп. неситским языком, к-рый чаще всего называется хеттским, или хеттским клинописным. В 19 — 17 вв. до н.э. среди хеттских племен начинается процесс образования классов. Возникает ряд мелких, постоянно боровш. между собой ранних рабовлад. гор.-госуд. — Неса, Куссар, Хаттушаш и др. В 17 в. до н.э. правителям Куссара — Анитте и Табарне (принявшему титул великого царя) — удалось создать значит. объед. (Хеттское Др. царство). Позднее столица объед. была перенесена из Куссара в Хаттушаш. Около 1600 до н.э. царь Мурсил I предпринял набег на Сирию и Вавилонию, разрушив г. Вавилон. Следующий период был наполнен дворцовыми смутами и восстаниями покорен. народов. Единство Хеттского царства было восстановлено царем Телепином (16 в. до н.э.). Однако крупной политич. роли Хеттское царство не играло вплоть до времен Суппилулиумы (2-я пол. 15 в. до н.э.), с правл. к-рого начинается период Хеттского Нового царства. Суппилулиуме удалось разгромить и поставить в зависимое положение царство Митанни в Сев. Месопотамии и покорить гор.-госуд. Сирии. Непрерыв. войны с Египтом происходили при преемниках Суппилулиумы — Мурсиле II и Муватале (14 в. до н.э.). При них бывшая терр. Митанни перешла к Ассирии, к-рая создала серьезную угрозу на фланге хеттов. Сложивш. обстановка привела к заключ. мирного договора между егип. фараоном Рамсесом II и хеттским царем Хаттусилем III (1296 до н.э.). Между хеттскими и егип. владениями была установлена граница, оставлявшая за хеттами Сев. Сирию и Сев. Финикию. Наряду с войнами в Сирии, Хеттское царство вело ряд войн и в М. Азии, поставив в зависимость от себя царства Ахиява (по-видимому, колонию греков-ахейцев в ю.-з. части М. Азии или на о-ве Родос), Ассува (греч. Асиа, откуда термин «Азия») — позднее Лидию на З. М. Азии, а также, вероятно и Трою. В кон. 13 — нач. 12 вв. до н.э. в результате движения племен, живших на Балканском п-ове в обл. Эгейского м. и на З. М. Азии («народы моря»), Хеттское царство было разрушено. На его месте, в ю.-в. части М. Азии и Сев. Сирии образовалось неск. мелких царств, пользовавш. особой письменностью и языком, условно назыв. «хеттским иероглифическим». Большинство из этих царств было в теч. 9 — 8 вв. до н.э. завоевав. Ассирией. Коренная обл. Х. — вост. часть М. Азии до гор Тавра — к 8 в. до н. э. вошла в состав Фригии; население ее во 2-ой пол. 1-го тыс. до н.э. называлось капподокийцами, или белыми сирийцами.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Хетты
народ, населявший центральную часть Хеттского царства. О путях переселения хеттов в Малую Азию существуют различные точки зрения: «западная» - через Балканы, «восточная» - через Кавказ. По другой гипотезе хетты принадлежали к древнейшему населению Малой Азии. Судя по заимствованию из языка хеттов, относящегося к хетто-лувийским языкам, и собственным именам, встречающимся на староассирийском диалекте аккадского языка, найденных в торговых центрах Анатолии, где были колонии ассирийских купцов, хетты к рубежу 3 – 2 тыс.до н.э. уже находились в Малой Азии. Памятники изобразительного искусства хеттов 2 тыс. до н.э. свидетельствуют о том, что их антропологический тип к этому времени обнаруживает явный кавказоидный облик, а хеттская культура – следы взаимодействия с культурой хатти (См. Хатти) и позднее – с культурой хурритов (См. Хурриты). В 14 – 12 в.в. хетты уже не были господствующим этническим слоем, хотя хеттский язык оставался основным языком государственных документов. Носители позднехеттской культуры на юго-востоке Малой Азии и в Северной Сирии были лувийцами (См. Лувийцы). Искусство хеттов связано с художественными традициями более древнего населения Малой Азии. К так называемому протохеттскому периоду относят золотые, бронзовые и медные штандарты – эмблемы, целостные, слабо расчлененные по формам статуэтки животных (быков, оленей), нередко украшенные гравированным геометрическим узором (2-ая половина 3 тыс. до н.э.), монохромную чернолощеную (кувшины-чайники, кувшины с длинным узким горлом) и полихромную керамику с орнаментом в виде волнистых линий и изображениями животных, близкую изделиям Кипра. Во 2 тыс. до н.э. искусство хеттов, сохраняя самобытность, впитывает воздействия древнеегипетской и шумеро-вавилонской культуры (См. Вавилоно-ассирийская культура), оказывая в свою очередь влияние на искусство Сирии и Ассирии. Открытые поселения с круглыми и прямоугольными глиняными хижинами на булыжном фундаменте сменяются к началу 2 тыс. до н.э. крепостями-убежищами и крепостями-поселениями, округлыми в плане, со сложной системой укреплений из каменных монолитов. Для построек хеттов характерно применение каменных фундаментов и цоколей, деревянных и каменных свободно стоящих опор. Жилые дома (иногда 2-этажные) обычно имеют плоскую крышу и открытый двор перед фасадом. Широко распространенный тип здания (дома, дврца, храма) – так называемый бит-хилани – имеет с продольной стороны вход в виде портика на столбах, обрамленных прямоугольными башнями. Наружные стены таких зданий часто облицовывались внизу плитами с плоскорельефными изображениями (так называемыми ортостатами). Развитые у хеттов круглая скульптура и рельефы, подчинены глыбе камня (мощные полуфигуры львов и сфинксов, выступающие из каменных блоков, обрамляющих ворота внешних стен, массивные статуи божеств). В середине 9 – 6 в.в. до н.э. позднехеттское искусство утрачивает своеобразие, в нем усиливается ассирийское и арамейское влияние. См. Арамеи, Ассирийцы, Хатти.